Меню по разделу
+
В 2013 году была проведена оценка условий труда в садике. По результатам оценки по должности младший воспитатель присвоен класс 2, но при этом в строке 40 карты аттестации указано размер повышения оплаты труда работников "ДА" основание п.1.155, п1.158 приложения 2, приказа госкомобразования СССР от 20.08.1190 № 579. Правомерно ли мы производили доплату в размере 4% за вредные условия труда?
Светлана Геннадьевна
Добрый день, Светлана Геннадьевна!
С 1 января 2014 года уже не действует процедура аттестация рабочих мест (АРМ). На смену ей пришла специальная оценка условий труда. Однако вопросы, связанные с правомерностью предоставления льгот и компенсация по итогам АРМ периодически нам задают.
Повышенный размер оплаты по результатам аттестации рабочих мест в 2013 году мог предоставляться только при наличии вредного класса. А доплата за вредные условия труда при допустимых условиях (класс 2) – неправомерна.
Условия предоставления льгот и компенсаций по результатам аттестации рабочих мест можно разделить на два периода: до 2008 года и после.
До 2008 года льготы и компенсации устанавливались по основному критерию – данная профессия присутствует в соответствующих списках или перечнях. Например, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставлялись работнику только лишь за наличие его профессии в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Т.е. вредные условия на таких рабочих местах могли не подтверждаться измерениями вредных факторов, а констатировались в карте аттестации.
После 2008 г. ситуация принципиально поменялась. Правительство РФ издало Постановление № 870 от 20.11.2008 , в котором установило для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда по результатам аттестации рабочих мест:
- сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада).
При этом Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу этого Постановления должно было установить условия предоставления этих компенсаций в зависимости от класса условий труда. Однако это поручение Правительства РФ выполнено не было. В связи с этим, Министерство труда и социальной защиты РФ дало разъяснение, как поступать в сложившейся ситуации: работодатель самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест устанавливает повышенные или дополнительные компенсации за труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Однако, размеры этих компенсаций должны быть не ниже установленных Постановлением № 870 от 20.11.2008г. При этом, для установления размеров компенсаций надо руководствоваться статьями 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, а также можно использовать иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, но не противоречащие ТК РФ.
А что касается Приказа госкомобразования СССР от 20.08.1190 № 579, то в нем говорится о повышении оплаты за неблагоприятные условия труда. Понятие "неблагоприятные условия труда" в Приказе N 342н от 26 апреля 2011 г (Порядок проведения аттестации рабочих мест) отсутствует, а значит эти условия не могут быть установлены.
Для получение профессиональной консультации напишите нам, подготовленный ответ будет опубликован в разделе консультаций.