Какими документами руководствоваться при оценке профессиональных рисков?: бесплатные консультации по охране труда в России
Меню
Новатика - обучение для СОТ
Велко
НАОТ
Сфера

Какими документами руководствоваться при оценке профессиональных рисков?

Здравствуйте! Сегодня часто поднимается вопрос о необходимости создания системы управления профессиональными рисками на предприятии, при этом не ясно какими нормативными документами необходимо пользоваться и как настраивать такую систему у себя на предприятии. Проконсультируйте, пожалуйста.

Ответ эксперта:

Добрый день! 


Действительно, на сегодняшний день существует несколько нормативных документов по оценке профессиональных рисков. Давайте рассмотрим основные требования этих документов к процедуре и методике оценки рисков:


1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH-2001, которым установлено требование к вовлечению работников в процесс идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах (п. 3.10.2.2), а также к непрерывному совершенствованию процедуры по идентификации и оценки опасностей и рисков (п. 3.16.1.б).


2. ССБТ. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Здесь также присутствует требование к вовлеченности работников (п. 4.4.3.2). В документе определены области, которые должна учитывать процедура оценки рисков: стандартные и нетипичные операции; влияние на подрядчиков и посетителей; поведение человека, изменения и др. (п. 4.3.1). Касательно методологии в документе определено, что оценка рисков должна быть проактивной.


3. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска, которым определены общие принципы риск-менеджмента.


4. ГОСТ Р 51901.23-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска. В документе приведен пример метода оценки риска по схеме «галстук-бабочка»: подход, основанный на анализе сценариев опасного события. Выполнение оценки риска опасных событий включает два этапа: базовую (качественную) скрининговую оценку и дополнительный детальный (например, количественный) анализ риска. В приложениях приведены критерии оценки вероятности, последствий и др.


5. ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Менеджмент риска. Термины и определения. Стандарт введен взамен ГОСТ Р 51897-2002, содержит термины и определения. Основные отличия: в ГОСТ 2002 года «риск» - это сочетание вероятности события и его последствий; в текущем Стандарте «риск» - это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей (п. 1.1). Появляется термин «владелец риска» - лицо или организация, имеющие полномочия и ответственность по менеджменту риска (п. 3.5.1.5).


6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 – 2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска. Стандарт содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска: в приложении А приведено краткое описание методов оценки риска, в приложении В - описание методов оценки риска.


Сложность для работодателя заключается в том, что вышеуказанные документы не позволяют однозначно определить, по какой методике проводить процедуры оценки рисков у себя на предприятии и этот вопрос отдается на откуп работодателя.


Если обратиться к опыту большинства крупных международных компаний в России, которые активно внедряют на предприятиях международные стандарты, в том числе OHSAS 18001 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», который, в частности, определяет наличие процедуры оценки рисков на предприятии, то можно выделить основные шаги для организации работы по оценке рисков:


1. Проведения поведенческих аудитов с целью оценки уровня культуры безопасности.


2. Принятие решение о готовности предприятия к переходу на риск-менеджмент.


3. Разработка Положения по идентификации опасностей, оценке и управлению рисками.


4. Анализ опасных/вредных производственных факторов.


5. Составление матрицы рисков.


6. Подготовка индивидуальных карт профессиональных рисков на каждом рабочем месте.


7. Обучение и вовлечение работников в процессы оценки рисков.


8. Постоянная оценка рисков на каждом рабочем месте.


9. Реализация корректирующих мер.


10. Мониторинг и контроль системы управления профессиональными рисками.


Следует отметить, что вышеуказанные процессы имеют цикличный характер и по результатам контрольных мероприятий разрабатывается перечень корректирующих и предупредительных мероприятий, направленных на улучшение технологических процессов и снижение уровня неприемлемого риска с учетом возможных финансовых издержек.


Принципиальным моментом применения системы управления профессиональными рисками в управлении предприятием является четкое понимание ее назначения. Это действительно очень эффективный инструмент для перехода охраны труда в России на качественно новый уровень культуры безопасности.

Эксперт по ОТ, ПБ и экологии
Группы компаний SRG

Задать вопрос

Для получение профессиональной консультации напишите нам, подготовленный ответ будет опубликован в разделе консультаций.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл