Открытие собственного дела всегда носит определенную долю риска. Далеко не каждая идея бизнеса может дать ожидаемый успех. Но есть и практически беспроигрышные варианты, когда предприятие создается по уже успешному проекту. Примером может служить франшиза с небольшими вложениями.
Данная схема бизнеса предусматривает открытие собственного дела под уже известным брендом, по отработанным стандартам и механизмам ведения всех процессов.
Преимущества франшизы для начинающих предпринимателей:
- Практически гарантированный успех бизнеса;
- Отсутствие необходимости проработки каждой детали работы;
- Постоянная поддержка со стороны специалистов по разным аспектам бизнеса;
- Обеспечение необходимой продукцией и материалами для работы на выгодных условиях;
- Документационное обеспечение деятельности.
Кроме того, у каждой франшизы можно найти свои преимущества, которые непосредственно связаны либо со спецификой направления, либо с самим брендом. К примеру, одними из самых успешных предложений на рынке франшиз являются магазины фиксированных цен. Такой формат появился относительно недавно, но с подобными торговыми точками, где все товары по одной цене, знаком практически каждый. Во многих случаях развитие сети ведется именно посредством продажи франшизы. Предприниматель приобретает у франчайзера – собственника бренда и бизнес-идеи, право использовать их в своей работе. С момента подписания договора покупатель франшизы становится франчайзи и может работать под известным брендом, полностью копируя фирменный стиль торговых точек, принципы работы и ассортимент. Кстати, большинство франшиз магазинов фиксированных цен предусматривает, что франчайзер обеспечивает франчайзи всем ассортиментом товаров, что практически снимает с последнего проблему разработки товарной матрицы и поиска поставщиков.
Франчайзер предоставляет схемы организации торговой точки, выкладки товара и т.д. Предпринимателю только остается перенести это в реальность в своем помещении и начать работать с учетом советов владельца франшизы.
Однако, в работе по франчайзинговому договору есть и определенные негативные моменты:
- Жесткие финансовые обязательства: паушальный взнос – плата за приобретения права работать по франшизе, роялти – периодические платежи, которые могут быть как в виде фиксированной суммы, так и в процентах от выручки или прибыли;
- Необходимость строго соблюдать все стандарты франчайзера – при любых нарушениях, например, в выкладке товара или включения в ассортимент не утвержденной продукции, франчайзи может быть оштрафован, а в крайних случаях с ним могут расторгнуть договор;
- Значительный объем отчетности – большинство франчайзеров строго следит за показателями работы франчайзи, поэтому они обязаны постоянно предоставлять различные виды отчетности;
- Ограничения в возможностях развития – многие франшизы предусматривают строгий формат работы, например, магазин фиксированных цен должен быть определенной площади и иметь регламентированный ассортимент, изменить данные параметры франчайзи не вправе.
Подобные трудности франчайзингового договора останавливают многих предпринимателей от приобретения интересных предложений на рынке франчайзинга. Между тем, практика показывает, что все они либо преодолимы, либо просто крайне необходимы для достижения успеха. Например, приобретая франшизу магазина фиксированной цены предпринимателю просто необходимо отслеживать множество показателей для выхода на стабильную прибыль, поэтому франчайзер и требует отчетность по ним. А ограничения в развитии нивелируются возможностью тиражирования бизнес-идеи, все франчайзеры охотно помогают своим партнерам развивать собственную сеть по франшизе.
Правильно подобранная франшиза – это реальная возможность открыть собственное дело без риска прогореть, но требует серьезное отношение к делу и готовность много трудиться.