Отчего взрываются баллоны с газом?

Страницы: 1 2 След.
RSS
Отчего взрываются баллоны с газом?, Интересует физика процессов, предшествующих взрыву, основные причины взрыва.
 
Цитата
Елена Пащенко пишет:
Баллон внесли в квартиру с мороза и не дали ему прогреться, прежде чем приступить к работе.
Не догоняю, почему он в этом случае взорвался? Кто может объяснить механику процесса? Подозреваю, что причина не в этом!
Все просто, не ищите проблем.
 
Цитата
YuV * пишет:
Подозреваю, что причина не в этом!
поделитесь подозрениями, мне интересно...
Зная причину, понимаешь суть.
 
Цитата
Елена Пащенко пишет:
поделитесь подозрениями, мне интересно...
Взрыв возникает при наличии взрывоопасной концентрации в смеси газа и воздуха. Вот и непонятно, причем тут холодный баллон. Скорее всего элементарная утечка газа. У нас в частном доме газовый баллон всегда на морозе стоит. Что, тоже взрывоопасно?
Все просто, не ищите проблем.
 
Конечно, можно предположить, что его наполнение газом было ниже допустимой минимальной отметки (слишком мало газа). На улице в мороз давление в баллоне становится ниже. И при розжиге мог произойти "обратный удар". В результате чего произошел взрыв. Но в такой миф вериться с трудом. А то что возникли утечки газа из-за неплотных соединений. Далее - скопление газа в помещении и взрыв. Судя по разрушениям, последняя версия более правдоподобная.
Изменено: Амелькин Константин - 31-01-2012 14:17:19
 
Последнее время много сообщений в СМИ о взрыве баллонов с газом. Кто может объяснить физику процессов?
Все просто, не ищите проблем.
 
Если речь идет обо всех процессах, то осмелюсь назвать первый из них: реакция кислорода с маслом. Масло имеет хорошую проницаемость и без труда проходит по зазорам в резьбовых соединениях. Если взять в качестве объекта рассмотрения кислородный баллон, то наверное промасленная резьба может послужить причиной срыва вентиля и как следствие резкое высвобождение газа. Ну то что баллон полетит в неизвестном направлении, с силой самого крупнокалиберного снаряда, при этом с легкостью пройдет через любое перекрытие или стену (давление 150 атм) - это вопрос второй. А то что высвободившийся газ может стать причиной последующего взрыва и пожара, наверное точно.
 
А в жизни это выглядит так: небрежный работник в промасленных рукавицах закручивает - откручивает вентиль. Частицы масла попадают на резьбу и в итоге оказываются в теле вентиля. В какой-то момент происходит "долгожданная" встреча кислорода с маслом и как следствие, бурная и молниеносная реакция окисления (т.е. микровзрыв), далее разрушение арматуры, высвобождение газа и "большой" взрыв.
Изменено: Амелькин Константин - 29-01-2012 17:51:33
 
 
... подумал хорошо и пришел к выводу, что через вентиль масло вряд ли попадет вовнутрь, а вот в резьбу манометра, который вкручивается в магистраль, наверное точно может. Тем более, что манометры периодически (раз в полгода помоему) поверяют, для этого выкручивают старый и ввинчивают новый.
Есть и еще причины взрывов баллонов. К примеру - коррозия стенок, микротрещины, которые в результате приводят к разрушениям металла и прочее. Т.е. то что должно выявляться при освидетельствовании.
Изменено: Амелькин Константин - 29-01-2012 19:49:06
 
Что-то не вяжется все это с теорией!
Все просто, не ищите проблем.
 
Цитата
YuV * пишет:
Что-то не вяжется все это с теорией!
Вы имеете ввиду масло+кислород? Я если честно, в реальности с таким не встречался. Но читал в нескольких изданиях об авариях, связанных с эксплуатацией баллонов. Но ведь не даром, во всех инструкциях указывается на недопустимость соседства масла и кислорода. Значит эта смесь все-таки несет какую-то опасность.

Давайте порассуждаем. Взрыва во внутри балона быть не может, т.к. в нем давление. Даже если будет происходить утечка и газ через источник утечки воспламениться, то будет происходить горение снаружи. Подобно простой зажигалке. И не важно как произошла эта утечка, мех. повреждения, неплотные соединения, незакрытый вентиль ... самое главное, что опасность представляет именно замконутое пространство, где находится сам баллон. А вот взрыв газа в помещении, который его наполнил в результате утечки из баллона - вполне реально.
 
