Родителям и воспитателям детей с аутизмом хорошо известны сложности и проблемы обучения таких подопечных общепринятым в обществе привычкам туалета.
Даже для детей без отклонений процедура приучения к туалету и отвыкания от памперсов занимает длительное время. Однако при меточном, планомерном подходе с соблюдением строгой этапности, достижение успеха вполне возможно.
Зачастую родители детей с РАС не имеют физической возможности регулярно посещать специализированные лечебно-профилактические центры. Сегодня эта проблема может быть решена через интернет.
Специалисты проекта «Аутизм. Коррекционная работа на основе поведенческого анализа» (официальный сайт http://aba-kurs.com/) разработали эффективную стратегию моделирования реабилитационного курса, на основании которого планируется индивидуальный туалетный тренинг для аутят.
Практика показала чрезвычайно высокий коэффициент эффективности данной методики в решении задачи приучения аутистов к правильному поведению в туалете.
Преимущества метода – родители в дистанционном взаимодействии со специалистами проводят исследование индивидуальных поведенческих и когнитивных особенностей ребенка с РАС и далее на основании полученных данных составляется индивидуальный план поэтапного тренинга по приучению к горшку.
Конечно, при наличии возможностей взаимодействие родителей ребенка с РАС со специалистами проектной группы может происходить и в очном формате.
Аббревиатура ABA означает Applied behavior analysis – «Прикладной поведенческий анализ». Подразумевается комплекс теоретических основ и практических методик, имеющих своей задачей коррекцию социально значимых аспектов человеческого поведения. В том числе детей и взрослых, страдающих синдромом аутизма.
Основные проблемные пункты адаптации аутистов к корректному поведению в обществе:
Достичь успеха в коррекции привычек поведения и реагирования ребенка с РАС помогает тщательно разработанная многоэтапная стратегия.
Что касается аспектов принуждения и наказания, как показала практика, такие методы недопустимы и неприемлемы. В первую очередь из-за того, что ребенок-аутист, подвергнутый взысканиям, мгновенно замыкается в себе еще глубже и тем самым рушатся все ранее достигнутые результаты.
Начинать следует на как можно более раннем этапе. Не дожидаться появления у ребенка речи или повышения осознанности отношения к окружающему. Чем позже начнется процесс коррекции – тем глубже ребенок закостеневает в ранее приобретенных привычках.
Как только у ребенка сформируется явная периодизация позывов к мочеиспусканию или испражнению, пришло время начинать тренинг по плану.
На первом этапе важно постепенно адаптировать ребенка носить памперсы только во время сна. Формируется неявный стимул проситься на горшок во время позывов.
После каждого правильного проведения туалетного ритуала ребенка необходимо поощрять действиями или событиями, которые ему приносят удовольствие.
Важно на период тренинга использовать такого рода поощрения только после правильного туалета и никогда не применять в обычной жизни. Тем самым формулируется четкая ассоциативная линия. Ведешь себя хорошо – получи поощрение.
Обучение и прививание навыков осуществляется при помощи хорошо воспринимаемых ребенком форматов – видеоматериалы, картинки с изображениями последовательности операции на горшке, личный пример воспитателей и так далее.
Как показала практика, секрет успеха – в четком соблюдении последовательности этапов индивидуально разработанного плана корректирующих мероприятий.