Входной контроль СИЗ - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Навигация
Бесплатный вебинар - технопрогресс
Пробный доступ к системе Гарант
Инфоурок
Техносферная безопасность- обучение

Входной контроль СИЗ

Входной контроль СИЗ

Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, согласно ст. 221 Трудового кодекса, является одной из обязанностей работодателя. Также сюда добавляется хранение, стирка, сушка, ремонт и замена СИЗ. Не выдача СИЗ может обернуться экономическим риском для предприятия как в случае произошедшего НС из-за недостаточной защищенности работника, так и в случае приобретения профзаболевания. Административная ответственность при обнаружении факта необеспеченности работников СИЗ  в соответствии с п.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ выражается в штрафе для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей  в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 130 до 150 тысяч рублей.

С другой стороны, работодатель может понести дополнительные затраты и при приобретении некачественных  быстроизнашиваемых СИЗ, либо средств защиты, которые по сопутствующей документации и не являются СИЗ.

Для предупреждения подобных случаев работодателю полезно будет перенять опыт крупных предприятий и организовать входной контроль по определению соответствия СИЗ действующей нормативной документации.

Входной контроль осуществляется на стадии приобретения СИЗ и является частью процесса  материально-технического снабжения, направленного на исключение возможности использования работниками СИЗ, не соответствующих установленным требованиям.

Процедуру входного контроля определяет работодатель посредством утверждения локального нормативного акта. Производить входной контроль следует комиссионно, в состав комиссии могут входить специалист по охране труда, специалист материально-технического обеспечения, специалисты производственных структурных подразделений, применяющих СИЗ.

Входной контроль включает следующие этапы:

  • контроль количества и комплектности СИЗ;

  • проверка наличия, комплектности и содержания сопроводительной документации;

  • контроль маркировки и документов, подтверждающих соответствие СИЗ установленным требованиям.

Все этапы входного контроля, решение о допуске СИЗ к применению на предприятии следует фиксировать в акте, который подписывается членами комиссии. Акт входного контроля будет полезен  в случае выявления факта несоответствия СИЗ установленным нормативным требованиям и необходимости их возврата поставщику.

Основным нормативным документом, определяющим требования по СИЗ является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты». В начале необходимо установить принадлежность СИЗ к сфере действия  ТР ТС 019/2011. Отметим, что Приложением № 1 данного тех.регламента установлены типы СИЗ, на которые и распространяется  действие регламента. Затем следует определить форму подтверждения соответствия соразмерно степени риска причинения вреда пользователю.

Выделяют две формы подтверждения – декларирование соответствия и сертификация. Декларированию соответствия подлежат СИЗ первого класса, имеющие простую конструкцию и применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю. Сертификации подлежат СИЗ второго класса,  обладающие сложной конструкцией и защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя. Уточнения по формам подтверждения для различных наименований СИЗ содержатся в Приложении № 4 ТР ТС 019/2011. К первому классу относятся СИЗ, применяемые от механических рисков, вибрации, статического электричества; ко второму классу – средства защиты от низких температур, электричества, рисков воздействия повышенных температур и расплавленного металла, химических рисков, ионизирующего излучения. 

Сертификат должен быть в наличии к следующей спецодежде, спецобуви и СИЗ: изолирующие костюмы; одежда от искр, брызг, теплового излучения; утепленная спецодежда; сигнальная одежда; средства индивидуальной защиты органов дыхания; спецобувь от проколов; спецобувь от химического воздействия; спецобувь от пониженных и повышенных температур; каски защитные; очки от химического воздействия, искр и брызг;  дерматологические СИЗ; перчатки от химического воздействия; СИЗ от падения с высоты.

Декларация должна сопровождать СИЗ: спецодежда от общих производственных загрязнений и механических истираний; спецобувь от ударов, скольжения; спецобувь от вибрации; каскетка; защитные очки и щитки от летящих частиц; СИЗ слуха; перчатки от механических воздействий и вибрации.

Документы о соответствии должны быть представлены в единой форме, утвержденной Решением Евразийской Экономической Комиссии № 293 от 25.12.2012 года.

Бланки сертификатов соответствия и бланки приложений к сертификатам являются документами строгой отчетности. 

Оформляет сертификат орган по сертификации после тщательного рассмотрения пакета документов, идентификации и проведения испытаний продукции. На сертификате должна стоять печать органа по сертификации, подпись, инициалы, фамилия руководителя органа по сертификации, эксперта. Скриншот 1 После оформления сертификата производитель наносит на продукцию знаком ЕАС (знак соответствия). Копии выданных сертификатов изготавливаются производителем СИЗ на белой бумаге формата А4 (210*297 мм), заверяются его подписью и печатью.

Декларация соответствия оформляется на листах белой бумаги формата А4 (210*297 мм) самими производителем СИЗ. Весь комплекс мероприятий для подтверждения  защитных свойств он проводит самостоятельно либо с привлечением третьей стороны. На документы ставится его печать, подпись, инициалы и фамилия руководителя организации. Декларация подлежит регистрации в органе по сертификации. Скриншот 2 После её оформления производитель так же наносит на продукцию знаком ЕАС. Копии зарегистрированной декларации изготавливаются лицом, принявшем её на белой бумаге формата А4 (210*297 мм), заверяются подписью и печатью.

Сертификат и декларация имеют срок действия – 5 лет. Дата изготовления СИЗ должна входить в период действия документа о соответствии.

Следует знать, что легальность сертификата и декларации о соответствии подтверждается их включением в реестры Федеральной службы по аккредитации. Сертификаты должны быть включены в Национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, а декларации соответствия – в Национальную часть Единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме. Поисковая система позволит найти документ по номеру, дате выдачи, сроку действия, заявителю, изготовителю, наименованию продукции. Каждый документ в реестре иммет свой статус, отмеченный цветом: «зеленый» - действует, «желтый» - приостановлен, «красный» - аннулирован, «фиолетовый» – архивный.

При отсутствии сертификата/декларации в реестре либо расхождении данных бумажного варианта и данных по реестру – почти на 100 % сертификат/декларация поддельные.

Что касается маркирования готовой продукции, то каждая единица СИЗ должна иметь маркировку, нанесенную на изделие или упаковку и эксплуатационную документацию. Если нет возможности нанести маркировку в полном объеме непосредственно на само изделие, то соответствующая информация может быть нанесена только на индивидуальную или групповую упаковку изделия. Маркировка может быть нанесена при помощи шеклографии (трафаретная печать), тиснения, литья, гравировки, трудноудаляемой краски, штамповки. Информация должна быть легко читаемой, стойкой при хранении, перевозке, реализации и использовании продукции по назначению в течение всего срока годности, срока службы и (или) гарантийного срока хранения.

Маркировка и эксплуатационные документы выполняются на официальном и государственном языке государства – члена Таможенного союза, за исключением наименования изготовителя и наименования изделия, а также другого текста, входящего в зарегистрированный товарный знак. Образцы товарного ярлыка, контрольной ленты, ленты с кодом, все элементы которых обязаны быть в наличии, а также инструкции по эксплуатации представлены ниже:

Товарный ярлык.png 

Контрольная лента.png

Лента с кодом.png

Инструкция по эксплуатации.png

Применять или нет процедуру входного контроля при каждом приобретении СИЗ – это решение работодателя, зависящее от многих факторов. К примеру, нужно учитывать объем приобретаемых СИЗ, загруженность работников служб, включенных в комиссию. Целесообразней проводить контроль выборочно при возникновении спорных ситуаций либо при закупке СИЗ у нового поставщика.

Мария Гаврилова

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл