На главную
На главную

Необходимо ли проводить вводный инструктаж при изменении формы собственности организации?

Произошло переименование ЗАО в АО. Необходимо ли проводить вводный инструктаж принятым в ЗАО сотрудникам, проводить стажировку, обучение, проверку знаний с заменой удостоверений, заново проводить СОУТ?
Ирина У.

Ответ эксперта:

Ирина, добрый день!

Согласно Постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» вводный инструктаж в установленном порядке должны проходить:

- все сотрудники, принимаемые на работу;

- командированные в организацию работники;

- рабочие сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;

- студенты, проходящие в организации производственную практику;

- другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Инструктаж должен проводить специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) должны обеспечить обучение принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда работников безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. А в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

- при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих документов;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

- при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

- по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

- после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

- при перерыве в работе в данной должности более 1 года.

В Вашем конкретном случае произошло изменение только формы собственности, которое не требует проведения вводного инструктажа принятым в ЗАО сотрудникам, проведения стажировки, обучения, проверки знаний с заменой удостоверений.

Что касается специальной оценки условий труда, то тут необходимо обратиться к Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», статья 17 которого гласит:

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

В случае изменения имени, фамилии или отчества индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных вышеуказанными пунктами 3 - 5 и 7, внеплановая спецоценка может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Подводя итог, реорганизация в форме преобразования, не повлекшая за собой изменение технологического процесса, замену производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда не требует внепланового проведения СОУТ.

Эксперт
по ОТ, ПБ и экологии Группы компаний SRG
1 020
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Задать вопрос

Для получение профессиональной консультации напишите нам, подготовленный ответ будет опубликован в разделе консультаций.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.