Ќа главную
Ќа главную
/ /  онсультации и разъ€снени€

ѕрактика применени€ —ќ”“: как подготовить перечень рабочих мест?

ѕрактика применени€ —ќ”“: как подготовить перечень рабочих мест?

¬ 2014 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальна€ оценка условий труда (далее Ц Ђ—ќ”“ї), котора€ существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к назначению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Ѕолее двух лет специальна€ оценка активно проводитс€ на территории –оссии, накоплена обширна€ правоприменительна€ практика, прин€то значительное количество судебных решений по самым разным вопросам. ќднако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушени€ законодательства при проведении —ќ”“. ћногие ошибки допускаютс€ по вине организаций, провод€щих —ќ”“. ¬месте с тем, нельз€ не отметить, что немало упущений допускаетс€ по вине работодател€ и комиссии по проведению —ќ”“. ѕри этом львина€ их дол€ приходитс€ на самое начало Ц подготовку к проведению —ќ”“.

ѕервое, что должна сделать комисси€ по проведению —ќ”“ Ц это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводитьс€ —ќ”“, с указанием аналогичных рабочих мест.

Ќа практике комисси€ испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должност€м с одинаковыми наименовани€ми и несколькими работниками.

Ќа основании ст. 209 “рудового кодекса –‘ рабочее место Ц место, где работник должен находитьс€ или куда ему необходимо прибыть в св€зи с его работой и которое пр€мо или косвенно находитс€ под контролем работодател€.

“аким образом, дл€ того чтобы корректно провести расчет необходимо пон€ть, сколько работников одновременно трудитс€ на одном рабочем месте. ≈сли в организации работают 5 бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все 5 сотрудников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках —ќ”“ должно быть за€влено 5 рабочих мест по должности ЂЅухгалтерї.

–ассмотрим другой пример: 4 сторожа работают в режиме Ђсутки через троеї (4 работника смен€ют друг друга Ц на рабочем месте одновременно только один работник). ¬ этом случае при —ќ”“ может быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают 4 человека.

ќшибки часто допускаютс€ при включении в перечень рабочих мест, подлежащих —ќ”“, мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещени€х, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используетс€ сменный режим работы. ¬ данных случа€х действуют тот же самый принцип Ц количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

–ассмотрим пример: 6 токарей работают в 2 смены на 3 станках в одном цехе. ѕри этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. «десь необходимо фиксировать 3 рабочих места. ќднако в цел€х минимизации затрат данные рабочие места возможно будет признать аналогичными в случае соответстви€ необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

»ногда, в цел€х упрощени€ оформлени€ перечн€ рабочих мест, члены комиссии по —ќ”“ приравнивают количество единиц оборудовани€ к количеству рабочих мест. ¬ некоторых случа€х это может быть оправданно, однако не будет верным, например, при:

а) использовании одним работником нескольких единиц оборудовани€;

б) использовании одного и того же оборудовани€ двум€ или более одновременно работающими работниками.

ќтметим, что с рабочими местами с территориально мен€ющимис€ рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используетс€ тот же самый подход. Ќеверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

–азобравшись с количеством рабочих мест, нельз€ забывать и о корректном наименовании рабочих мест. »нструкци€ по заполнению формы отчета о проведении —ќ”“, утвержденна€ ѕриказом ћинтруда –оссии от 24.01.2014 є 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Ќередко экспертам организации, провод€щей —ќ”“, комисси€ не представл€ет штатное расписание, руководству€сь соображени€ми коммерческой тайны, и дает в работу перечень, не соответствующий Ђштаткеї. ¬ дальнейшем, при применении результатов —ќ”“, назначении гарантий и компенсаций и проверках контролирующих органов оказываетс€, что не все рабочие места организации оценены.

“ак, например, в рамках разбирательств по делам єє 33-4199/2015 и ј59-2617/2015 судебные органы приход€т к выводу о неполноте проведени€ —ќ”“ из-за отсутстви€ материалов —ќ”“ по некоторым должност€м, присутствующим в штатном расписании (јпелл€ционное определение јстраханского областного суда от 7 декабр€ 2015 г., ѕостановление ѕ€того арбитражного апелл€ционного суда от 14 декабр€ 2015 г. є 05јѕ-9269/2015).

„тобы избежать ошибок, необходимо тщательно отслеживать соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах —ќ”“.

–азберем также и другую существующую проблему. ¬ цел€х оптимизации бизнес-процессов многие организации провод€т реструктуризацию, котора€ неизбежно сопровождаетс€ изменением наименований должностей, иногда, совершенно незначительным. ѕри этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных об€занностей и условий труда. ¬ св€зи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой —ќ”“, несмотр€ на то, что наименовани€ должностей в материалах —ќ”“ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

Ќесоответствие штатного расписани€ и материалов —ќ”“, а также некорректное объединение рабочих мест можно разобрать на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу є ј59-2617/2015. ќрганизаци€, занимающа€с€ ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест в отношении рабочего места Ђ¬ахтенный помощник капитанаї. ѕри этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. ¬ рамках оценки условий труда было прин€то решение, что данные рабочие места €вл€ютс€ одним и тем же рабочим местом. ƒл€ доказательства данного факта после завершени€ процедуры оценки организаци€, проводивша€ аттестацию рабочих мест, даже издала по этому поводу соответствующее письмо. ќднако суд не встал на сторону работодател€ и организации, проводившей оценку условий труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы оценки условий труда отсутствуют. ¬ мотивировочной части судебного решени€ ѕ€тый арбитражный апелл€ционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространени€ результатов аттестации на Ђдолжности, которые имеютс€ в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными об€занност€миї, так как така€ возможность отсутствует в ѕор€дках проведени€ аттестации рабочих мест и —ќ”“.

¬месте с этим есть и друга€, более сложна€ проблема. ¬ некоторых организаци€х изменени€ проход€т настолько часто, что только во врем€ проведени€ —ќ”“ штатное расписание корректируетс€ множество раз.  ак поступать в этом случае?

Ќа наш взгл€д, члены комиссии по проведению —ќ”“, а также инженеры по охране труда об€заны довести до сведени€ руководства организации последстви€ подобных реформ и св€занные с ними финансовые затраты. ¬едь в этих случа€х в отношении вновь введенных должностей неизбежно потребуетс€, руководству€сь ст. 17 ‘едерального закона от 28 декабр€ 2013 г. є 426-‘« Ђќ специальной оценке условий трудаї, провести внеплановую —ќ”“ в течение шести мес€цев с ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

“ак или иначе, изменение штатного расписани€ в части наименовани€ должности Ц основание дл€ проведени€ внеплановой —ќ”“.

ƒл€ формировани€ перечн€ рабочих мест в рамках —ќ”“ в окончательном виде помимо наименований и количества рабочих мест потребуетс€ определить их соответствие признакам аналогичности. ¬ыделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на —ќ”“, так как проведение —ќ”“ об€зательно только в отношении 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух) Ц полученные результаты примен€ютс€ ко всем аналогичным рабочим местам. Ќа аналогичные рабочие места заполн€етс€ одна карта специальной оценки условий труда и разрабатываетс€ единый перечень меропри€тий по улучшению условий и охраны труда работников.

јналогичными признаютс€ рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в ст. 9 ‘« є 426-‘«:

а) имеющие одно и то же наименование;

б) расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещени€х (производственных зонах);

в) оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентил€ции, кондиционировани€ воздуха, отоплени€ и освещени€;

г) на которых работники осуществл€ют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;

д) на которых ведетс€ однотипный технологический процесс;

е) на которых используетс€ одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособлени€, материалы и сырье;

ж) на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

ќднако нужно учитывать, что все вышеперечисленные услови€ €вл€ютс€ об€зательными. –анее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест Ц задача комиссии по проведению —ќ”“. ѕри этом правильность выделени€ мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, провод€щей —ќ”“. “ак, если в ходе проведени€ —ќ”“ будет обнаружено, что хот€ бы одно рабочее место не соответствует любому из признаков, выделенных «аконом, —ќ”“ придетс€ провести на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 ‘« є 426-‘«).

–езюмиру€ вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживатьс€ которых необходимо дл€ составлени€ корректного перечн€ рабочих мест, подлежащих —ќ”“:

1. ‘ормирование перечн€ рабочих мест на основе действующего штатного расписани€.

2.  оличество рабочих мест = количество сотрудников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. –абочие места с разными (в т. ч. незначительно отличающимис€ друг от друга наименовани€ми) и схожими или одинаковыми должностными об€занност€ми = разные рабочие места.

4. јналогичные рабочие места = рабочие места, соответствующие всем признакам аналогичности, перечисленным в ст. 9 ‘« є 426-‘«.

 

„еботн€гин »горь, директор по развитию направлени€ Ђќхрана труда и Ёкологи€ї √руппы компаний SRG
9 462 3 2
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии

0 ћне нравитс€
¬италий “арасюк
—тать€ написана не корректно, в св€зи с изменением законодательства по —ќ”“.
 
»зменени€ в 426-‘« были внесены первого ма€ этого года, ‘едеральным законом є136-‘«.

