Функционал персонала предприятия в механизме обеспечения СИЗ - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Успей принять участие в розыгрыше
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Функционал персонала предприятия в механизме обеспечения СИЗ

Функционал персонала предприятия в механизме обеспечения СИЗ

Организация процедуры выдачи спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты требует тщательного учета всех нюансов. Конечно, основные правила указаны в тематических нормативных правовых актах, однако локальный процесс на каждом предприятии может слегка отличаться.

Непосредственным организатором, этаким «серым кардиналом», обычно является специалист по охране труда. Инициируя ряд процессов и узаконивая их локальным положением, он воссоздает успешно работающий механизм. Ключевые фигуры – работники, их руководители, сотрудники, задействованные в приобретении, выдаче и уходе за СИЗ.

Функции работника сводятся к правильному применению СИЗ; неизменному их использованию; сдаче, при надобности, в стирку. Руководители работников должны следить за обязательным использованием работниками СИЗ; осуществлять процесс списания по сроку износа либо раньше, формировать заявки на приобретение новой спецодежды. Закупкой СИЗ почти на всех предприятиях занимается служба снабжения. В их функционал входит – сбор заявок от руководителей; формирование сводной заявки, согласуемой со специалистом по охране труда; заключение договора с поставщиками; контроль процесса доставки СИЗ. За выдачу обычно отвечает работник склада либо завхоз. Личные карточки учета СИЗ также хранятся у него. Ответственность за организацию процесса хранения и ухода за СИЗ несет работодатель. Закупленная спецодежда должна храниться в сухом, прохладном помещении; после выдачи работнику должен быть предоставлен шкаф для переодевания в бытовом помещении. Испачканная спецодежда должна быть выстирана и отглажена либо силами предприятия, либо при вовлечении сторонних организаций.

Специалисту по охране труда во всей этой процедуре отводится роль контролера и помощника: составить ежегодный график приобретения СИЗ; проверить наличие сертификатов соответствия при закупке; периодически контролировать ведения личных карточек учета СИЗ; участвовать в комиссии по признанию СИЗ непригодными; следить за применением работниками СИЗ.

Стоит отметить, что кроме ключевых героев пьесы под названием «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», свою лепту вносят и некоторые другие категории персонала. К примеру, юристы согласуют договор на поставку СИЗ, бухгалтерия списывает СИЗ согласно срокам бухучета, а кадровая служба вносит в форму трудового договора сведения о необходимых к выдаче СИЗ. Кроме того, в условиях трудового договора должна указываться процедура возврата СИЗ при увольнении. Согласно п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н, специальная одежда, выданная работникам, является собственностью организации и при увольнении подлежит возврату.

Часто, проработав даже небольшой срок, работник отказывается возвращать СИЗ, аргументируя это их стремительным износном. Скорее всего, уволняющийся просто хочет забрать спецодежду к себе домой, а в случае отсутствия у предприятия КПП с охраной на выходе, он уже это и сделал. Однако, работодателя совсем не устраивает бесплатная раздача дорогой спецодежды каждому трудоустраивающемуся. Поэтому он находит выход - удержать остаточную стоимость спецодежды из зарплаты работника. К сожалению, со стороны закона такой выход неправомерен. Согласно части 1 статьи 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в следующих случаях:

  • для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

  • для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

  • для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Отметим, что при ряде условий и эти допущения могут быть не применены: если работник увольняется по медицинскому заключению; при ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, сокращении численности или штата, смене собственника имущества организации; при призывк работника на военную или альтернативную гражданскую службу; восстановлении на работе предыдущего работника по решению государственной инспекции труда или суда; признании работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением; смерти работника либо работодателя -физического лица, а также признании судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим; наступлении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений.

