Значение домашнего задания в учебном процессе - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

Значение домашнего задания в учебном процессе

Значение домашнего задания в учебном процессе
14 апреля 2019 | Обо всем

Домашнее задание – особый вид деятельности учеников, который выполняется без непосредственного контроля учителя, но при участии последнего в его организации. Современная классно-урочная система, несмотря на внедрение новейших методик обучения не может реализовать весь комплекс учебных действий, необходимых для полноценного усвоения материала. При этом в ряде случаев педагогически и методически оправдано делегирование части работы на дом для выполнения поставленных педагогом учебных целей.

Обоснованность применения домашнего задания признает СанПиН 2.4.2.2821-10, регламентирующий максимальное время выполнения подобной работы в день в соответствии с возрастом обучающихся. Так в начальной школе дети должны самостоятельно выполнять задания в течение 1,5-2 часов, ученики 5-8 классов 2-2,5 часа, а ребята 9-11 классов 3,5 часа. 

Методические цели домашнего задания

Одна из главных задач домашнего задания – отработка изученных на уроке приемов, методов, форм учебной деятельности. Формирование любых умений требует владения всеми сторонами этого способа деятельности. По причине ограниченности времени на уроках организуется процесс концентрированного запоминания, и изучаемое содержание закрепляется только в кратковременной памяти. Для перемещения изучаемого материала в долговременную память требуется включение механизма повторения, который многие педагоги разумно переносят в домашние условия.

Постоянно увеличивающееся предметное содержание требует от учащихся организации самостоятельной деятельности по его повторению и усвоению. В старшей школе могут быть поставлены более серьезные задачи, связанные с поиском, отбором и анализом информации. Например, учителя обществознания, использующие такую форму работы, как семинар, предлагают школьникам зайти на сайт ЦБ РФ и познакомиться с функциями регулятора, а также узнать, что такое ключевая ставка. Навык самостоятельного поиска сведений и их представления заложен во ФГОС как одно из ключевых метапредметных умений.

К иным функциям домашнего задания относится:

  • отработка применения материала в творческих и стандартных условиях;
  • адаптация учащихся к усвоению нового содержания;
  • теоретическое обобщение содержания посредством мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, классификация и другие);
  • контроль знаний обучающихся – достигается постановкой диагностических заданий. Например, учитель географии при изучении темы «Политическая карта» просит учеников отметить дома на контурной карте современные монархии и объяснить закономерность их расположения по частям света.

Без решебника и тренажера никуда

Огромный дидактический потенциал домашних заданий заключается в вариативности форм, количество которых ограничивается только нормами и фантазией учителя. Выполнить мини-проекты, сделать презентации, таблицы, конспекты, решить математические задачи, с ответами на которые можно свериться на портале  "Решебника" – эти и многие другие задания могут быть поставлены перед ребенком.

Несмотря на многообразие форм домашних заданий многие учителя предпочитают использовать для этого специально разработанные методические пособия – рабочие тетради, сборники контрольно-измерительных материалов, тренажеры или решебники. Ученикам такая форма тоже удобна – все вопросы под рукой. В случае необходимости проверить ход решения и правильность ответа можно на сайте с ГДЗ, где все материалы удобно разделены по классам, предметам и источникам заданий.