Неумолимый рост масштабов коррупции становится настоящей угрозой для всей страны. В связи с этим чиновники Минтруда подготовили объемный документ «Меры по предупреждению коррупции в организациях», призванный повысить эффективность антикоррупционной работы.
Цель документа – внедрение широкого комплекса инструментов борьбы с коррупцией, так как универсальных стандартов преодоления этого негативного явления в организациях не существует. Несмотря на неизбежные расходы, в Минтруде уверены, что они обернуться серьезными преимуществами для компании, среди которых укрепление деловой репутации, добросовестное поведение персонала и сокращение до минимума риска наказания за подкуп должностных лиц.
Антикоррупционная деятельность должна носить системный характер, поэтому в министерстве рекомендуют выработать и регламентировать антикоррупционную политику, чей содержательный компонент обусловлен спецификой компании. Основные положения антикоррупционной политики доводятся до сведения сотрудников и контрагентов через стенды в офисах либо официальный сайт.
Также по мнению чиновников согласно опубликованной памятки во все трудовые договоры необходимо включить обязанности работников соблюдать антикоррупционную политику компании, а также локальные нормативные акты в сфере предупреждения коррупции.
Участвовать в разработке антикоррупционной политики может как руководство компании, так и рядовые работники. После утверждения в форме локального НПА она становится обязательной для каждого сотрудника. Для реализации антикоррупционных мер должен быть определен круг работников, на которых возлагается ответственность за их соблюдение. Главное – четко понимать целесообразность выбора конкретных лиц для построения антикоррупционной системы.
К основным антикоррупционным инструментам авторы документа относят:
1. Оценку антикоррупционных рисков. Процесс анализа распространяется на бизнес-процессы, а не личные качества персонала. Требует беспристрастности и учета проводимых в организации антикоррупционных мероприятий. Включает три этапа:
· выявление рисков – обнаружение коррупционных правонарушений, которые могут совершить сотрудники и анализ процессов, где такие действия возможны, особое внимание получению/даче взяток, коммерческому подкупу и противоправному использованию должностных полномочий с целью получения выгоды;
· анализ рисков – установление способов совершения коррупционных правонарушений и определение круга субъектов, которые могут быть участниками подобной деятельности, а также идентификация уязвимостей бизнес-процессов;
· дифференциация рисков по степени значимости – анализ на предмет вероятности совершения противоправного деяния на каком-либо этапе/подэтапе бизнес-процесса.
В помощь работодателям Минтруд разработал подробные Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации
2. Регулирование конфликта интересов. Особенно важен для компаний с государственным участием. Главная задача использования инструмента – ограничить влияние личного интереса сотрудников организации на выполнение производственных операций и принимаемые ими решения в рамках бизнес-процессов. В фокусе внимания должны быть ситуации, при которых работник способен использовать полномочия с целью личной наживы. Квалифицировать ситуацию как конфликт интересов помогут методические рекомендации, подготовленный Минтрудом.
3. Кодексы и стандарты поведения. Направлены на предотвращение конфликта интереса и на недопущение фактов сокрытия коррупционной деятельности. Стандарты должны содержать положения, которые регламентируют правила поведения персонала в рамках деловых отношений. За их основу можно брать кодексы деловой этики, принятые конкретным профессиональным сообществом. Соответствующие стандарты необходимо закреплять в локальных нормативных актах предприятия и знакомить с ними сотрудников под подпись. Одновременно в документ можно включить правила общения с коллегами и контрагентами, требования к внешнему виду работников и другие обязательные составляющие бизнес-процесса.
4. Проверка контрагентов
5. Антикоррупционный аудит
6. Информирование, консультирование и обучение работников
7. Внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета
8. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции
9. Мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции
В заключении приведем интересные факты. Так по данным информации онлайн-медиа Царьград ущерб только по законченным уголовным делам коррупционной направленности за восемь месяцев этого года составил свыше 100 млрд рублей. Скорость «освоения» бюджетных средств составляет сегодня 283 млн рублей в день или 11 млн рублей в час.
Комментарии
"В заключении приведем интересные факты. Так по данным информации онлайн-медиа Царьград ущерб только по законченным уголовным делам коррупционной направленности за восемь месяцев этого года составил свыше 100 млрд рублей. Скорость «освоения» бюджетных средств составляет сегодня 283 млн рублей в день или 11 млн рублей в час."
