Меню по разделу
+
Минтруд РФ опубликовал письмо №15-2/ООГ-3215 от 15 декабря 2022 года по вопросу об использовании дистанционных технологий при обучении охраны труда.
Положения ст. 214 Трудового кодекса РФ обязывают работодателей провести обучение по охране труда для своих сотрудников. С 1 сентября 2022 года в России действует Постановление Правительства РФ от 24 декабря №2464, утвердившее обновленные Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований ОТ. Они регламентируют обязательное обучение всех сотрудников, заключивших трудовой договор.
Обучение выполняется в соответствии с содержанием программ, включающих сведения о темах (с количеством часов, отведенных на их изучение), практических занятиях, формах образовательной деятельности, формах проверки полученных знаний. Пункт 46 Правил устанавливает категории работников, подлежащих обучению по ОТ с применением соответствующих программ.
При этом программы, прописанные в пп. «б» и «в» должны обязательно включать практические занятия. К ним относятся программы обучения безопасным методам и приемам работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, которые были выявлены во время проведения спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Также в эту категорию включены программы обучения безопасным методам и приемам работ повышенной опасности, по отношению к которым выдвигаются дополнительные требования в соответствии с положениями НПА, содержащими государственные нормативные требование ОТ.
Объем практических занятий должен составлять не менее 25% от совокупного количества учебных часов, отведенных на изучение программы. Для их проведения необходимо привлекать наглядные пособия и специальные технические обучающие средства.
Необходимость практики предусматривается и рядом других положений Правил. Так, половина времени должно быть выделено под практические занятия при обучении приемам оказания первой помощи. Обучение порядку использования средств индивидуальной защиты предполагает формирование практических навыков. Они развиваются в ходе практических занятий в объеме не менее половины времени, отведенного на изучение программы. При этом здесь также необходимо использовать технические средства.
Пункт 66 Правил допускает проведение обучения сотрудников требованиям охраны труда в дистанционном формате и администрирование этого процесса на основе применения компьютеров и сети интернет. Однако использовать только этот формат обучения не представляется возможным, так как существует требование организации практических занятий. Чтобы не нарушать действующие правила в дистанционном режиме можно проводить исключительно теоретические занятия. Для изучения теории можно проводить вебинары, интернет-конференции и др.
Невозможность переноса практики в дистанционный формат объясняется специфическими требованиями к проведению таких занятий. Например, программы обучения использованию средств индивидуальной защиты и оказанию первой помощи пострадавшим требуют организации работы на тренажерах для формирования мыслительной памяти и закрепления тактильных навыков.
Для программ, связанным с обучением безопасным методам и приемам работ во вредных производственных условиях необходимы тренажеры, разработанные на основе технологий дополненной реальности и профильных программных комплексов.
Комментарии
хоть один профильный УЦ соответствует этим требованиям? а аккредитацию по 2334 многие УЦ уже получили тем не менее
в законе нет расшифровки практического занятия. вот нет и все.
можно например на тренажере VR обучать дистанционно. да в полне.
препод югре обучаемый в питере оба в виртуальном пространстве отрабатывают.
Бизнес УЦ естественно пользуется этой прорехой
да и фикция сплошная . какая практика от уц по программе б . если препод конкретную модель инструмента , станка видит в первый раз.
Минтруду стоит поучиться делать нормальные НПА , а не имтировать бурную деятельность
нарисовали недоделанный нормативный акт
что делать обедневшим чиновникам? ну, не работает схема! не ломанулся никто в карманные учебные центры, ломая ноги и протягивая на коленях Агромные деньги!..
Вернее,результат деятельности жертв ЕГЭ,которые кроме компьютера больше ничего в глаза не видели!
Еле сдерживаюсь от употребления ненормативной лексики..
(СОТ со стажем работы 12 лет,+ пожарка +промбезопасность)
Работаю до первого ГИТ,похоже,сил больше нет
P.S. Эй,Минтруд -у вас там все дома?
Остальное лирика!..
Инспектор придёт, порядок наведёт!
А инспектора можно мягко на послать. Инспектора ГИТ вообще бесправные. Читаем КОАП
[QUOTE]необходимы тренажеры, разработанные на основе технологий дополненной реальности и профильных программных комплексов.[/QUOTE]
хоть один профильный УЦ соответствует этим требованиям? а аккредитацию по 2334 многие УЦ уже получили тем не менее
Минтруд - главный враг любого работодателя в России. Толпа бессмысленных дбл за наши деньги.
всё ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в дистанционном формате
Сейчас все начнут практику на своих же предприятиях проходить с заполнением дневника практики - и всего делов.
Обучение по охране труда в России столкнулось с серьезными проблемами: формальный подход, устаревшие методики, низкая практическая ценность курсов и бюрократическая нагрузка на работодателей. В результате рынок наполнен предложениями, которые не решают ключевые задачи — не учат сотрудников эффективным методам безопасности, а лишь обеспечивают им «корочку» для отчетности.
Ключевые проблемы традиционного подхода:
- Формальность обучения — вместо реальных знаний и навыков сотрудники получают лекции и тесты, которые никак не отражают условия работы на производстве.
- Отсутствие современных технологий — несмотря на наличие VR-тренажеров и профильных программных комплексов, они практически не используются в учебных центрах.
- Рост стоимости при низком качестве — новые требования Минтруда привели к увеличению цен на обучение, но не к его улучшению.
- Бюрократическое давление — обязательные журналы, дневники практики и отчеты увеличивают нагрузку на предприятия, не повышая уровень безопасности.
- Несоответствие программ реальным условиям работы — обучение в стенах УЦ не учитывает специфику оборудования и процессов на конкретном предприятии.
Как должно выглядеть современное обучение по ОТ?1. Внедрение VR и интерактивных тренажеров
Использование технологий виртуальной реальности (VR) позволит обучать сотрудников в максимально реалистичных условиях, моделируя потенциально опасные ситуации без риска для жизни и здоровья.
2. Практика на реальных рабочих местах
Обучение должно проходить на оборудовании, с которым сотрудник будет работать в повседневной деятельности. Это повысит уровень подготовки и снизит риски аварийных ситуаций.
3. Дистанционные технологии и цифровая практика
Нормативная база должна учитывать современные цифровые технологии. Сегодня возможно дистанционное обучение с практическими элементами через VR, симуляторы и цифровые системы контроля знаний.
4. Автоматизация отчетности
Необходима интеграция цифровых платформ для учета и контроля обучения, которые снизят бюрократическую нагрузку на предприятия и обеспечат прозрачность процесса.
5. Гибкость и персонализация курсов
Обучающие программы должны учитывать специфику отрасли и реальных рисков на производстве, а не быть универсальными для всех типов предприятий.
Как Simax-IT помогает бизнесу?
Компания Simax-IT внедряет серверные LMS-системы для дистанционного обучения сотрудников по охране труда, позволяя компаниям:
- обучать сотрудников без отрыва от производства;
- минимизировать затраты за счет автоматизации процесса;
- интегрировать VR-тренажеры и интерактивные курсы;
- вести цифровой учет прохождения обучения.
Будущее обучения в охране труда — это цифровизация, практика и использование современных технологий. Компании, которые внедрят эти принципы, не только выполнят требования законодательства, но и реально повысят уровень безопасности своих сотрудников.