Цитата
Константин Амелькин пишет:
Вы имеете ввиду масло+кислород?
Вы описали вероятность взрыва кислородного баллона. Да, масло и кислород несовместимы.
Но автор спрашивает и имеет ввиду баллоны с газом (пропан):

Цитата
YuV * пишет:
Последнее время много сообщений в СМИ о взрыве баллонов с газом.
Да и в СМИ попадают именно эти сообщения, сообщения о взрывах газовых баллонов.
Здесь всё не так, как Вы описали выше. Пропановый баллон сам по себе никогда не взорвётся. Нужна высокая температура. Чаще (почти всегда) взрывается смесь воздуха с газом из-за утечки газа из баллона. Почему это происходит: да потому что люди не умеют пользоваться газовыми баллонами. Чаще не закрывают плотно, утечка газа в резьбовых соединениях (такая же утечка может быть и в квартире с магистральным газом), дальше газ вышел в помещение, потом Вы включили свет (щёлкнули выключателем) всё - ВЗРЫВ! Квартиру Вашу или помещение разнесет на части. Дальше пожар и только потом взорвёться баллон. Или газовый баллон стоял рядом с газовой плитой, нагрелся и взорвался, а потом пожар. Чаще так и происходит в разных ресторанах и в палатках где всякую "хуерму" делают.
Изменено: Балдин Андрей - 30-01-2012 08:13:23
Даже самая малая практика во
много раз ценнее любой теории
(закон Букера)
 
Не могу сказать точно, не знаком со статистикой. Но полагаю, что основной причиной взрыва газ это его утечка из баллона или магистрали, на втором месте наверное стоит нагрев газовых баллонов или механическое повреждение, ну и вроде если без манометра работать то проскок пламени возможен (хотя не уверен). Еще возможен взрыв газа (газовоздушной смеси конечно) в случае недогара, но это объемы, представить такое с балоном как то не получается.
Из личного опыта:
Давно это было, еще в студенчестве жил на квартире, а газ там был балонный и стояли они в квартире. И вот в очередной раз привезли балон (специальная служба этим занималась во времена СССР). подключили и уехали. Закрыл дверь, захожу на кухню и слышу шипит, тихонько так и газком попахивает. Осматриваю балон, а на корпусе на ровной поверхности ( без вмятин всмысле) такой фонтанчик небольшой туманом белым бьет. Приехали увезли, но это повезло на кухню сразу зашел.
Учитывая организацию работ в мелких фирмочках и привлекаемый персонал все может случиться.
 
Цитата
Константин Амелькин пишет:
Ну то что баллон полетит в неизвестном направлении, с силой самого
крупнокалиберного снаряда, при этом с легкостью пройдет через любое перекрытие
или стену (давление 150 атм) - это вопрос второй
Есть такая передача опровергатели мифов вроде. Там ребята проверяют все возможные истории.
И в частности проверили летучесть балона. Взяли балон со сжатым воздухом положили его под приспособу для отбития вентиля, и балон полетел/поехал по полу, пробил стенку сложенную из блочного кирпича.
Наверное можно в инете найти ролик.
 
Цитата
Павел пишет:
Есть такая передача опровергатели мифов вроде. Там ребята проверяют все возможные истории.
И в частности проверили летучесть балона. Взяли балон со сжатым воздухом положили его под приспособу для отбития вентиля, и балон полетел/поехал по полу, пробил стенку сложенную из блочного кирпича.
Наверное можно в инете найти ролик.
Я как заправский режиссер постарался наиболее красочно обрисовать каринку. ;))) Не исключаю, что где-то перестарался.
Признаюсь, что придя на работу, позвонил всем знакомым работникам ГПН и попросил их вспомнить что-то подобное... Имеется ввиду ЧП из-за взрыва баллона с кислородом, который произошел в результате взаимодействия с маслом. Никто из них не вспомнил. Поэтому согласен с утверждением, что сегодня такие случаи пока носят статус "мифа". Если у кого есть в памяти такие происшествия - отзовитесь.
Инспектора ссылаются на различную литературу, в которой описавается взрыв (кислопрод+масло), типа книги "Теория горения и взрыва", но примеров не приводят.
Что касается других причин, которые перечислены участниками форума выше, то на основании их можно прийти к тому же выводу о том, что баллон сам-по-себе не взрывается (независимо от разновидности газа вовнутри). Взрывается помещение, в котором произошла утечка. Или может быть у кого есть другие убеждения? Напишите.

