Назначение гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда одна из важнейших целей проведения специальной оценки условий труда. К сожалению, несмотря на произошедшие изменения в законодательстве, и по сей день работодателями допускается множество ошибок.
Целую череду вопросов вызывает применение Списков, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22. Еще в 2012 г. Верховный суд РФ по итогам рассмотрения заявления о признании недействующим данного документа, вынес Определение, в котором был сделан вывод о противоречии Списков ТК РФ и, соответственно, их неприменении (Определение ВС РФ от 04 апреля 2012 г. № АКПИ12-317). Однако позднее Апелляционная коллегия ВС РФ с данным выводом не согласилась и указанное Определение было отменено (Определение Апелляционной коллеги ВС РФ от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651). Имеющиеся противоречия в законодательстве по вопросам назначения гарантий и компенсаций за «вредность» вылились в целую череду судебных разбирательств, решения по которым, порой, были диаметрально противоположны.
Этот «гордиев узел» был призван разрубить Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ, принятый в связи с введением в действие специальной оценки условий труда, который внес соответствующие изменения в ТК РФ. С 2014 г. размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ (ст. 219 ТК РФ). Указанными нормами определены минимальные объемы гарантий и компенсаций, которые должны назначаться работникам по итогам специальной оценки условий труда в случае наличия вредных и (или) опасных условий труда на рабочем месте (подробнее в таблице ниже).
Однако сегодня, по-прежнему, Списки не отменены и продолжают действовать. В каком порядке их следует применять, учитывая, что в них предусмотрен более высокий объем льгот по сравнению с установленным в ТК РФ?
Следует отметить, что Списки применяются лишь в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ). ТК РФ, в свою очередь, определяет обязательно предоставляемые работнику гарантии и компенсации без учета требований, содержащихся в Списках. Вместе с этим законодатель установил дополнительную норму в ст. 219 ТК РФ, которая позволяет работодателю назначать повышенные или дополнительные гарантии и компенсации по его желанию с учетом своего финансово-экономического положения.
Таким образом, если работодатель готов нести повышенные социальные обязательства перед работниками, то он может опереться на нормы, содержащиеся в Списках, и привести объемы предоставляемых гарантий и компенсаций в соответствии их требованиями. Сегодня это является распространенной практикой, особенно, для предприятий добывающей, нефтегазовой, металлургической, электроэнергетической и других отраслей.
Можно ли назначать гарантии и компенсации работникам при обеспечении на рабочих местах оптимальных и (или) допустимых условий труда? Ответ на этот вопрос опять же четко сформулирован в ст. 219 ТК РФ: в этих случаях компенсации работникам не устанавливаются, в т. ч. и в соответствии со Списками. Отметим, что позиция государства по этому вопросу однозначна: основанием для предоставления работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут служить только конкретные условия труда на рабочих местах, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ и т. д.
При этом степень вредности может устанавливаться только по результатам оценки условий труда – никаких иных процедур для этого не существует. В связи с этим при отсутствии материалов аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда работодателю будет просто не на что опереться, решая вопрос необходимости предоставления работнику льгот за «вредность».
Впрочем, вне зависимости от класса условий труда и результатов специальной оценки работодатель может установить какие-либо виды гарантий и компенсаций работникам по своему усмотрению, в т. ч. ориентируясь на Списки. Однако учтите, что в этих случаях назначенные льготы не будут иметь никакого отношения к компенсационным мерам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и отменить их в последующем, например, по результатам специальной оценки условий труда, не удастся.
Еще одним вопросом, требующим осторожного подхода, является отмена гарантий и компенсаций, назначенных работнику на основании Списков. Сегодня, несмотря на произошедшие изменения, ухудшить порядок и условия предоставления, а также снизить размер фактически назначаемых по состоянию на 1 января 2014 г. льгот без соблюдения некоторых обязательных условий не получится. Данный вопрос урегулирован переходными положениями ФЗ № 421-ФЗ (ч. 3 ст. 15).
Во-первых, отменить или снизить размер льгот можно только на основании специальной оценки условий труда. Если по результатам аттестации рабочих мест работнику были назначены льготы на основании Списков, то уменьшение их размеров в соответствии с ТК РФ при отсутствии вступивших в силу результатов специальной оценки условий труда – грубое нарушение трудового законодательства.
Во-вторых, работодатель обязан подтвердить фактическое улучшение условий труда по сравнению с условиями труда, в которых работал работник на момент проведения предыдущей оценки условий труда. Так, например, если класс (условий труда) не изменился, то, несмотря на требования ТК РФ, гарантии и компенсации, назначенные в соответствии со Списками также отменить не удастся.
Комментарии
и например, водитель, у которого по результатам АРМ стоят доплаты только и класс 3,1, но в свое время, когда-то там, работодатель ему поставил и доп отпуск и сокр раб неделю... сейчас у него тоже класс 3,1 по СОУТ у него мы можем отменить компенсации по результатам СОУТ???