Что делать если транспорт задел линию электропередач - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Что делать если транспорт задел линию электропередач

Что делать если транспорт задел линию электропередач
12 декабря 2019 | Обо всем

Касание ЛЭП автотранспортом

Контакт автомобилей, перевозимых грузов и спецтехники с воздушными линиями электропередач может привести к разрушению ЛЭП, а если провода находятся под напряжением, то и к короткому замыканию и электротравмам людей, находящимся в автомобиле и рядом с ним. Подобные ситуации возникают при нарушении правил перевозки грузов, неаккуратном выполнении работ вблизи ЛЭП и других аналогичных ситуациях.

Любую проблему проще предотвратить, чем решить и в этой статье рассказывается о мерах безопасности и правилах выполнения работ и перемещения грузов вблизи воздушных линий электропередач. Если касание ЛЭП автотранспортом всё же произошло, то существуют определённые правила поведения, позволяющие уменьшить вероятность поражения людей электрическим током.

Необходимые действия при контакте транспортного средства с ЛЭП

Если грузовик зацепил ЛЭП то, прежде всего, необходимо остановить транспорт и, по возможности не выходя из кабины, осмотреть место контакта автомобиля и провода и оценить шансы на самостоятельное освобождение.

В том случае, если есть возможность при незначительном перемещении транспорта освободить его от зацепления, то это следует сделать. Это правило относится так же к автокрану или экскаватору, но передвигать следует не автотранспорт, а подвижную часть механизма - стрелу или ковш.

Совет! Для освобождения движение следует производить по той же самой траектории, по которой произошло зацепление, но в обратную сторону.

При неопределённых шансах на разделение проводов и механизма, а тем более в том случае, если есть опасность соприкосновения с другими проводами или их обрыве необходимо:

  1. Прекратить движение. Двигатель автокрана или экскаватора выключать не следует - при утечке масла в системе гидравлики может произойти опускание стрелы вниз и обрыв провода. Грузовой автомобиль установить на ручной тормоз.
  2. Исключить прикосновение людей, находящихся в кабине, к корпусу автомобиля. Это может привести к поражению электрическим током.
  3. Сообщить о происшествии диспетчеру электропредприятия. До получения сведений об отключении линии предупреждать приближающихся людей об опасности. Опасным является не только прикосновение к корпусу, но и "шаговое напряжение" радиусом до 8м.

Необходимые действия людей, находящихся внутри автомобиля, зависят от напряжения линии.

При касании проводов 0,4кВ следует оставаться в кабине. Внутри неё люди находятся в относительной безопасности. Покрышки на колёсах изготовлены из резины, обладающей достаточным электрическим сопротивлением, поэтому корпус транспорта оказывается под напряжением относительно поверхности почвы, поэтому прикосновение к металлическим частям автомобиля, особенно стоя на земле, может быть опасным.

Важно! В кабине разные элементы могут иметь потенциал относительно друг друга, поэтому запрещено дотрагиваться до металлических деталей, находясь внутри транспорта.

При касании машиной линии высокого напряжения есть опасность возгорания колёс. Это связано с появлением тока утечки по влажной или грязной поверхности покрышек. В этом случае необходимо немедленно эвакуироваться из кабины из-за опасности загорания всего автомобиля. Если колёса не горят, то безопаснее оставаться внутри автотранспорта.

При эвакуации из машины, попавшей под высокое напряжение, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. При спуске следует избегать одновременного касания корпуса и земли. Для этого необходимо спрыгнуть с небольшой высоты, коснувшись поверхности обоими ногами одновременно.
  2. На поверхности земли присутствует "шаговое напряжение". Поэтому отходить от машины на расстояние до 8 метров следует мелкими шагами, каждый из которых должен быть не более 30см, не отрывая ступни друг от друга. Нельзя бежать или прыгать на одной ноге. При таком передвижении велика опасность падения. Нельзя касаться руками или телом посторонних предметов.

Меры безопасности при проведении работ вблизи ЛЭП

При выполнении работ вблизи и под проводами воздушной линии электропередач с использованием автотранспорта необходимо соблюдать определённые правила. Конкретные меры безопасности выбираются в зависимости от ситуации - высоты проводов, их расположения и других факторов.

Необходимой мерой для обеспечения безопасности людей при работе вблизи линий электропередач является отключение линий, расположенных непосредственно над местом проведения работ, а так же на расстоянии, допускающем возможность случайного прикосновения техники к проводам.

Для этого следует выполнить все необходимые технические мероприятия:

  1. производство отключений производится с вывешиванием плакатов "Не включать, работа на линии";
  2. создание видимых разрывов;
  3. предотвращение возможности случайной подачи напряжения, в том числу путём обратной трансформации;
  4. наложение переносных заземлений с вывешиванием плакатов "Заземлено".

Значительная часть несчастных случаев вызвано работами, выполняемыми не на рабочем месте, а рядом с ним. Поэтому при необходимости расширить рабочую зону необходимо внести изменения в наряд-допуск и план производства работ.

В этих документах указываются границы рабочего места, необходимые технические мероприятия и схемы передвижения людей, автотранспорта и спецтехники.

Для обеспечения безопасности автокранов и других механизмов необходимо заземлять кузов техники. Эта операция производится при помощи переносных заземлений, один конец которых накладывается на предварительно зачищенное место корпуса автокрана, а другой на заземлённую опору линии электропередач или другой электроустановки.

Это необходимо для предотвращения поражения людей наведённым напряжением или в том случае, если транспорт задел линию электропередач.

При передвижении автомобиля и перевозке грузов под высоковольтными проводами, также необходимо принять меры, позволяющие предотвратить касание ЛЭП автотранспортом:

  1. изучить маршрут движения автомобиля и отметить места его пересечения с ЛЭП;
  2. уточнить у обслуживающей электрокомпании правила передвижения в охранных зонах каждой из линий электропередач, пересекающихся с маршрутом следования транспорта;
  3. по требованию энергослужбы выполнить все технические и организационные мероприятия, необходимые для передвижения рядом с ВЛ.

Важно! Если расстояние от груза или кузова автомобиля меньше допустимого, то провода нужно отключить и заземлить. В некоторых случаях необходим демонтаж и последующий монтаж линий электропередач.

Работа автокрана вблизи линий электропередач

Касание ЛЭП автотранспортом возможно не только при перевозке грузов, но и во время работы автокраном и экскаватором вблизи воздушных линий.

Выполнение любых работ, а так же перевозка грузов в положении, при котором расстояние до линии на земле, находящейся под проводом линии электропередач, менее 30м выполняется только по наряду-допуску. В этом документе указываются необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работников.

При отсутствии наряда, например, во время его оформления, крановщик не имеет права не только выполнять какие-либо работы, но и размещать автокран возле ЛЭП.

При выполнении работ по наряду-допуску назначается наблюдающий из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала с группой допуска по электробезопасности не ниже III. При работе возле высоковольтной линии наблюдающий должен иметь допуск "выше 1000В".

Важно! Электромонтёру, осуществляющему наблюдение, запрещается выполнение каких-либо работ.

При работах автокраном стрела не должна приближаться к линии ближе, чем расстояние, указанное в ПТБЭП и ПТЭЭП:

  • до 1кВ - 1,5м;
  • 1-20кВ - 2м;
  • 35-110кВ - 4м;
  • 150-220кВ - 5м;
  • до 330кВ - 6 м;
  • 500-750кВ - 9 м.

При опасности, а тем более необходимости приближения механизмов ближе допустимых расстояний работы производятся с отключением ЛЭП и наложением заземлений.

В некоторых случаях может потребоваться демонтаж и последующий монтаж проводов.