Ген. директор потребовал с меня сегодня предоставить ему список документов, регламентирующих требования по охране труда и экологии в ЕС. Ничего особенного я не нашёл, только список каких-то директив и стандарты ISO.
Директива Совета 89/391/ЕЭС Директива Совета 89/654/ЕЭС Директива 92/91/ЕЕС по охране труда на предприятиях, где осуществляется добыча минерального сырья через скважины Директива 92/104/ЕЕС по охране труда на подземных и открытых горнодобывающих предприятиях Директива 93/103/ЕС во время работы на борту рыболовных судов Защита на рабочем месте определенных групп работников (Директива Совета 92/85/ЕЕС относительно защиты на рабочем месте беременных работниц, рожениц и кормящих матерей Европейская Социальная хартия Своевременным является широкое применение в организациях норм международного стандарта SA 8000 — Социальная ответственность, который базируется на принципах 11 Конвенций МОТ, Всемирной Декларации прав человека, Конвенции ООН по правам ребенка и международных стандартов качества и экологического менеджмента ISO 9000 и ISO 14000.
Может кто-то уже сталкивался с этим? Подскажите, какие основные и главные документы в ЕС, в области ОТ и экологии?
В ЕС есть какой-то общеевропейский трудовой кодекс? Или закон распространяющийся на все страны? Я посмотрел, вроде как у всех стран ЕС разные законы в этой области.
Александр Дылёв пишет: В ЕС есть какой-то общеевропейский трудовой кодекс? Или закон распространяющийся на все страны? Я посмотрел, вроде как у всех стран ЕС разные законы в этой области.
В ЕС должны быть три ТК: для англосаксов, немцев и всех остальных
По экологии я так понял основной документ это ISO 14001:2004, я его прочитал, но так ничего и не понял, нет там никаких требований. А что с охраной труда?
Павел Боярский пишет: Я что пропустил! Когда мы успели к ЕС присоединиться? Вроде и зарплату получаем в рублях! Зачем ему это?
Ну а если у него предприятия в Швеции, Ирландии и Италии с головной организацией в Москве - вот видимо из каких то таких целей он и изучает вопросы ОХРАНЫ ТРУДА В ЕС...чтобы оценить риски... Мне так кажется
Александр Дылёв пишет: Да вроде нету у нас филиалов за рубежом. Ну а учиться меня точно не отправят))
Вообще, учитывая что у нас до сих пор аттестация не проведена, евростандартами можно не интересоваться =\
Ну ниче...всякое бывает в голову начальникам приходит... Бывало в первые годы некоторые мои коллеги в тупую переписывали инструкции в ручную - для чего - это вопрос...Ну начальник считал, что он их занял работой... Мой первый шеф переписывал из напечатанного стандарта его содержание с некоторыми правками - потом я снова исходя из его правок (рукописей) снова вбивал все в комп...
Александр Дылёв пишет: В ЕС есть какой-то общеевропейский трудовой кодекс? Или закон распространяющийся на все страны? Я посмотрел, вроде как у всех стран ЕС разные законы в этой области.
§ 2. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Общие сведения о Евросоюзе и его нормативной деятельности. В сфере труда и трудовых отношений 15 стран, входящих в Европейский союз (ЕС)1, действует не только национальное трудовое право, но и относительно многочисленные и разнообразные нормы, принятые на уровне ЕС его органами. Трудовые нормы ЕС создавались постепенно, по мере развития западноевропейской интеграции. В Римском договоре 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) были определены рамки правотворческой деятельности ЕЭС в сфере труда и трудовых отношений и установлены нормы по труду, ставшие фундаментом европейского трудового права. Нормы ЕЭС касались трудовой миграции и положения работников-мигрантов (ст. 7, 48—51), равной платы мужчинам и женщинам за равный труд (ст. 119), техники безопасности и производственной санитарии (ст. 118, оплачиваемых отпусков (ст. 120). Римский договор зафиксировал согласие государств — членов ЕЭС принимать меры по улучшению условий жизни и труда работников, гармонизации соответствующего национального законодательства (ст. 117) и выделил социальные вопросы, имеющие первоочередное значение для европейской интеграции. К ним относятся занятость, трудовое право и условия труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, производственная санитария, право на ассоциацию и коллективные договоры (ст. 118). В числе важнейших целей Римский договор провозгласил сближение законодательства государств—членов ЕЭС (ст. 100, 235). Единый европейский акт (1987 г.), внесший изменения и дополнения в Римский договор, расширил компетенцию ЕС в области трудового права. Он включил в нее, в частности, оздоровление производственной среды (ст. 118 "а"), содействие в заключении европейских коллективных договоров (ст. 118 "в"), сближение социальных институтов (ст. 130 "а", "е"). В договорах о Европейском Союзе (Маастрихтском договоре 1992 г., Амстердамском договоре 1997 г.) социальный прогресс в государствах-членах и их социальное сближение рассматриваются в качестве главных целей ЕС и намечены основные направления дальнейшего развития европейского трудового права. Нормы, зафиксированные в учредительных документах ЕС, составляют так называемые первичные нормы. Специфика их состоит в том, что они представляют собой "самоисполнимый закон", обязательный для государств, входящих в ЕС. Это означает, что такие нормы непосредственно регулируют трудовые отношения в странах ЕС и не нуждаются для своей реализации в принятии соответствующих национальных актов. Более того, "первичные нормы" ЕС имеют приоритет по отношению к национальному праву стран, входящих в ЕС. Если между правом ЕС и национальным правом возникает противоречие, действует право ЕС. Суды в государствах — членах ЕС рассматривают иски граждан и организаций в связи с нарушением "первичных норм" европейского трудового права; при этом могут быть оспорены нормы национального трудового права, нарушающие европейские стандарты. "Вторичное право" ЕС — это правовые акты, издаваемые органами Союза в соответствии и в рамках своих правотворческих полномочий и на основе "первичного права". Главные источники "вторичного права" ЕС — это регламенты, директивы и рекомендации. Регламенты — акты прямого применения. Они имеют наднациональный и транснациональный характер и не требуют ратификации или иной формы признания со стороны государства-члена ЕС, обязательны для всех граждан, юридических лиц и организаций стран ЕС. Если какой-либо национальный правовой акт вступает в противоречие с регламентом ЕС, этот акт автоматически признается недействительным. Иными словами, регламенты ЕС, как и "первичные нормы" ЕС, имеют приоритет по сравнению с актами национального законодательства. Директивы с точки зрения провозглашаемых ими целей, результатов, которые должны быть достигнуты, обязательны для государств — членов ЕС и, безусловно, должны быть реализованы к определенной дате. Пути же осуществления целей директивы — прерогатива каждого государства, которое само выбирает способы и средства для такого осуществления. Директивы, таким образом, не имеют прямой силы. Они реализуются, как правило, через акты национального законодательства. Каждое государство ЕС обязано издавать соответствующие акты, по преимуществу законы, призванные провести в жизнь предписания директивы. Если же государство ЕС не выполняет этого обязательства, т.е. не реализует целей директивы, то предписания директивы по истечении определенного времени после их принятия частично приобретают прямую силу в том смысле, что любой гражданин, выступающий с иском в национальном суде против ответчика-государства, может ссылаться непосредственно на соответствующую директиву ЕС. Но вместе с тем, если в качестве ответчика выступает индивидуальное лицо, директива не имеет непосредственной силы в национальном суде. Рекомендации представляют собой предложения (пожелания, советы) руководящих органов ЕС, направляются на рассмотрение государств ЕС, но не обязательны для них. Особняком в качестве источника права ЕС стоит принятая в 1989 г. Социальная хартия ЕС (Хартия основных социальных прав трудящихся)1. В ней сформулированы принципиальные положения, касающиеся содержания социальных и трудовых прав, которые признаны главными, основополагающими. Суммируя содержание Хартии, можно сказать, что она устанавливает базисные, фундаментальные социальные права и свободы по 12 направлениям: 1. Свобода передвижения. 2. Занятость и заработная плата. 3. Улучшение условий жизни и труда. 4. Социальная защищенность. 5. Свобода ассоциаций и право на коллективные договоры. 6. Профессиональное обучение. 7. Равенство мужчин и женщин в сфере труда. 8. Информация, консультации, участие работников в управлении производством. 9. Защита здоровья и безопасности работника на рабочем месте. 10. Защита детей и подростков. 11. Защита пожилых трудящихся. 12. Защита нетрудоспособных. Хотя Социальная хартия декларативна и ее положения носят рекомендательный характер, принятие такого документа имеет большое значение, так как она заложила основу, обязательную исходную базу для дальнейшего развития трудового и социального законодательства стран Европейского союза. В целом в нормативных актах ЕС (главным образом в директивах) содержится довольно внушительный массив трудовых норм. Они неравномерно распределены по традиционным институтам трудового права. Огромное их большинство касается 1 Текст Хартии помещен в Приложении к настоящей книге. 548
индивидуального трудового права, причем преимущественно четырех вопросов: трудовой миграции, равенства в оплате труда мужчин и женщин, техники безопасности и производственной санитарии, обеспечения ......
Александр Дылёв пишет: Добрый день коллеги! Ген. директор потребовал с меня сегодня предоставить ему список документов, регламентирующих требования по охране труда и экологии в ЕС. Ничего особенного я не нашёл, только список каких-то директив и стандарты ISO. Может кто-то уже сталкивался с этим? Подскажите, какие основные и главные документы в ЕС, в области ОТ и экологии?
Александр Дылёв пишет: Добрый день коллеги! Может кто-то уже сталкивался с этим? Подскажите, какие основные и главные документы в ЕС, в области ОТ и экологии?
Директива Совета европейских сообществ о введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников
Дата
12 июня 1989 г.
Номер
89/391/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ о минимуме требований к безопасности и гигиене рабочих мест (первая отдельная директива в рамках в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС)
Дата
30 ноября 1989 г.
Номер
89/654/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ о введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников, а также недавно родивших и кормящих женщин-работниц (первая отдельная директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС)
Дата
19 октября 1992 г.
Номер
92/85/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ о минимальных требованиях по обеспечению безопасности и охране здоровья работников на рабочем месте при использовании рабочего оборудования
Дата
30 ноября 1989 г.
Номер
89/655/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ, содержащая изменения к Директиве Совета ЕЭС 89/655 о минимальных требованиях по обеспечению безопасности и охране здоровья работников на рабочем месте при использовании рабочего оборудования (вторая частная директива к Статье 16(1) Директивы ЕЭС 89/391)
Дата
5 декабря 1995 г.
Номер
95/63/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ, содержащая изменения к Директиве Совета ЕЭС 89/655 о минимальных требованиях по обеспечению безопасности и охране здоровья работников на рабочем месте при использовании рабочего оборудования (вторая частная директива к Статье 16(1) Директивы ЕЭС 89/391)
Дата
27 июня 2001 г.
Номер
01/45/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ о минимуме требований к безопасности и гигиене труда при использовании работниками персональных защитных средств на рабочем месте (третья отдельная директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)
Дата
30 ноября 1989 г.
Номер
89/656/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ о минимуме требований безопасности и гигиены труда к ручной обработке грузов, когда существует риск, в особенности, травмы позвоночника работающих (четвертая отдельная директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)
Дата
29 мая 1990 г.
Номер
90/269/ЕЭС
Документ
Директива Совета европейских сообществ о минимуме требований безопасности и гигиены труда при работе с экранными устройствами (пятая отдельная директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)
Дата
29 мая 1990 г.
Номер
90/270/ЕЭС
Документ
Директива Европейского парламента и Совета по защите работников от рисков, связанных с воздействием канцерогенов или мутагенов на рабочем месте (шестая отдельная директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)
Дата
29 апреля 2004 г.
Номер
2004/37/ЕС
Документ
Директива Совета европейских сообществ о выполнении минимума требований безопасности и гигиены труда на временных или подвижных строительных площадках (восьмая отдельная директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)
http://do.gendocs.ru/docs/index-13537.html?page=8 Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной политики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов.
^ Директивы по генеральной политике ЕС направлены на методы оценки стоимости контроля за загрязнением в промышленности; оценку степени влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду; создание Европейского агентства по охране окружающей среды, сети контроля и обеспечения информацией и др. Директивы в отношении воды охватывают проблемы защиты рек, морей и других водоемов; вопросы качества питьевой воды; сброса в водоемы отходов некоторых опасных веществ; качества пресной воды, нуждающейся в охране в целях поддержания жизни рыб и разведения ракообразных, и др. Директивы по защите воздуха и промышленным рискам устанавливают ограничения применения некоторых опасных веществ и препаратов; перечень веществ, подпадающих под директиву «О классификации, упаковке и маркировке опасных веществ»; обязательные требования к экспорту и импорту опасных химикатов; нормы по содержанию в воздухе некоторых конкретных веществ (асбеста, двуокиси азота, свинца, двуокиси серы и др.). Директивы, относящиеся к проблемам отходов, определяют требования по очистке сточных вод в городских условиях; по защите воздушной среды от загрязнений, выделяемых установками для сжигания мусора; по надзору и контролю за перевозкой опасных отходов; по удалению отработанного масла и другие нормы по конкретным объектам. В то же время создана и общая Стратегия ЕС по ликвидации отходов. Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шума, создаваемого различным оборудованием, промышленными установками, бытовыми приборами, а также самолетами, автомобилями, мотоциклами.
В ЕС введена экомаркировка специальным знаком (см. рис. 23.10) в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне, белым на черном фоне.
Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации, с которыми соискатель может заключить контракт по каждому виду продукции отдельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца (изготовителя).
Приведенная ниже далеко не полная информация только по одному региону Земли иллюстрирует масштаб уже давно назревшей проблемы, в решении которой не последняя роль отводится стандартизации.
Один из важных аспектов экологической стандартизации — утилизация отходов производства и потребления.
Специалисты подсчитали, что человечество за всю историю своего существования сумело довести использование по назначению исходного сырья в лучшем случае до 5%. Около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70% — другие отходы.
В России более миллиона гектаров земли занято под 70 млрд. т отходов, которые накопились к настоящему времени. Если учесть ежегодное увеличение токсичных отходов примерно на 50 млн. т, а также ожидаемый привоз на территорию РФ отходов из ЕС в счет погашения кредитов, то картина получается достаточно мрачной.