Почему падают лифты - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Навигация
Инфоурок
Пробный доступ к системе Гарант
Бесплатный вебинар - технопрогресс
Техносферная безопасность- обучение

Почему падают лифты

Почему падают лифты
3 октября 2018 | Обо всем

Лифт относится к категории транспортных средств повышенной опасности. С целью недопущения аварий и человеческих жертв, лифтовые системы оборудуются многократными дублирующими системами безопасности.

Почему же тогда в прессе регулярно появляются сообщения о трагических авариях с лифтами? 

Самое печальное – погибают или получают тяжелейшие травмы ни в чем не повинные люди.

Как утверждают специалисты, степень защиты современного лифта такова, что падение кабины в шахту они относят к категории фантазий голливудских сценаристов. Дескать, на самом деле, тросы лифта могут оборваться и кабина упасть в шахту только в кино.

Однако сухая статистика свидетельствует об обратном:

  • Ежегодно в нашей стране фиксируется от 30 до 40 аварий лифтов, повлекших травмы людей и человеческие жертвы.
  • Около 15 человек ежегодно погибают в авариях лифтов.
  • Порядка 40 человек в год получают в авариях лифтов тяжелые травмы и увечья.

Довольно страшная фантастика получается. Специалисты Ростехнадзора объясняют высокую аварийность в лифтовом хозяйстве изношенность парка оборудования и халатным отношением обсуживающих организаций.

Во избежание аварийности лифтовых систем и для защиты здоровья и жизни людей необходимо в установленные нормативами сроки производить профилактические проверки, проверки, техническое освидетельствование лифтов, своевременно устранять выявленные проблемы, производить замену изношенного оборудования.

Лифтовое хозяйство изнутри

Произошедшие за несколько последних лет аварии с лифтами показали – кабины действительно не падали в шахту из-за оборвавшихся тросов. Трагедии происходили по другим причинам.

  • Жилицы вызвали лифт, кабина приехала и открылась. Люди начали заходить в лифт, но кабины на месте не оказалось. Результат – падение с огромной высоты и тяжелейшие травмы.
  • В результате перегрузки и изношенности лифта днище кабины отваливалось и пассажиры падали в шахту.
  • Из-за неисправности резко увеличивается скорость движения вниз, но клиновые аварийные тормоза не срабатывают и кабина не устанавливается, как это должно быть в случае превышения установленной скорости движения.

Несколько лет назад лифты были выведены из системы контроля Ростехнадзора. За два года, пока лифтовое хозяйство не было возвращено под крыло Ростехнадзора, был зафиксирован резкий рост количества аварий и несчастных случаев с лифтами.

Последующие массовые проверки выявили причины высокой аварийности:

  • В среднем по стране в эксплуатации находится около 35% лифтов, полностью отслуживших максимальный строк в 25 лет.
  • Эксплуатацией и обслуживание, ремонтом лифтов во многих случаях занимаются непрофильные организации и специалисты, не имеющие соответствующей подготовки и квалификации.
  • На одного механика зачастую приходится зона обслуживания в количестве 125 и более лифтов.

Периодические осмотры и проверки проводятся формально. Изношенные детали и оборудование не заменяются вплоть до наступления аварийной ситуации. К слову, стоимость одного лифта в среднем составляет около 1000000 рублей.

Лучше всего дела обстоят в городе Москва. По московской статистике, в эксплуатации находится всего 3,5% отслуживших свой срок лифтов. Такое относительно благополучное состояние объясняется тем, что городские власти Москвы активнейшим образом занялись налаживанием порядка в лифтовом хозяйстве после трагедии в элитном жилом комплексе «Алые паруса», когда в лифте погибла женщина.

Тогда как в 19 регионах нашей страны доля полностью изношенных лифтовых систем достигает 50% и даже более.

По результатам расследований аварий и несчастных случаев выяснилось, что граждане обладают крайне низкой грамотностью в отношении безопасного пользования лифтами.

Многих несчастных случаев можно было бы избежать, если бы люди проявляли должную осторожность и бдительность. Например, жильцы вызывали лифт, а когда двери открывались, торопились сразу войти внутрь, не позаботившись прежде убедиться, что кабина находится на месте.

 

Александр Беляев