статистика- класс
Как говорил М. Жванецкий:
"Что охраняешь, то имеешь! Ничего не охраняешь – ничего не имеешь! Недаром говорят: «Все на охрану всенародной собственности!»
По Трудовому кодексу РФ работник работает на основе трудового договора. Трудовой договор представляет работнику работу по трудовой функции. Трудовая функция (ст.15 и 57 ТК РФ) - это работа по должности, профессии, специальности, конкретный вид работ ("от забора до обеда" или по должностным обязанностям). Работодатель имеет четкие обязанности и права и работник имеет четкие обязанности и права - ничего лишнего (научное разделение труда).
То, что во всем мире называют "системным подходом" предусматривает "взаимодействие" или связи между различными людьми, группами, сообществами, компаниями - то, чего в нашем трудовом праве нет.
В прилагаемых документах мы видим определения по бизнес - процессам, предусматривающим системные взаимодействия. В документах упоминаются: "инвестиционная деятельность", "получение кредитов", "закупки", "продажа имущества", "отклонение стоимости товаров, работ, услуг от среднерыночных", "слишком низкая цена закупки", "доли контрактов" и т.д. . Эти упомянутые действия к профессиям и должностям, в т.ч. по профстандартам не имеют никакого отношения, так как не являются трудовыми функциями с ориентиром на человека. У них другой фокус - фокус на деятельность и ведение бизнеса.
Термины "деловой партнер", "реестр рисков", "аудит", "уязвимость", "подпроцессы", "ранжирование рисков" - также относятся не к профессиям и должностям , а скорее к бизнес - управлению компаниями, риск - управлению со стороны владельцев бизнеса, акционеров (не работодателей по трудовому договору) и их конкретным проектам.
Таким образом Минтруд сам создает конфликт между трудовым правом с фокусом на работника и системным комплексным подходом деятельности компаний с фокусом на бизнес -процессы и управление.
Что касается собственно коррупции, то в сети разъяснений и примеров огромное количество. В основном это, конечно, взятки, вымогательство, растрата, обманы, "откаты". Некоторые примеры.
1) Подкуп сотрудника ГИБДД, чтобы избежать штрафа.
2) Работник суда берет деньги на исход судебного дела.
3) Работник коммерческой структуры предлагает работнику госструктуры деньги или услугу за: согласование проекта, выдачу удостоверения задним числом, получение разрешения.
4) Госчиновник предлагает коммерческой структуре "решить вопрос" надзора.
5) Работник помогает за деньги получить контракт, к примеру, на закупку запчастей.
6) Работник предлагает деньги за услугу по трудоустройству.
7) Работник, распределяющий заказы, присуждает контракт собственной компании, не раскрывая конфликт интересов.
Взяткой могут посчитать и небольшой падарок, к примеру, врачу, сделанный "от всей души", или "чаевые". В развитых странах говорят о "размытых линиях" между понятиями о коррупции, у нас - нет ни знаний , ни понимания.
Есть такие люди которых называют по -английски Stakeholder. Переводится как "заинтересованная сторона". Это люди или небольшие группы, которые имеют интерес к компаниям и иногда очень активный (материальный) интерес. Это клиенты, парнеры, владельцы, акционеры, группы организаций и т.д. Это люди, так или иначе заинтересованные в результатах работы (выходах) реализуемых компаниями проектов. Отрасли совершенно разные : от медицины до строительства.
Есть сайты для таких "заинтересованных сторон". Ссылка на один из таких сайтов, где есть все пояснения, определения и разъяснения: и про самих заинтересованных лиц и про "бизнес -процессы" , "риск-управление", "риск-регистры" и т.д. Просто в таком системно -скомпонованном виде проще видна деятельность компаний, особенно тех, которые вышли на биржи.
Бизнес -процесс.
Риск-регистр
В меню Risk management можно найти и формы матриц риска и чек -листы и чего-только нет. Безопасность при выполнении проектов учтена вместе с другими направлениями (качеством, финансами, устойчивостью, планами работ).
Трудовых отношений (в нашем понимании) мы на этом сайте точно не найдем. Другой фокус, задачи и цели.