На главную
На главную

Мотивация персонала: инстинкт зарабатывать

Мотивация персонала: инстинкт зарабатывать
12 Декабря 2018 | Обо всем

Что это за «зверь» и зачем она нужна?

А действительно, зачем? Работает себе человек и работает, план худо-бедно выполняет, зарплату получает, зачем еще что-то выдумывать? Это несерьёзно, а результат, если он будет, лишь временный.

Так рассуждают некоторые руководители и не уделяют должного внимания этой теме, полагая, что его сотрудники – не малые дети, и этот вопрос вполне способны решить самостоятельно. Реалии нашей жизни показывают, что это не совсем так.

Мотивация – ведущая сила, которая помогает работнику справляться с рутиной, реализовывать свои амбиции и продвигать организацию.

Хорошо мотивированный сотрудник – это плодотворная работа, свежие идеи, сокращение или отсутствие увольнений. Иными словами, это основа для процветания и роста вашей компании, следовательно, увеличения вашего собственного дохода.

Желание работать, зарабатывать, продвигаться по служебной лестнице – практически инстинкт.

Почему она не работает сама по себе?

«Зарплату оплачиваю в срок, отпуск есть, соцпакет – да что еще им от меня нужно?!» - восклицает измученный начальник. Давайте посмотрим на ситуацию с двух сторон и обратимся к знаменитой иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

При помощи заработной платы мы можем подняться лишь на две ступени пирамиды, обеспечив себя и семью едой, жильем и уверенностью в завтрашнем дне. А дальше? По статистике, больше половины своей жизни человек проводит на работе. Именно через нее он реализует все свои потребности.

У руководителя с мотивацией проблем обычно нет. Он видит картину «целиком», знает, куда направлять компанию в развитии, и полностью контролирует процесс. Появилась какая-то идея – он тут же ее реализовал. А если при этом и человек хороший, то люди к нему потянутся, и друзья, если в них есть необходимость, появятся сами собой. По нашей шкале у него заполнены все пункты.

Что же происходит «по ту сторону баррикад»? Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения рядового сотрудника. Мы имеем:

  • фиксированную заработную плату;
  • расписанный заранее отпуск;
  • нерушимый распорядок дня;
  • однообразные будни;
  • скучные разговоры на бытовые темы с коллегами.

И вроде бы – чего же вы хотите, развлечений? Сидите себе и работайте!Но вот у соседа конкурента, который тут, под боком, в соседнем здании, и корпоративы иногда шумят, и какие-то мудреные системы бонусов, а работники улыбчивые и счастливые. Работать интересно, в перспективе можно получить повышение. Здорово у них, в общем.

Из всего этого напрашивается вывод: почему сотрудник плохо работает? Да потому что работать у вас ему скучно! Звучит неутешительно, но отчаиваться еще рано!

Что делать, к кому обратиться?

Конечно, на рынке труда есть специалисты по этому вопросу. Проведут мониторинг, опросят сотрудников, разработают план действий. Но если в вашей организации нет лишних денег на дополнительную вакансию, проще и дешевле заняться этим самому.

Мотивация – какая она? Практические советы

Существует множество техник для повышения мотивации, в этой статье мы осветим самые популярные. Есть два вида мотивации: материальная и нематериальная.

Материальная мотивация известна каждому руководителю и ограничивается лишь его фантазией и размером «кошелька» компании:

  • повышение в должности, премии, подарки на праздники, путевки в санатории для сотрудников и членов их семьи – все это использовалось со времен СССР;
  • в наше время список пополнился корпоративными мероприятиями, которые могут быть любого формата и размаха;
  • оплата проезда до работы и расходов на связь также сделают сотрудника более лояльным к своей компании;
  • дополнительные отгулы за определенные заслуги. Человек лучше отдохнет и выспится, а значит, будет лучше работать;
  • повысить эффективность работы и «освежить опыт» помогут оплаченные курсы по повышению квалификации. Еще никогда вложения в обучение не были напрасными;
  • будет просто замечательно, если руководитель поддержит увлечения своих сотрудников, оплатив, к примеру, абонемент в фитнес-зал или бассейн;
  • почему бы за быстро сделанный проект не отблагодарить работников билетами в театр или кино? Не всех, конечно. Практически везде в кинотеатрах существует «универсальный» билет на любой фильм.

