Меню
Навигация
Вебинар VR
Пробный доступ к системе Гарант
Техносферная безопасность- обучение

Создаём на предприятии комитет (комиссию) по охране труда

Создаём на предприятии комитет (комиссию) по охране труда

С каждым годом федеральное законодательство, регулирующее охрану труда, предъявляет всё более строгие требования к работодателям. При этом акцент делается на обеспечении максимальной безопасности персонала.

Для того чтобы оптимизировать эту работу и отладить взаимодействие между подразделениями и сотрудниками предприятия, многие работодатели создают специальные комитеты (комиссии) по охране труда. В отличие от специалиста по ОТ, который должен быть на любом предприятии, комитет организуется по желанию руководителя или коллектива. Формирование этого органа осуществляется на основании ст. 224 ТК РФ. Согласно законодательству, созданием комитета должны заниматься специалисты, назначенные работодателем в качестве ответственных лиц.

Важно не путать комитеты по охране труда с комиссиями, формирующимися под определенные цели. Так, существует постоянная обязательная комиссия по проверке знаний требований охраны труда и временные обязательные комиссии, например, по расследованию несчастного случая, которая создается под ситуацию.

Как правило, в состав комитета входят представители работодателя, трудового коллектива и/или представители профсоюзной организации.

Для чего нужен подобный орган на предприятии?

Во-первых, он разрабатывает программы и планы, необходимые для соблюдения требований по охране труда, включая предупреждение несчастных случаев, борьбу с профессиональными заболеваниями и нарушениями трудовой дисциплины.

Во-вторых, проверяет состояние рабочих мест и готовит предложения по улучшению условий работы на уровне работодателей.

В-третьих, информирует сотрудников о рисках, полагающихся компенсациях и связанных с этим мерах поддержки.

В-четвертых, содействует проведению различных оценок условий труда и обучению специалистов.

Таким образом, после создания комитет будет выполнять следующие задачи:

  • Плотно взаимодействовать с отделом охраны труда на предприятии, получать текущую информацию об условиях работы, производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и рисках для здоровья, а также разбирать вопросы работников, связанные с охраной труда и соблюдением их прав.

  • Разбирать случаи нарушений, которые повлекли за собой последствия различной степени тяжести, и вносить предложения об ответственности за них на рассмотрение руководства предприятия.

  • Участвовать в разработке предложений для коллективного договора, связанных с вопросами, находящимися в компетенции комитета.

  • Вносить предложения о поощрении работников за активное участие в улучшении условий и охраны труда.

  • Содействовать решению трудовых споров, связанных с охраной труда, и вносить предложения о дисциплинарной ответственности для сотрудников, нарушающих требования безопасности.

Чтобы создать комитет (или комиссию) по ОТ, нужно учитывать несколько факторов:

  • Количество лиц, входящих в орган, определяют по взаимной договорённости сторон, учитывающей интересы как работников, так и работодателя.

  • Своих представителей руководитель предприятия определяет самостоятельно, а представителей от сотрудников выдвигает или профсоюз, если в него входит больше половины всех работающих в компании, либо они выбираются путём голосования на общем собрании коллег.

  • Председатель избирается внутри состава комиссии на первом заседании. Чаще всего им становится сам работодатель или его ответственный представитель.

  • Обязательно выбирают заместителя председателя и секретаря. При этом заместителей может быть несколько, но одним из них всегда должен быть представитель работников. Состав комитета (комиссии) утверждается приказом работодателя.

Дмитрий Рогинин,
руководитель службы охраны труда
компании «Серконс»


array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given