Вопрос указания в трудовых договорах с работниками пункта
о нормах выдачи мыла сейчас особенно актуален. Как видно из последних решений суда по этим вопросам, отсутствие данных норм в трудовом договоре считается трудовыми инспекциями нарушением. За это вашей компании в лучшем случае могут вынести предписание, а в худшем - оштрафовать. И тут вам придется раскошелиться,
размер штрафа в таком случае может достигать
10 тыс. руб. для ИП,
20 тыс. руб. для должностного лица и до
100 тыс. руб. для юрлица.
Всю необходимую информацию о выдаче смывающих средств вы можете найти в Приказе Минздрава России от 17 декабря 2010 г. № 1122н. Типовые нормы бесплатной выдачи средств указаны в приложении № 1. А обязанность работодателя об указании в трудовом договоре норм выдачи смывающих средств четко изложена в пункте 9 приложения № 2 к данному приказу, в Стандарте безопасности труда «Обеспечения работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Действие стандарта распространено на всех работодателей в не зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Также стоит отметить, что согласно части 1 ст. 221 и части 2 ст. 212 ТК РФ, работодатель должен обеспечивать работников смывающими средствами согласно типовым нормам бесплатно, приобретать и выдавать необходимые средства для сотрудников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с загрязнением, а также сотрудникам, выполняющим работу в особых температурных условиях.
Покупка мыла для комнат общего пользования работников офисных профессий, не связанных с загрязнением, также обязательна, что объясняется необходимостью обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников (абз. 17 ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 223 ТК РФ).
На основании утвержденных норм выдачи мыла сотрудникам следует подготовить дополнительные соглашения к их трудовым договорам. Формулировка может быть такой: «В целях улучшения защиты от имеющихся на рабочем месте загрязнений в соответствии с ч. 2 ст 221 Трудового кодекса РФ и Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н один раз в месяц работнику выдаются смывающие и (или)обезвреживающие средства – 200 г туалетного мыла или 250 мл жидкого мыла в дозирующих устройствах».
Согласно п. 23 Стандарта в санитарно-бытовых помещениях можно установить дозирующие системы жидких смывающих или обезвреживающих средств, пополнять или заменять емкости по мере их расходования. В таком случае в дополнительном соглашении офисных сотрудников можно написать фразу: «Рабочее место обеспечено смывающими средствами - мылом (жидким мылом), которые постоянно имеются в санитарно-бытовых помещениях».
Комментарии
Очередное мыльное письмо от Минтруда
ПИСЬМО
от 06 мая 2016 года № 15-2/ООГ-1752
О БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧЕ ОФИСНЫМ СОТРУДНИКАМ СМЫВАЮЩИХ И
ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПРИ РАБОТАХ,
СВЯЗАННЫХ С ЛЕГКОСМЫВАЕМЫМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и сообщает следующее.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н (далее - Приказ) утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее - Типовые нормы) и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
Пунктом 7 Типовых норм предусмотрена выдача очищающих средств на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями.
По мнению Департамента, к легкосмываемым загрязнениям относятся загрязнения, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника.
Полагаем, что для «офисных» сотрудников (бухгалтер, экономист, и др.) выдача смывающим и обезвреживающих средств в соответствии с приказом не требуется.
Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
Т.М.Жигастова