Таким образом, удержание суммы из зарплаты работника за СИЗ вполне может стать шагом к внеплановой проверке ГИТ. Как же найти выход из этой ситуации? Во-первых, скажем честно, не все работники столь нечестны, большинство исправно возвращает работодателю спецодежду. Во-вторых, для предотвращения случаев выноса за территорию предприятия спецодежды руководителю следует обеспечить наличие охраны и камер видео наблюдения на выходе. В-третьих, не стоит забывать, что возможно вынос спецодежды не несет ничего преступного – работник просто хочет привести её в порядок и постирать, т.к. работодатель не обеспечил ему это возможность на предприятии. Кроме того, возможно работник вовсе и не в курсе правил, установленных трудовым договором – подписал его не глядя и пошел работать. В таких случаях при вводном инструктаже и первичном инструктаже на рабочем месте стоит проговорить эти нюансы, Также полезно будет ознакомить работника под подпись с Положением о процедуре выдаче СИЗ, разработанном на предприятии.

Мария Гаврилова

Комментарии

11 июля 2018 13:45
Всё правильно и красиво описано в статье....только это в идеале, когда не жалеют денег на полноценное обеспечение СИЗ, когда , как описано в статье, распределены правильно должностные функции каждого, кто принимает участие в закупке, выдаче, хранении и контроле этого СИЗ.....а так ....получается примерно так...специалист по охране труда составляет списки с численностью работников, уточняет размеры в подразделениях, связывается с поставщиком, выбирает вместе с ним по каталогам, учитывая предпочтения работников, но при этом сверяясь с типовыми нормами и доп.соглашением по охране труда к кол. договору, затем подсчитывает общую стоимость заказанного и, конечно, переборщив в сумме, которую разрешил планово-экономический отдел, корректируем выбирая из более дешёвого, при этом выслушивая недовольства рабочих и начальников структурных подразделений, для которых виноват конечно же СОТ...потом после небольшой войны, наконец, заказываем, приходит товар и всегда , хоть и небольшая партия, но всё таки прийдётся кому-то менять размер одежды или обуви, выяснится, что произошла за это время текучка кадров, а руководитель подразделения вовремя не сообщил об этом. Вообщем, обмен и возвраты. И это только приобретение СИЗ. А дальше выдача, оформление карточек учета выдачи СИЗ, стирка, носка этого СИЗ в любой сезон, то это ещё большее приключение! Боюсь больше статьи уже написать))
12 июля 2018 02:03
Цитата
Алим Журтов пишет:
учитывая предпочтения работников
Гиблое дело, учитывать пожелания работников, у одного они одни, у другого другие.  
12 июля 2018 08:11
Цитата
mari_sharm пишет: Гиблое дело, учитывать пожелания работников, у одного они одни, у другого другие.  
Согласен, попытались решить проблему выбора СИЗ в коллективе из 18 человек - результат: заказали сами то, что посчитали наиболее подходящим, руководствуясь опытом работы.
12 июля 2018 13:04
очень хорошо расписали функционал участников процесса!!! Прям бери в и СУОТ и в ДИ вставляй!
17 июля 2018 14:13
Где же есть такая идеалистическая фирма... я второй год с двумя директорами борюсь они просто отказываются покупать спец.одежду. Другие фирмы сказали покупай.... и дальше делай все сама и в итоге много недовольства то от бухов, то от работников... всем не угодишь.... а потом еще не дай бог работник поработал походил в спецовке месяц уволился и пришел другой сотрудник и начинается .... " Я ношенное одевать не буду" или " Другой не постирал когда увольнялся я стирать не буду". Директор орет я больше не куплю спец.одежду.... или еще круче уволился работник 44 размера, а ему в замен пришел 56, а директор говорит я же уже в этом году покупал спецовку хватит.... пусть одевает как хочет... Дошло до того, что кадры попросила подбирать народ с 44-50 размер, что бы в костюмчики продавцов влазили ....
18 июля 2018 14:48
Бред...Ещё и орут...директора....слава Богу, такие прям дебилы не попадались....Бывало не покупали совсем СИЗ, но чтобы по мелочи орали...я от неадекватных руководителей пытаюсь поскорее уйти))
27 августа 2019 15:46
Цитата
mari_sharm пишет:

[QUOTE][URL=/ssot/user/51142/]Алим Журтов[/URL] пишет:
учитывая предпочтения работников[/QUOTE] Гиблое дело, учитывать пожелания работников, у одного они одни, у другого другие.
Мнение работников чаще всего игнорирую. Их много и чаще всего учитываю мнение по защитным очкам, печаткам. Выбор одежды чаще всего зажимается финансовыми возможностями.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл