Стороны трудового конфликта, понимающие, что вынесение спор в суд способно причинить вред и предприятию, и его сотруднику, негативно сказавшись на их репутации, часто ищут инструменты для разрешения конфликта с участием независимых посредников. Им может стать комиссия по трудовым спорам.
Российское правовое поле долгое время позволяло сторонам любых споров урегулировать их путем привлечения независимых арбитров, без обращения в судебные органы. В сфере гражданского права такую функцию выполняли третейские суды, в сфере трудовых отношений – комиссии по трудовым спорам. Если в последние годы третейские суды были поставлены под строгий государственный контроль, то комиссии по трудовым спорам (КТС) сохранили свою независимость.
Этот орган создается на предприятии, по инициативе работодателя или членов трудового коллектива в порядке ст. 384 ТК РФ. Каждая из сторон вправе обратится ко второй с предложением создать такой орган, вторая не вправе отказать. Она должна в течение 10 дней направить в вновь создаваемую КТС своих представителей.
Особенности КТС:
Она уполномочена рассматривать все категории трудовых споров и ее полномочия в этом не отличаются от полномочий суда. Выданное на основании ее решения удостоверение имеет силу исполнительного листа и должно неукоснительно исполняться судебными приставами. КТС вправе решать вопросы:
Работник может подать заявление в течение трех месяцев с момента, когда его права были нарушены или он узнал о их нарушении. Пропущенный срок может быть восстановлен судом. Отказ от рассмотрения заявления работника может быть также обжалован в суде. Если заявление не было вынесено на слушание в 10-дневный срок, работник также передает его в суд.
Создавая КТС, необходимо быть готовым к обеспечению ее делопроизводства. Эта обязанность ляжет на плечи председателя и секретаря. Среди требований ст. 387 ТК РФ:
Принятое решение в течение 10 дней может быть обжаловано в суде. Если такое оспаривание не произошло, оно вступит в силу через три после истечения десятидневного срока и будет подлежать безусловному исполнению.
Практика работы комиссий сегодня становится понятной после мониторинга судебных дел по оспариванию решений КТС. В 90% случаев оспариваемые решения выносились в пользу работников. Иногда в решениях КТС рассматриваются вопросы о взыскании крупных сумму, так деле N 07АП-11022/13 КТС выдало одному из сотрудников удостоверение на взыскание с компании 7,5 миллионов рублей не выплаченной заработной платы, и эти средства были получены с предприятия. Стоит отметить, что временной период рассмотрения спора КТС составляет не более 23 дней. При обращении в суд рассмотрение заняло бы 2 месяца.
Оспаривание решений КТС в суде, как правило, не имеет судебной перспективы, если она создана в соответствии с установленным порядком и решение принималось в рамках законодательства. Однако в ситуации, когда в КТС было подано заявление об спаривании положения о премиях, в котором они выплачивались только членам профсоюза (дело N 33-14469/2016), и заявителю было отказано, суд не только отменил решение комиссии, но и взыскал в пользу истца существенную сумму компенсации морального ущерба.
Создание КТС на предприятии призвано перенести разрешение конфликтных ситуаций внутрь коллектива, что часто позволяет выносить более справедливые решения, чем при рассмотрении дела в суде за счет понимания членами комиссии внутренних причин принятия тех или иных решений. При этом необходимо избежать использования этого механизма как средства давления на сотрудников с целью предотвратить их обращение в суд.
Комментарии