На рынке консультационно-юридических услуг к числу наиболее востребованных относится разработка и согласование паспорт антитеррористической защищенности объекта. Ее популярность объясняется тем, что наличие такого документа является обязательным для большого числа самых различных объектов, а самостоятельное составление является достаточно сложной задачей.
Положения №35-ФЗ, в котором содержатся основные требования российского законодательства в части противодействия террористической угрозе, обязывают разрабатывать паспорт АТЗ для двух групп объектов. К первой относятся места массового скопления, а ко второй - некоторые особенно важные инфраструктурные объекты. Каждую из групп целесообразно рассмотреть отдельно.
В эту группу объектов включаются те здания или ограниченные территории, на которых одномоментно могут располагаться 50 и больше человек. Очевидно, что в этом случае требуется соблюдать повышенные меры безопасности, так как атака террористов способна привести к многочисленным жертвам. Одним из таких мероприятий и выступает разработка ПАТЗ.
По уровню опасности места, где возможно массовое скопление людей, делятся на три категории, для каждой из которых установлены собственные требования защищенности. Самая высшая категория - первая - предполагает возможность присутствия на объекте более одной тысячи человек.
Для второй категории установлены следующие количественные ограничения: от двухсот до тысячи, а для третьей - от пятидесяти от двухсот посетителей. Учитывая приведенное определение понятия “место массового скопления людей, становится понятным, что ему соответствует огромное количество объектов самого различного функционального назначения. В их число входят: учреждения здравоохранения и образования, органы власти всех уровней, спортивные сооружения, культурно-развлекательные постройки, торговые центры и магазины, промышленные предприятия, а также многое другое.
Второй группой объектов, требующих наличие ПАТЗ, выступают инфраструктурные сооружения. Они предназначаются, главным образом, для предоставления населению различных коммунальных услуг и обеспечения нормальных условий для проживания. Любой серьезный сбой в их работе может обернуться масштабными проблемами и вызвать экологическую катастрофу, эпидемии и другие не менее негативные явления.
Включением инфраструктурного объекта в перечень тех, для которых разрабатывается ПАТЗ, занимаются соответствующие подразделения спецслужб в лице ФСБ, МВД и МЧС. К числу подобных сооружений относятся:
трубопроводы, насосные станции и водозаборные узлы системы водоснабжения жилых и промышленных кварталов;
очистные сооружения, включая насосные станции канализационной системы;
котельные и другие объекты тепло- и энергоснабжения, обладающие определенную мощность или работающие круглосуточно.
В течение 2017 года были разработаны и утверждены соответствующими Постановлениями российского Правительства (ПП) формы ПАТЗ для объектов, принадлежащих различным отраслям и ведомствам. Это несколько упростило процедуру оформления документа.
Кроме того, в №35-ФЗ и ряде поясняющих его положения ПП достаточно четко сформулированы требований к содержанию ПАТЗ. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой в документ в обязательном порядке включается следующая информация:
общие данные об объекте и организации, которая занимается его эксплуатацией. Речь в этом случае идет о названии, реквизитах, контактных данных, режиме работы, штатной численности сотрудников, количестве посетителей в разное время работы и т.д.;
анализ рисков возможной атаки террористов или возникновения ЧС, основанный на данных об аналогичных объектах и уже случившихся ранее чрезвычайных ситуациях или авариях;
перечень мероприятий и действий, которые предпринимаются для обеспечения требуемого уровня АТЗ;
сведения об используемых на объекте охранно-защитных системах, оборудовании и других технических средствах;
подробные планы и схемы всех построек и инженерных коммуникаций, расположенных на территории объекта, для которого разрабатывается ПАТЗ;
детальная план-схема взаимодействия ответственных подразделений эксплуатирующей организации и силовых ведомств в лице МЧС, МВД и ФСБ в случае террористической атаки;
список нормативных документов, которые были использованы в процессе работы над составлением ПАТЗ.
Популярность услуги по оформлению ПАТЗ объясняется несколькими факторами. Один из них - требование законодательства, обязательное для выполнения большим количеством хозяйствующих субъектов - было подробно рассмотрено выше. Однако, не стоит забывать и о еще одной, не менее важной причины, которая заключается в сложности процедуры самостоятельного составления документа. Наибольшие проблемы вызывает несколько моментов, в частности:
получение многочисленных согласований. Как правило, речь идет о необходимости утвердить ПАТЗ не только в органе местной власти, но и сразу в нескольких силовых ведомствах, включая ФСБ, МЧС, МВД и относительно недавно образованную Национальную гвардию;
отсутствие у работников хозяйствующего субъекта профессиональных навыков и опыта, достаточных для грамотного оформления ПАТЗ;
недостаточно детально прописанная в действующей нормативно-правовой базе процедура разработки и дальнейшего согласования документа, которая создает почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных чиновников и сотрудников силовых ведомств.
Обращение в серьезную специализированную компанию, давно и продуктивно работающую на рынке консультационных и юридических услуг, например, "Эталон Гарант", позволяет гарантированно получить по разумной цене грамотно составленный и согласованный со всеми заинтересованными инстанциями ПАТЗ. При этом отсутствует необходимость отвлекать собственных сотрудников от их прямых должностных обязанностей.