—огласно пункта 2 части 2 статьи 4, теперь работодатель, предоставл€€ информацию организации, котора€ будет проводить специальную оценку, должен представить предложени€ работников об идентификации на их рабочих местах потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов. “аким образом, если работник считает, что на его рабочем месте существует вредный опасный фактор Ц вибраци€, например Ц он должен представить работодателю письменное предложение с описанием фактора, которое тот об€зан передать спец. оценщикам.

—ледующее изменение коснулось пункта 3 части 2 статьи 6. ќрганизаци€, провод€ща€ специальную оценку, освобождена от необходимости примен€ть методы исследований (испытаний), прошедшие проверку в ‘едеральном фонде по обеспечению единства измерений.

ƒалее, в пункте 1 части 6 статьи 10, изменЄн вид пенсии: идентификаци€ не проводитс€ в отношении рабочих мест, включЄнных в списки, по которым осуществл€етс€ досрочное назначение страховой пенсии по старости, вместо трудовой пенсии.

¬ дес€тую статью «акона добавлена нова€ часть 8, где перечисл€етс€ р€д действий, которые эксперт организации, провод€щей спец.оценку, может примен€ть дл€ определени€ перечн€ дл€ части 7.

¬ статье 11, пункт 5, добавили новый критерий, по которому деклараци€ соответстви€ условий труда может прекратитьс€, а именно, если в ходе проведени€ проверки были вы€влены нарушени€ прав работника  в области охраны труда, зан€того на определЄнном рабочем месте.  

¬ажные изменени€ затронули часть 7 стати 14 Ц теперь понижать класс (подкласс) условий труда больше чем на одну степень, можно только после согласовани€ с федеральным органом исполнительной власти, вместо территориального.

ƒл€ составлени€ отчЄта о результатах проведении специальной оценки, согласно статьи 15, теперь нужно предоставл€ть протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты, примен€емых работниками, зан€тых на работах с вредными услови€ми труда и прошедшими об€зательную сертификацию, проводимую с целью снижени€ класса или подкласса условий труда (если така€ оценка имела место быть).

ƒополнили статью 15, добавив часть 5.1. ¬ ней говоритс€ о необходимости организации, котора€ получила утверждЄнный отчЄт о проведении спец.оценки, уведомить об этом любым доступным образом компанию, проводившую у неЄ специальную оценку.  роме того, направить в адрес этой компании заказное письмо (с уведомлением, либо электронное письмо с электронной подписью), с приложением копии утверждЄнного отчЄта.

“еперь, дл€ инициации проведени€ внеплановой оценки условий труда, работодателю достаточно нарушить любые требовани€, касающиес€ охраны труда, которые содержатс€ в ‘« или Ќѕј –оссийской ‘едерации (п.2 ч.1 ст.17).

ƒобавили при€тное дл€ многих организаций нововведение Ц ч.3 и ч.4 ст. 17 теперь разрешает не проводить внеплановую спец.оценку в случае изменени€ ‘»ќ руководител€, названи€ рабочего места, формы собственности организации. “ем не менее, запрещены ухудшени€ условий труда до подачи отчЄта о проведении проверки.

ћножество изменений внесено в ст. 18 - в ч.1 добавили, что в ‘едеральную государственную информационную систему учЄта не нужно передавать материалы, содержащие государственную тайну, или любую иную тайну, охран€емую законом.  ¬ адрес информационной системы учЄта нужно будет представл€ть информацию о снижении класса (подкласса) (подпункт Ђдї); основание дл€ формировани€ прав работников, зан€тых на рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав) (подпункт Ђеї). ¬ведЄн подпункт Ђиї - нужно представл€ть сведени€ о прин€тии федеральным органом решени€ о прекращении действи€ декларации об услови€х труда.

—татьей 21 определено, что в реестр организаций, помимо всего прочего, необходимо вносить информацию  о наименовании и месте нахождени€ филиалов и представительств организации.

“ак же увеличили срок проведени€ специальной оценки дл€ прин€тых в эксплуатацию новых рабочих мест Ц с 6 мес€цев до 12.

¬ заключении, декларированию теперь подлежат не только рабочие места, на которых не вы€влены вредные или опасные факторы, но и те, на которых услови€ работы признаны оптимальными или допустимыми.
0 ћне нравитс€
siots
—тать€ не только не корректна, но и предвз€та - одним словом "директор по развитию": чем больше –ћ от заказчика, тем лучше дл€ исполнител€. » ссылка на статью “  –‘ о –ћ нат€нута за уши. ѕо логике автора - получаетс€ - сколько в "штатке" работников - то столько (выгодно аттестующей организации) должно быть и –ћ (даже с аналогичными);  и  экспертов упоминает,  пугающе дл€ заказчика, чтоб максимально увеличивали кол-во –ћ.

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.