Заранее оповестите коллег о своей инициативе, чтобы не было недопонимания, и ваше поощрение не сочли за ухаживания.

Если материальная мотивация обычно «закрывает» две ступени в иерархии Маслоу, то нематериальная решает проблемы во всех остальных сферах. Она представляет собой:

  • похвалу. Да-да. Вы – самая важная и влиятельная персона в организации, для вас это обычное «спасибо», а для человека – вдохновение работать лучше;
  • доску почета. Очень распространенный прием, практически в каждом продуктовом магазине «Магнита» и «Пятерочки» есть при входе рамка с надписью и большой фотографией. Клиенты должны знать отличившихся сотрудников в лицо;
  • сундук идей. Это может быть красивая коробка или банка для записок, или же специально выделенная для этого электронная почта, а может просто папка на столе в приемной. Это ваша «обратная связь» с сотрудниками. Все жалобы (серьезные и конструктивные, с вариантами решения проблемы), предложения, свежие идеи могут складываться в этот сундук. Обязательное условие – вы готовы выделить время и это прочитать, там, где необходимо, среагировать. Такая идея актуальна в коллективе, где много интровертов, которые не любят выступать публично или просто стесняются;
  • удаленную работу. К сожалению, это подходит не для всех специальностей, но если человек способен выполнять план, не желая тратить свое время на долгий путь до офиса – то почему бы и нет?
  • достижение совместных целей. Это самый сложный вариант. Для его осуществления вам нужно поговорить со своим работником, выяснить его цели и стремления на ближайшие несколько лет (тот самый вопрос при собеседовании: «Кем вы видите себя через 5 лет в нашей компании?»). Желательно, чтобы они совпадали хоть в каком-то месте с планами фирмы. Для реализации любого человека как личности можно использовать проверенную систему RPG игр. Помните? Первый уровень, легкие квесты. Чем выше уровень (знаний, опыта), тем сложнее квесты (задачи, проекты);
  • благодарность за работу перед всем коллективом за достижения или перевыполнение плана. Награда не всегда должна быть в купюрах, иногда достаточно почетной грамоты;
  • игровые элементы. Включают в себя соревнование, соперничество для достижения каких-либо целей. Например, вы директор школы, и необходимо за полгода «подтянуть» успеваемость перед важной проверкой. Рейтинг участников (учителей) должен обновляться как можно чаще и быть на самом видном месте. Даже поначалу равнодушные сотрудники со временем втянутся, не желая оставаться в хвосте;
  • четкую систему наказаний и поощрений. Благодарить и награждать – это хорошо. Но не стоит забывать и про постоянные опоздания, и про невыполнение плана. Когда все радостно и денежно, некоторые сотрудники, наоборот, расхолаживаются, что снижает производительность.

Лучше там, где нас нет

По статистике, в западных странах ситуация с мотивацией радужнее, чем в России. Нестандартными подходами к работе известны Google и Apple, зарубежными специалистами написано множество книг с туториалами, постоянно организуются съезды для обмена опытом. Наши предприниматели активно перенимают методы иностранных коллег, пытаясь на практике воспроизвести их успех.

Почему иногда это не работает?

Не стоит забывать, что у русских людей свой менталитет и своя система ценностей. В большинстве своем мы изобретательны и ленивы. К примеру, бухгалтер, которая работала в фирме ИП, за несколько месяцев сумела автоматизировать свой труд при помощи программ, чтобы больше времени уделять себе любимой и семье. В итоге лишилась работы, так как работодатель больше не нуждался в ее услугах.

Следует помнить, что при любой бонусной системе, при любых способах поощрений русский человек в первую очередь ищет обходные пути и использует всю хитрость и смекалку для скорейшего достижения цели.

Так воспользуйтесь этим и обратите себе и компании во благо!

Источник: PersonJob.ru


362 1
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.