На главную
На главную

Вопросы по применению профстандарта специалиста по ОТ

Вопросы по применению профстандарта специалиста по ОТ

С введением в 2016 году в действие изменений в Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон №122 ФЗ), касающихся применения работодателями профессиональных стандартов, в профессиональном сообществе специалистов по охране труда не утихают споры об обязательности или необязательности профессиональной переподготовки специалистов по охране труда.

Дело в том, что в профессиональном стандарте специалиста по охране труда, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от  4 августа 2014 г. №524н требования к образованию изложены следующим образом: «Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда». Схожие требования содержит и Единый квалификационный справочник руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 559н).

При этом квалификационный справочник также содержит положение (п. 5 Приказа N 559н) о том, что лица, обладающие достаточным практическим опытом и качественно выполняющие обязанности, возложенные на них по трудовому договору, могут быть назначены на соответствующую должность наравне с теми, кто может похвастаться профильным образованием.

Возникает резонный вопрос – каким документом руководствоваться при предъявлении квалификационных требований к специалисту по охране труда? И носят ли эти документы обязательный или рекомендательный характер?

 

А статья 195.3 ТК РФ лишь вносит дополнительную путаницу в этом вопросе и не дает однозначного ответа – обязательны ли требования профстандарта специалиста по ОТ или нет.

И хотя законодательство Российской Федерации фактически не содержит ни одного федерального закона или других НПА, устанавливающих в качестве обязательных требования о специальном образовании в области охраны труда к специалисту по охране труда, работодатели, обеспокоенные такими изменениями в законодательстве,  и, опасающиеся лишних вопросов при проверках ГИТ, все чаще отправляют своих специалистов на профессиональную переподготовку по охране труда.


Совсем недавно Минтруд внес, однако, некоторую ясность в этот вопрос, опубликовав письмо от 26 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698, в котором на примере должности специалиста по ОТ дал некоторые пояснения в части применения профстандартов и квалификационных справочников. 

Позиция, изложенная Минтрудом, такова – по Трудовому кодексу РФ специалист по охране труда должен обладать соответствующей подготовкой и опытом работы в этой области (ст. 217 ТК РФ), а, следовательно, работодатель может по своему усмотрению назначить на данную должность человека, который или имеет специальную подготовку (образование) или практический опыт работы в сфере охраны труда.

При этом работодатель вправе, но не обязан (прим. автора) применять требования профстандарта, в частности, требование об обязательности профессиональной переподготовки специалистов по охране труда, не имеющих образования по направлению "Техносферная безопасность" или аналогичного ему.

Резюмируем – работодатель не обязан направлять на профпереподготовку специалиста по охране труда, обладающего опытом работы в этой области, но не имеющего специального образования по охране труда.

Также в своем письме Минтруд призывает читателей обратить внимание на то, что профстандарт специалиста по охране труда содержит указание на коды специальностей по ОКСО. В частности, это коды 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»; 280102 «Безопасность технологических процессов и производств».

Здесь также хочется обратить внимание читателей на то, что подобные письма органов исполнительно власти РФ не являются НПА и носят лишь рекомендательный характер, а потому не могут служить достаточным правовым обоснованием позиции. Вместе с тем данный документ привносит некоторую ясность и поясняет позицию законодателя по сложным для толкования и правоприменения вопросам.


Скачать ПИСЬМО Минтруда от 26 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698.

Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА"

Анна Репина
7 451 8 2
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

0 Мне нравится
Вячеслав
Хороший профессионал всем нужен.
1 Мне нравится
Александр ГЕС
Совершенно ничего нового не узнал из статьи. Статья ни о чем.

Работодатель не обязан. Не являются НПА. Значит Работодатель обязан.

Совершеннейший правовой беспредел!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.