P.S. Под взрывом следует понимать именно взрыв огневой, а не разрыв сосуда в результате мех. повреждений.
 
Цитата
Константин Амелькин пишет:
Напишите.
Взрыв (не путать с разрывом) кислородного баллона может произойти, если в баллон с кислородом попадает горючий газ. Как это может произойти? Это происходит тогда, когда давление в баллоне с кислородом не высокое, а в баллоне, допустим ацетиленовом большое ( в пропановом баллоне давление ниже) вот тогда ацетилен может перетечь в кислородный баллон. Но и здесь много нюансов, и чтобы произошёл взрыв надо закрыть горелку или резак и чтобы ещё при этом был неисправен редуктор. Вот тогда взрыв обеспечен. И ещё горючего газа должно быть не менее 300-500 грамм, необходимого для реакции с кислородом.
Но чаще всего происходит всё-таки разрыв баллона, когда он падает или ударяется.
Взрыв кислородного баллона при контакте с маслом может произойти, когда на кислородные баллоны ставят редукторы от аргона, углекислоты и т.п.: конструктивно эти редукторы точно такие же, как и кислородные, но их, в отличие от кислородных, поверяют с помощью масла. Вот тут и происходит взрыв. А если на открытый вентиль баллона бросить масляную тряпку например, взрыва не будет. В худшем случае пострадает бросавший, от ожёгов.
Даже самая малая практика во
много раз ценнее любой теории
(закон Букера)
 
 
Цитата
Константин Амелькин пишет:
пришел к выводу, что через вентиль масло вряд ли попадет вовнутрь, а вот в резьбу манометра, который вкручивается в магистраль, наверное точно может.
Для того, чтобы произошел взрыв. требуется 3 условия:
Взрывоопасная смесь, замкнутый объем и источник энергии (искра или увеличение давления)
Энергия взрыва зависит от количества вещества, вступающего в реакцию, поэтому взрыва от следов масла не будет, от силы хлопок, как от головки спички (помните? в детстве пугачами играли).
А вот утечки газа - это реальная угроза взрыва. 1 кубометр газа при смешивании с воздухом это примерно полтора - два килограмма взрывчатого вещества, а это уже серьезно. Павел хороший пример привел.
 
Вот пара происшествий.
Загрузка плеера


Загрузка плеера
 
Спасибо за наглядный материал! Доходчиво. А если копнуть интернет, то, наверное, найдется множество подобных и убедительных доводов.
 
Цитата
YuV * пишет:
Цитата
Елена Пащенко пишет:
Баллон внесли в квартиру с мороза и не дали ему прогреться, прежде чем приступить к работе.
Не догоняю, почему он в этом случае взорвался? Кто может объяснить механику процесса? Подозреваю, что причина не в этом!
---------
Ответы:
1. Время его подошло взорваться.
2. Причинами взрывов баллонов являются: удары (падения), нагрев, вызывающий увеличение давления в баллоне, повышение хрупкости металла при низких температурах, переполнение баллонов сжиженными газами и неправильное использование баллонов.
Взрывы кислородных баллонов возможны при попадании масел и других жировых веществ во внутреннюю полость вентиля и баллона или при применении не обезжиренных прокладок. Кислородный баллон может взорваться при накоплении в нем ржавчины.
Баллоны с водородом могут взорваться при загрязнении водорода кислородом в количестве более 1 %, вследствие водородной коррозии, в результате накопления в баллоне окалины.
Большую опасность представляют баллоны с агрессивными сжиженными газами при длительном хранении. Имеющаяся влага (даже в допустимых пределах) реагирует с газом. Образующиеся побочные продукты протекающих реакций увеличивают давление в баллоне. Снизить избыточное давление бывает невозможно, так как образующиеся в результате реакций соли часто забивают сифонную трубку и сами газы, находящиеся в баллоне, представляют большую опасность для окружающих. Взрыв такого баллона неизбежен.
Освидетельствование баллонов производят на том заводе, где их наполняют. Баллоны для некорродирующих газов испытывают 1 раз в 5 лет, а для корродирующих газов 1 раз в 2 года.
Чтобы предотвратить неправильное использование баллонов на вентиле делают разную резьбу для разных газов (правую – для кислорода и инертных газов, левую – для горючих газов).
В баллоне должно быть остаточное давление газа не менее 0,05 МПа, необходимое для взятия пробы газа и проведения контрольных анализов перед наполнением баллона. Сами баллоны окрашивают в отличительные цвета и снабжают соответствующими надписями.
Чтобы избежать разрыва баллонов при термическом расширении сжиженных газов, при заполнении оставляют свободный объём примерно 10 % от объёма баллона.
На верхней сферической части баллона должны быть нанесены клеймением следующие данные: товарный знак завода изготовителя, номер баллона, вес порожнего баллона, дата изготовления и год следующего освидетельствования, рабочее давление, пробное гидравлическое давление, ёмкость баллона, клеймо ОТК, номер стандарта.
Это место должно быть покрыто бесцветным лаком и обведено отличительной краской в виде рамки.
Баллоны с ядовитыми газами должны храниться в специ-альных закрытых помещениях, а со всеми другими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе, но должны быть защищены от солнечных лучей и атмосферных осадков.
Хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.
Наполненные баллоны, имеющие башмаки, должны хра-ниться в вертикальном положении, не имеющие башмаков мо-гут храниться в горизонтальном положении на стеллажах. На воздухе можно хранить в штабелях высотой не более 1,5 мет-ров.
Склады для хранения баллонов должны быть одноэтажными с покрытиями лёгкого типа. Стены, перегородки должны быть несгораемыми. Высота помещения должна быть не менее 3,25 м.

3. http://delta-grup.ru/bibliot/16/39.htm
§ 2. Условия безопасной эксплуатации газовых баллонов
Опасности при использовании баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами заключаются как в возможности их взрыва, так и в утечке газа.
Причинами взрыва баллонов, наполненных газом, могут быть:
нагрев баллона, приводящий к расширению газа, вследствие чего давление газа повышается пропорционально повышению температуры;
неисправность винтовой нарезки горловины баллона, приводящая к вырыванию вентиля, или неисправность самого вентиля, в результате чего происходит быстрая утечка газа из баллона;
освобожденный газ в смеси с воздухом при наличии источника воспламенения взрывается, баллон в момент освобождения приходит в движение с большой скоростью от реактивной силы струи выходящего газа;
падение баллона с большой высоты или удар его о твердый предмет;
Сжатые, сжиженные и растворенные газы широко применяются в машиностроении при производстве сварочных работ, в термических печах с контролируемой атмосферой, при плавке металлов и т. д.
Нарушение режима эксплуатации или прочности сосудов, трубопроводов и установок, работающих под давлением сжатого воздуха или газа, приводят к взрывам. При этом разрушаются не только установки, аппаратура и машины, но часто и здания. Последствиями взрывов являются такие производственные травмы, как ожоги горячими газами, паром, жидкостями, пламенем; механические повреждения взрывной волной, струями, деталями разрушения; отравление вредными веществами и т. п.
Все баллоны подвергаются освидетельствованию инспекцией Госгортехнадзора, состоящему из осмотра наружной и внутренней поверхности баллона, проверки его веса и емкости, а также гидравлического испытания давлением, в 1,5—2 раза превышающим рабочее давление баллона. Осмотр баллона производится для обнаружения трещин, вмятин, коррозии и др. Не допускаются к наполнению баллоны, имеющие наружные пороки и неокрашенные в установленный для данного газа цвет. Например, кислородные баллоны окрашиваются в голубой цвет, на них делается надпись «кислород» черного цвета; баллоны с ацетиленом окрашиваются в белый цвет, а надпись выполняется красного цвета; баллоны с CO2 окрашиваются в черный цвет, а надпись — желтого цвета и т. п.
Для всех баллонов существуют нормы наполнения, нарушение которых категорически запрещается. В результате нагрева под действием солнечной радиации или нагревательных приборов в помещении могут иметь место взрывы переполненных баллонов.
Каждый баллон должен иметь паспортные данные и отметки инспекции Госгортехнадзора о проведенном освидетельствовании. Баллоны большой емкости (более 12 л) снабжаются стальными или чугунными предохранительными колпаками, плотно закрепленными на горловине, и заглушками, навернутыми на боковые штуцеры. При транспортировании баллонов их необходимо прочно закреплять, избегать попадания на них солнечных лучей и каких-либо предметов, не допускать больших сотрясений при движении.
Наибольшее число аварий баллонов происходит вследствие неправильной их эксплуатации. Устанавливая баллон на рабочем месте, необходимо надежно закрепить его, проверить вентиль и резьбу бокового штуцера. При открывании предохранительного клапана и заглушки, а также вентиля не допустимо применять такие инструменты, при пользовании которыми может образоваться искра (зубило, стальной молоток и пр.). В этом случае пользуются специальными ключами.
Выпускной штуцер баллона продувают, немного приоткрывая вентиль, при этом к баллону надежно присоединяют редуктор. Камеру низкого давления редуктора снабжают манометром и пружинным предохранительным клапаном, отрегулированным на соответствующее максимальное рабочее давление.
Производственные помещения, где производятся работы с применением баллонов, заполненных газом, должны хорошо проветриваться как в рабочее, так и в нерабочее время. Важным условием безопасности является герметичность аппаратуры, трубопроводов и шлангов, подводящих газ к горелкам или другим объектам потребления газа.

4. http://ugsk-ek.ru/pamyatka_potrebitelyu_ki
Памятка потребителю кислорода, азота и аргона в баллонах

Газообразные кислород, азот, аргон наполняются согласно ГОСТа в стальные баллоны под давлением 150 атм. (при То =20оС).
Потребитель при эксплуатации и транспортировке баллонов должен выполнять требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утв. Госгортехнадзором России 18.04.1995 г.:
- На предприятии-потребителе должно быть установлено лицо, ответственное за хранение, эксплуатацию и транспортировку баллонов.
- Транспортировать и хранить баллоны на складах необходимо с навернутыми колпаками для предотвращения поломок вентиля и попадания в баллон влаги и масла. Хранить баллоны необходимо в специально оборудованном месте в складах или под навесами, исключающими попадания в баллона масла.
- Под наполнение баллоны должны предоставляться чистыми, без вмятин, забоин и других повреждений, с исправными вентилями.
- Под наполнение кислородом, азотом, аргоном пригодны только баллоны, имеющие рабочее давление (Р) -150 аем., пробное (П) - 225 атм. Давление баллона выбито в паспорте баллона на его корпусе. В паспорте баллона должен четко виден номер баллона, клеймо завода-изготовителя и дата изготовления.
- Баллоны должны иметь четкую отличительную окраску. Кислородные баллоны голубого цвета счерной надписью на корпусе «Кислород», азотные баллоны - черного цвета, с желтой надписью «Азот», аргонные баллоны - серого цвета с зеленой надписью «Аргон чистый».
- Запрещается использование баллонов для наполнения другими газами. Использование баллонов не по назначению может привести к тяжелым последствиям. Кислород. заполненный в азотные баллоны, может у потребителя быть использован в системах с масляной смазкой и быть причиной взрыва и аварий. Аргон и азот, заполненные в кислородные баллоны, могут быть использовыны в мед. учреждениях для дыхания больных и привести к гибели людей.
- Баллоны должны иметь остаточное давление газа - 1,0-1,5 атм. Остаточное давление исключает возможность загрязнения баллонов воздухом и другими примесями. Категорически запрещается создавать остаточное давление путем поддува пустых баллонов. Качество аргона, азота, кислорода в значительной степени зависит от состояния баллонов, поступающих от потребителей.
- Запрещается использовать под наполнение кислородом, аргоном, азотом углекислотные баллоны (Р-125П-190). Кроме опасности разрыва этих баллонов под наполнением, остаточное давление углекислоты в этих баллонах, попадая в технологические аппараты, вызывают забивку аппаратов и нарушение технологии.
- Транспортировка наполненных газом баллонов должна производится на рессорном транспорте в специальных контейнерах в вертикальном положении. Контейнер должен быть исправным, исключающим падение баллонов при транспортировке.
- При транспортировке баллонов россыпью в горизонтальном положениидля предотвращения ударов баллонов друг о друга, автомашина должна быть оборудована деревянными брусками с вырезанными гнездами для баллонов. В качестве подкладок могут применяться веревки или резиновые кольца, толщиной не менее 25 мм. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
- Лицо, пребывающее за получением газа в баллонах должен знать свойства этого газа и соблюдать правила техники безопасности при обращении с ним.
Кислород - это газ, не имеющий цвета и запаха, вкуса,тяжелее воздуха, на организм человека вредного влияния не оказывает.
Опасен в пожарном отношении, активно поддерживает горение других веществ. Горючие газы образуют с кислородом взрывчатые смеси.
Смазочные масла и продукты их разложения при соприкосновении с кислородом способны воспламениться, при определенных условиях со взрывом.
Главное - верить в себя. Мнение окружающих меняется ежедневно..
 
вопрос такой: а почему вам столь принципиально взрыв-разрыв баллона?
прилагаю полезную штуку по баллонам.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)
модератор форума: Татьяна ; Никита


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)