В современную эпоху активного перехода на рельсы цифровой экономики как никогда остро стоит проблема обучения и повышения квалификации персонала. К счастью, современные информационные и компьютерные технологии позволяют реализовать управление обучением и развитием персонала в удаленном формате.
Система дистанционного обучения персонала реализуется на основе «облачной технологии», в формате комплекса компьютерных приложений или сервисов, доступных учащимся через интернет.
Система оценки обучения персонала чаще всего выполняется в форме интерактивных тестов. Со стороны преподавателей управление обучением и развитием персонала при этом фактически ограничивается общей координацией процессов, в целом полностью происходящих на основе компьютерных алгоритмов.
Плюсы и минусы дистанционного обучения персонала
Дистанционное обучение привлекательно по ряду причин:
Однако такого рода компьютерная «механизация» учебного процесса практически исключает один из наиболее значимых для качественного обучения фактор – участие преподавателя как личности, особенно это актуально при организации дистанционного обучения по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.
Преподавателями в учебных центрах, как правило, работают опытные профессионалы, обладающие обширным опытом, знающие все секреты профессии изнутри. В живом общении с преподавателем учащиеся узнают о реальных событиях, так называемых «кейсах», происходивших на производстве.
Рассказы о реальных случаях производят глубокое эмоциональное впечатление на слушателей, что приводит к облегчению усвоения информации и глубокому запоминанию.
Компьютерные программы для дистанционного обучения разрабатываются программистами, которые не являются специалистами в других сферах знания, в отличие от преподавателей. Это приводит к существенным ограничениям в отношении предоставляемого учебного материала.
Живые преподаватели не только обладают обширным трудовым опытом, но и сами стараются держаться в курсе всех актуальных событий по отрасли. Каждую инновацию преподаватель может донести до находящихся в процессе повышения квалификации сотрудников компании безотлагательно, по мере поступления новой информации.
Тогда как компьютерные программы обновляются лишь время от времени. В результате отраслевые новшества становятся известны сотрудникам компании с существенным запозданием.
Комплексное обучение
В целом качество дистанционного обучения зависит от степени вовлеченности преподавателей, которым поручено заниматься разработкой интерактивных учебных курсов и контролем над процессом усвоения знаний учениками.
Современные интернет-технологии позволяют использовать при создании учебных онлайн-курсов все виды контента:
Нет никакой сложности и в том, чтобы организовывать «живое» общение преподавателя с учениками в чатах, посредством видеоконференций.
Таким образом, при грамотном и комплексном подходе, дистанционное обучение может практически ничем не отличаться от обучения «вживую» в учебных заведениях. Для этого только требуется, чтобы сами преподаватели и организаторы удаленного обучения получили соответствующую подготовку в знании всех современных возможностей интернет-технологий и овладели их практическим применением.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод – низкое качество дистанционного обучения и слабые конечные результаты могут объясняться только недостаточными усилиями в отношении практической реализации учебных курсов либо в непонимании преподавателями всех бесконечных возможностей компьютерных технологий и интернета.
Однако следует понимать и то, что полномасштабная реализация дистанционных курсов повышения квалификации с задействованием всех современных технологий потребует серьезных финансовых вложений и привлечения высококвалифицированных специалистов.
При всех недостатках и сложностях – за дистанционным обучением будущее. Тенденция к удаленным форматам организации разного рода процессов вот уже на протяжении многих лет во всем мире усиливается. В технологически развитых государствах уже сегодня существенная часть занятого населения трудится и повышает квалификацию в дистанционном формате.