Системный подход как насущная необходимость - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
НАОТ
Сфера
Велко
Новатика - обучение для СОТ

Системный подход как насущная необходимость

Системный подход как насущная необходимость

Системы – повсюду. Современная экономика меняется и становится более сложной. Современное общество взаимодействует на более высоком уровне коммуникаций. Мы видим интенсивные транспортные потоки, грузопотоки, пассажиропотоки в крупных городах, высокотехнологическое оборудование, компьютерное моделирование. Готовы ли мы к изменениям? Что мы знаем о понятии «система» и связанном с ним понятием «системное мышление»? Давайте разберемся!

Если вы читаете эту статью, то совершенно очевидно, что вы, как пользователь, воспользовались компьютерной системой. После включения кнопки на процессоре вы запустили на компьютере операционную систему. Поисковая система помогла вам найти этот информационный сайт, а затем и саму статью.

Мы много говорим о «цифровой революции». Кибернетика, как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, включая наши персональные компьютеры, тесно связана с понятием «система».

Другие примеры. Как известно «каждый говорит о том, что болит». Например, на работе, в быту и на отдыхе мы можем говорить и беспокоиться о совершенно разных системах: «системе здравоохранения в стране», «системе отопления в помещении», «системе питания детей в столовой», «системе управления дорожным движением», «системе содержания дорог», «системе безопасности при проведении массовых мероприятий», «системе платежей за услуги ЖКХ», «политической системе», «финансовой системе», «пенсионной системе», - перечень можно продолжать бесконечно. Более того с технической точки зрения сам человек является системой – системой биологической.

Полагаю, самое понятное для специалиста по охране труда научное определение «система» дается в международном стандарте ISO 26800:2011 по эргономике (далее-стандарт). У нас данный стандарт известен как ГОСТ Р ИСО 26800-2013. Эргономика — это наука, которая изначально охватывает области деятельности человека: на работе, в быту и на отдыхе. Эргономика охватывает широкий диапазон вопросов, включая физические, когнитивные, социальные, организационные, и рассматривает их в комплексе, в том числе с целью повышения безопасности и эффективности производства.

По смыслу определения, прописанного в стандарте, «система» – это сочетание взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких установленных целей и может состоять из продукции, оборудования, услуг и людей.

В стандарте поясняется, что в простейшей форме система состоит из человека и, как минимум, одного элемента (человека, машины или среды), взаимодействующих в определенных условиях.

Более сложные системы включают в себя большее количество элементов (например, людей, машин или оборудования). Такие системы могут быть найдены в различных областях деятельности, таких как работа, общественная жизнь, отдых и т.д. В области работы такие системы называют рабочими системами. Социальные вопросы рассматриваются в стандарте по эргономике только с научно-технической стороны. В приложении А стандарта прямо сказано, что эргономика поддерживает социальный аспект через улучшение системы, продукции и услуги.

Почему же понимание сложных систем так важно применительно к безопасности?

Представим себе систему «водитель – автомобиль - дорога» и транспортный поток в крупном городе, как упорядоченное транспортной сетью движение транспортных средств. Поток имеет интенсивность, плотность движения, скорость, интервал. В транспортном потоке водитель не свободен. Его поведение определяется общим ритмом движения потока. При интенсивном потоке - отличий уже нет – какой мощности автомобиль, и проведены ли на рабочем месте водителя - замеры, к примеру, по шуму.

От чего же зависит безопасность водителей в таком потоке? Если смотреть с позиции наблюдателя, который находится в центре потока и обладает системным подходом к исследованию, то безопасность зависит от множества факторов: от транспортного планирования, которое влияет на организацию дорожного движения, от габаритных размеров автотранспорта, который влияет на загрузку дороги, от состава автотранспорта в потоке (личный автотранспорт, общего пользования), от состава парка автомобилей в регионе, от интенсивности движения во времени, от ширины проезжей части, которая влияет на пропускную способность, от свободы обгонов, от качества дорожного полотна, от состояния дорожной разметки и расположения дорожных знаков. Таким образом наблюдатель, обладающий системным мышлением, видит более полную картину происходящего, включая проблемы, а не только, к примеру, требования правил дорожного движения и правил охраны труда.

Системное мышление — это целостный подход к анализу, который фокусируется на том, как составные части системы взаимосвязаны и как системы работают со временем в составе более крупных систем. Подход системного мышления в некотором смысле контрастирует с традиционным анализом, который изучает системы, разбивая их на отдельные элементы.

Какие научные исследования предшествовали системному подходу и есть ли у нас сейчас такая наука?

Краткое описание научной общей теории систем, хронологию создания теории и список ученых можно найти в Википедии по следующей ссылке.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Общая_теория_систем

Согласно Википедии основоположником считается российский ученый - энциклопедист Александр Богданов (1873- 1928), а первооснователем обобщенной системной концепции «Общей теории систем» считается австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972).

Модные и популярные сегодня во всем мире такие слова, как «робототехника», «биоинженерия», «искусственный интеллект», «системотехника», — стали результатом развития и применения на практике теории сложных систем..

Интересен опыт развития «системного движения» в нашей стране в советский период.

С 1969 года в издательстве «Наука» Институтом естествознания и науки Академии наук СССР стал выпускаться ежегодник «Системные исследования. Методологические проблемы».

Как утверждается авторами в предисловии – «ежегодник стал передовым рупором системного движения в нашей стране, сближая учёных из совершенно различных областей знания - математика и философия, физика и химия, биология и экология, социология и экономика, психология и психиатрия, кибернетика и исследование операций, системный анализ, и общая теория систем...»

В первом номере ежедневника за 1969 год опубликован сокращенный перевод с английского рукописи Л. фон Берталанфи «Общая теория систем – обзор проблем и результатов». Читается легко, понятно и, я бы сказала, познавательно для современного читателя.

Скан-копии всех ежегодников, а также напечатанные в нем статьи, можно найти в сети интернет.

Крайний ежегодник, который мы видим, датирован 1988 годом. Потом, как известно, была «перестройка».

В нашем технически - сложном мире все переплетено, темпы изменений постоянно растут. Полагаю, чем лучше мы будем понимать суть теории систем, тем лучше сможем оценивать объекты и события с позиции безопасности.

Вера Надеждина

Комментарии

25 июля 2018 19:00
Иииии что написать то хотели?  Что конкретного то?

Крайний ежегодник, который мы видим, датирован 1988 годом. Потом, как известно, была «перестройка».

И все благополучно перестроили.
30 июля 2018 09:23
хотели сказать что есть система и некуда без нее, несет она тебя по волне)
18 августа 2018 13:52
Про конкретное и важное.
В научном мире на текущий момент сложились три научные парадигмы (установки, представления, термины), которые касаются мировоззрения человека на существующий мир. Говоря простыми словами - это каким образом наблюдатель  оценивает окружающий его мир (пространство, материю, время). Названия эти парадигм: Scientific Management (научное управление), System Thinking (системное мышление), Complex System (сложная система). Подробнее - в Википедии.

Развивались они в научном мире постепенно, по мере того как усложнялись технологии. Безопасность меняется параллельно с изменениями технологий.

Первая инженерная школа на основе научного управления учила наблюдателя примерно так: игнорируйте силу трения, используйте линейную модель, разбейте вещи на части, затем соберите в единое целое. Среда для наблюдателя оставалась статичной. Сумма компонентов оставалась равной целому. Процессы рассматривались последовательно в пошаговой цепочке событий. Причинно-следственная связь тоже была линейной. Например, получил травму (следствие), так как не был обучен по профессии (причина). Слово "система" обозначалась просто - как некая совокупность, комплекс, набор вещей или мероприятий.

Появилась эта школа где -то в 1960-х годах в связи с промышленной революцией, индустриализацией, массовым производством товаров и необходимостью контроля за поведением человека. Акцент делался на эффективности машин и труда, рабочих процессах. В трудовых отношениях основой был приказ (ORDER)  и трудовая дисциплина.

Вторая инженерная школа возникла в 1980-е годы в связи с развитием вычислительной техники, кибернетики, автоматизации и сложного оборудования и машин. В системном подходе наблюдатель перешел от линейного (механического) наблюдения к динамическому и циклам обратной связи.

Системный подход заставлял наблюдателя смотреть в целом на среду с возможностью видеть мелкие детали и , самое главное,  во времени. В науке появилась модель "швейцарского сыра". Появились требования к комплексному подходу в управлении производством :эргономике, проектированию, производству, утилизации. Появилось понятие "жизненный цикл" (оборудования, машин, зданий, сооружений). При системном мышлении стали фокусироваться на взаимосвязях между компонентами системы, а не только на действиях работника.
На рабочие процессы стали смотреть иначе: искать активные сбои и продумывать защиту. Появилась стратегия профилактики. Стали учиться наблюдать "ловушки" и управлять изменениями. При системном мышлении не назначают вину, а ищут линии причинности и обратной связи. Все, что видит наблюдатель в целом отличается от суммы отдельных частей. Именно этот системный подход заложен в основу руководств МОТ и международных стандартов управления ИСО, которые легко - через терминологию - интегрируются друг с другом в единую систему управления.

По мере того как усложнялись технологии - усложнялся и системный подход. В третьем парадигме - сложной  системе - наблюдатель смотрит на повседневное пространство  - как оно есть - в реальности и в сложной динамике. Слово "эмерджентность", " синтез", "петли обратной связи" - это ключевые термины. Этот подход связан с глобализацией, необходимостью импровизации в управлении, в поиске смыслов, работе в команде и пр. Управляют уже не столько проектами, процессами, но и лучшими практиками. Научные исследования сложных систем еще не завершены и не имеют еще строгих научных определений.

Где мы сейчас? Что мы наблюдаем у нас сейчас в стандартизации и безопасности?

Если мы сравним терминологию сферы техрегулирования, то увидим - в разных стандартах - различные подходы.
Например. Термин "производственный процесс" звучит по-разному в стандартах ГОСТ 12.0.002-2014 по терминологии,  ГОСТ 12.3.002 -2014 по производственным процессам и в ГОСТ Р 57276-2016 по эргономике.

В первых стандартах - это совокупность процессов, рабочих операций, трудовых функций, а в стандарте по эргономике - упорядоченное ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ во времени и пространстве работников, оборудования, материалов, энергии, информации. Получается - единообразия в законодательстве нет. А ведь терминология для правоведа, как для математика - цифры.

Может это непонимание и есть причина неудавшейся реформы? Возможно начинать нужно было с научных парадигм, а не с проекта СОУТ?

С уважением,
16 октября 2018 09:23
Все понятно, что ничего не понятно........
16 октября 2018 19:05
Для хорошего понимания нужно знать системную теорию.
На практике это выглядит примерно как на примерах.

Пример 1.Предположим, вы осматриваете электрооборудование завода. Вы тщательно и детально осматриваете светильники, кабели, розетки, распределительный щиток. Это наблюдение можно назвать - анализом.
Анализ с др. греческого означает "разделение, разборка". То есть вы, как наблюдатель, мысленно разбираете электросеть на компоненты, анализируете качество оборудования, безопасность, возможность эксплуатации.

Пример 2. Вы понимаете, что электроустановка участка интегрирована в электроустановку цеха, а электроустановка цеха интегрирована в электроустановку завода, а электроустановка завода подключена к ТП города (внешним сетям). Вы понимаете, что при установке дополнительных станков вам понадобится дополнительная мощность по электроснабжению, так как вырастет нагрузка и на сети участка, и на сети цеха, и на сети завода. Вы понимаете, что для согласования дополнительной мощности вам придется выходить на энергопоставщика, а у него мощности может и не оказаться. Вы понимаете , что модернизация может привести к изменению электросхемы завода , появлению технических рисков, и вам необходим проект. Вы также понимаете , что новые станки с автоматикой  и программированием, а это означает , что жизненные циклы техоблуживания механической части станков, автоматики и обновления программного обеспечения  не совпадают и для вас это дополнительные затраты. Если вы это - понимаете, то у вас системное мышление, основанное на синтезе.
Синтез - это научный термин , с др. греческого означающий "соединение, складывание, связывание".  При этом у вашей системы есть входы, выходы, процессы, границы, обратная связь с внутренними и внешними клиентами.

Анализ - противоположность синтезу. Поэтому терминология парадигм - РАЗНАЯ.  

Однако в реальной экономике системный подход не исключает аналитического мышления. В сложных системах говорят о совокупности ( но не смешивании ) анализа и синтеза, которая позволяет получить подробное представление о предмете изучения. Например, проектировщики анализируют компоненты систем, детально прописывая в спецификациях оборудования (детализируют), а монтажники на линии системно собирают компоненты в единое целое, строя сложные системы из модулей различных типов.

Система охраны труда в нашей стране  исторически основана на "научной организации труда" - НОТ. Базовой основой НОТ являлся - классический анализ, а авангардом в то время было машиностроение (без автоматики и программирования).  
4 августа 2019 11:58
По теме - две ссылки на две исторические научные лекции.

Лекции читает истинный философ, изменивший взгляд на мировоззрение, - доктор наук Рассел Акофф (Dr. Russel L Ackoff).

Ученый в мировым именем все разложил по- полочкам , нарисовал и пояснил на примерах. По мнению ученого наше современное мировоззрение трансформируется из одной теории реальности в другую. Мы переживаем переход от эпохи машин к эпохе систем.
Для просмотра можно установить субтитры электронного переводчика на русский язык.

Ссылка на доклад на конференции "Системное мышление в действии", ноябрь 1993 г.

https://www.youtube.com/watch?v=yGN5DBpW93g

Cсылка на вторую лекцию от 2015 года.

https://www.youtube.com/watch?v=EbLh7rZ3rhU

Многие специалисты называют его увлекательные лекции - концепциями решения современных проблем.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл