Меню
Навигация
Бесплатный вебинар
Весна Клиник

Комиссия по трудовым спорам и практика ее работы

Комиссия по трудовым спорам и практика ее работы

Стороны трудового конфликта, понимающие, что вынесение спор в суд способно причинить вред и предприятию, и его сотруднику, негативно сказавшись на их репутации, часто ищут инструменты для разрешения конфликта с участием независимых посредников. Им может стать комиссия по трудовым спорам.

Нормативно-правовое регулирование

Российское правовое поле долгое время позволяло сторонам любых споров урегулировать их путем привлечения независимых арбитров, без обращения в судебные органы. В сфере гражданского права такую функцию выполняли третейские суды, в сфере трудовых отношений – комиссии по трудовым спорам. Если в последние годы третейские суды были поставлены под строгий государственный контроль, то комиссии по трудовым спорам (КТС) сохранили свою независимость.

Этот орган создается на предприятии, по инициативе работодателя или членов трудового коллектива в порядке ст. 384 ТК РФ. Каждая из сторон вправе обратится ко второй с предложением создать такой орган, вторая не вправе отказать. Она должна в течение 10 дней направить в вновь создаваемую КТС своих представителей. 

Особенности КТС:

  • при создании состав и структура (председатель и секретарь) утверждаются приказом работодателя;
  • компания обязана обеспечить ее деятельность (см. определение Мосгорсуда от 23.12.2016 № 4г-8570/2016). К обеспечению могут относиться вопросы обеспечения документооборота предоставления помещения, освобождения от выполнения трудовых обязанностей членов КТС на время рассмотрения спора;
  • КТС является постоянно действующей;
  • КТС включает равное число представителей трудового коллектива, назначаемых на конференции, и работодателя, определяемых им из числа работников.

Она уполномочена рассматривать все категории трудовых споров и ее полномочия в этом не отличаются от полномочий суда. Выданное на основании ее решения удостоверение имеет силу исполнительного листа и должно неукоснительно исполняться судебными приставами. КТС вправе решать вопросы:

  • об обжаловании дисциплинарных взысканий;
  • о восстановлении на работе;
  • о взыскании заработной платы и выплате выходных пособий;
  • иные категории споров, относящихся к трудовым.

Работник может подать заявление в течение трех месяцев с момента, когда его права были нарушены или он узнал о их нарушении. Пропущенный срок может быть восстановлен судом. Отказ от рассмотрения заявления работника может быть также обжалован в суде. Если заявление не было вынесено на слушание в 10-дневный срок, работник также передает его в суд.

Практика работы сегодня

Создавая КТС, необходимо быть готовым к обеспечению ее делопроизводства. Эта обязанность ляжет на плечи председателя и секретаря. Среди требований ст. 387 ТК РФ:

  • все входящие заявления работников должны фиксироваться;
  • поступившее заявление рассматривается в течение 10 дней;
  • на заседании обязательно присутствие работника или его представителя;
  • КТС вправе пригласить свидетелей или лиц, имеющих специальные знания, необходимые для разрешения спора;
  • КТС вправе истребовать документы у администрации работодателя;
  • кворум заседания – половина от представителей работников и половина от представителей администрации;
  • голосование происходит тайно;
  • решение подписывается председателем и секретарем и передается работнику и компании в течение трех дней с момента его вынесения.

Принятое решение в течение 10 дней может быть обжаловано в суде. Если такое оспаривание не произошло, оно вступит в силу через три после истечения десятидневного срока и будет подлежать безусловному исполнению.

Практика работы комиссий сегодня становится понятной после мониторинга судебных дел по оспариванию решений КТС. В 90% случаев оспариваемые решения выносились в пользу работников. Иногда в решениях КТС рассматриваются вопросы о взыскании крупных сумму, так деле N 07АП-11022/13 КТС выдало одному из сотрудников удостоверение на взыскание с компании 7,5 миллионов рублей не выплаченной заработной платы, и эти средства были получены с предприятия. Стоит отметить, что временной период рассмотрения спора КТС составляет не более 23 дней. При обращении в суд рассмотрение заняло бы 2 месяца.

Оспаривание решений КТС в суде, как правило, не имеет судебной перспективы, если она создана в соответствии с установленным порядком и решение принималось в рамках законодательства. Однако в ситуации, когда в КТС было подано заявление об спаривании положения о премиях, в котором они выплачивались только членам профсоюза (дело N 33-14469/2016), и заявителю было отказано, суд не только отменил решение комиссии, но и взыскал в пользу истца существенную сумму компенсации морального ущерба.

Создание КТС на предприятии призвано перенести разрешение конфликтных ситуаций внутрь коллектива, что часто позволяет выносить более справедливые решения, чем при рассмотрении дела в суде за счет понимания членами комиссии внутренних причин принятия тех или иных решений. При этом необходимо избежать использования этого механизма как средства давления на сотрудников с целью предотвратить их обращение в суд.

Татьяна Шохина

Комментарии

22 октября 2018 10:47
Кто нибудь практикует?

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл