Передача охраны труда на аутсорсинг уже давно не новшество для российских компаний. Такая практика достаточно активно применяется как небольшими организациями, которые заказывают услуги сторонним специалистам в целях минимизации издержек и стремлению быстро и эффективно решить проблему, так и некоторыми крупными компаниями, стремящимися минимизировать непрофильные функции организации. Причем использование услуг сторонней организации вовсе не обозначает, что у заказчика отсутствует служба или хотя бы отдел по охране труда. Выведены на аутсорсинг могут быть лишь отдельные функции.
Отметим, что аутсорсинг в своем классическом виде предполагает долгосрочное (не менее 1 года) сотрудничество контрагентов, а не разовый заказ на разработку, например, инструкций по охране труда.
Правовым основанием для передачи функций по охране труда сторонней организации служит Трудовой кодекс РФ. В статье 217 которого указано, что при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции может осуществлять уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
В силу высокой важности и ответственности решений, принимаемых в данной области, законодатель продумал систему контроля за организациями, оказывающими услуги в области охраны труда и обязал их проходить специальную аккредитацию перед началом своей деятельности. Перечень таких услуг утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н и в настоящее время содержит всего 2 пункта: осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек; обучение работодателей и работников вопросам охраны труда. Организации, оказывающие услуги по спецоценке условий труда также подлежат государственной аккредитации, однако это уже регулируется отдельными нормативными актами.
Еще одни вариант аутсорсинга по охране труда - это внешний аудит системы управления охраной труда, выстроенной в организации. Результатом которого становится выдача рекомендаций по улучшению СУОТ предприятия. Данное мероприятие может оказаться весьма полезным как для снижения производственных рисков и травматизма на предприятии, так и при подготовке к грядущей проверке надзорными органами.
Аутсорсинг и аудит системы охраны труда на предприятии имеет ряд преимуществ перед содержанием собственного полноценного штата специалистов в этой области.
Для малого бизнеса – это простая экономия средств. Поскольку затраты на штатного сотрудника могут оказаться значительно выше расходов по договору со сторонним специалистом. Если же речь идет о крупной компании, то здесь уже можно говорить о повышении экономической эффективности деятельности по обеспечению соблюдения требований охраны труда.
Здесь отдельно хочется остановиться на самой идее аутсорсинга как такового. Эта практика, как и само слово, пришло к нам с запада, а соответственно и идеи, которые он несет тоже. Так вот эффективно работающая западная модель экономики при принятии любого управленческого решения руководствуется прежде всего одним – извлечением прибыли. Выстраивание эффективной модели управление охраной труда на предприятии и выполнение всех работ с минимальными издержками при высоком результате – это сложная и подчас недоступная начинающему специалисту по охране труда задача. Именно поэтому иногда обратиться к опытным специалистам в этой сфере бывает дешевле, чем набивать «шишки» методом проб и ошибок. Сложность заключается только в том, чтобы заключить договор с настоящими профессионалами своего дела. К сожалению, зачисление организации, оказывающей услуги по охране труда, в реестр аккредитованных организаций вовсе не дает подобного рода гарантий для заказчика. Рекомендации по выбору поставщика аутсорсинговых услуг мы дадим в нашей следующей статье.
Следующее неоспоримое преимущество – более качественное и быстрое выполнение работ, а также снижение рисков (не только производственных, но рисков для бизнеса в целом) за счет передачи функции специалистам, имеющим практический опыт в самых разных вопросах безопасности труда.
Еще один важный аспект – гарантия выполнения зафиксированного в договоре объема работ в установленный срок. Компания, для которой оказание услуг в сфере охраны труда – основной профиль деятельности, дорожит своей репутацией и вряд ли позволит себе нарушить договорные обязательства, кроме того она обладает достаточным опытом и трудовыми ресурсами для того, чтобы правильно оценить объем работ и время, требуемое для его выполнения. Штатный же сотрудник (если он есть) может по вполне объективным причинам не справиться с поставленными задачами. Хотя бы даже потому, что изначально ему сложно оценить истинный объем работ, ему требуется немало времени на поиск информации и выбор вариантов решения новой для него задачи, он может быть загружен текущей работой, его видение процессов, происходящих в организации, в силу специфики его деятельности и опыта может быть более узким, чем это требуется при выстраивании эффективной системы охраны труда на предприятии. Да и, честно говоря, работодатель иногда более склонен прислушаться к рекомендациям специалиста сторонней организации чем своего штатного сотрудника.
Высвобождение собственных ресурсов компании и отдельно руководителя (временных, финансовых, человеческих) для направления их на решение профильных для компании задач. Ведь как известно то, на что специалист в определенной области потратит неделю, две, начинающий может делать и полгода. Поэтому с точки зрения бизнес-процессов гораздо эффективнее направлять имеющиеся в компании ресурсы туда, где их результативность будет выше. Руководитель же организации при этом может быть уверен в успешном решении поставленных задач и не тратить свое время на текущий контроль результатов.
И, наконец, рост инвестиционной привлекательности компании. Успешная компания, с грамотно выстроенными внутренними процессами и низкими рисками всегда будет более привлекательна как для потенциальных инвесторов, так и для своих клиентов и работников.
Использование аутсорсинга в сфере охраны труда дает возможность заказчику не только сократить затраты на охрану труда и содержание собственного штата специалистов в этой области, но и улучшить систему охраны труда в собственной организации, за счет квалификации уже сформированной опытной команды специалистов.
Комментарии
А как-же - экология, пожарная безопасность, без. дорожного движения и т.д. ? Заключать тоже договора. И какие будут взаимоотношения между РБДТ и данной фирмы, по поводу сокрытия НС ?
И какие будут взаимоотношения между РБДТ и данной фирмы, по поводу сокрытия НС ?
Вот пришел аутсорсер в компанию, собственник которой один. У него 4 организации ООО "Мародер", ООО "Мародер НН", ООО"Мародер Профи", "ООО Рабовладелец";1) гена, агент; рембаза;
2) транспорт и дир;
3) склад - директор, нач базы, грузчики;
4) поставка -директор, агенты.
При этом кадровики, бухи, водители во всех фирмах на 0,1 ставки...одни и те же.
Фамилиё работников тоже совпадет...из тех кто официально.
Все работают на одной территории, на одном неизвестно чьем оборудовании (бумаг то- нет, на руинах советского завода), трудятся сдают друг другу помещения, склады, на одном заточном станке ежедневно без экрана болтается разноплеменный персонал..
Незарегистрированная ржавая 12,5 тонная кран-балка и пара воздухосборников дополняет бардак...
никто не обучен, не отсоучен, трудовых договоров ровно 10 на 100 человек....
причем грустные работяги даже не могут ОТВЕТИТЬ, В КАКОМ ИЗ МАРОДЕРОВ РАБОТАЮТ,
говорят - вон, начальника моя пошла, он мне зряплату налом выдает...
Однако управление изменениями не успевает за изменениями.
Пришла ГИТ - сварщику ..як - и в другую организацию пульнули, которой в плане проверки нет!
Пришел прокурор - всех водителей перевели, машины на другу территорию поставили.
Пришел Ростехнадзор - сосуд ДСП фальш-перегородкой закрыли, кран-балку отключили - сказали - не наше.
ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ОПТИМИЗАЦИЯ В РОССИИ. У нас таких мародеров много....
О чем там в Минтруде смеют планировать, когда вот с этим вот кто будет бороться?
И попробуйте ка разработать для всех 4 фирм действующую СУОТ хотя бы на основании 438н приказа...а потом я посмотрю и поаплодирую за очередной и никому не нужный. но хоть оплаченный - труд.
3.2.1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением Компания по гражданско-правовому договору (договору аутсорсинга) возлагает функции специалиста по охране труда на аккредитованную Минтрудом России организацию или квалифицированного специалиста (имеющего подготовку в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Минтруда России от 04.08.2014 №524н и опыт работы не менее 3 лет). Настоящее Положение является неотъемлемой частью договора аутсорсинга. Должностная инструкция на специалиста по охране труда по договору аутсорсинга не составляется.
3.2.2. Специалист по охране труда в рамках договора действует по указаниям Директора (в его отсутствие – технического директора или менеджера по персоналу), при этом в рабочем порядке взаимодействует с руководителями, специалистами и работниками Компании, представителем работников, а также (по согласованию с руководством Компании) - с органами государственного управления охраной труда, местного самоуправления, государственного контроля.
3.2.3. Функции специалиста по охране труда:
- методическое обеспечение функционирования и совершенствования СУОТ, координация разработки проектов локальных нормативных актов СУОТ;
- координирует проведение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, реализацией запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (осуществляемого Комиссией по охране труда);
- проведение ежеквартального аудита СУОТ (аудит первой стороны) с направлением результатов Директору Компании и в Комиссию по охране труда;
- консультирование по вопросам охраны труда и безопасности производства;
- участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов по охране труда, участие в разработке программ и мероприятий по улучшению условий и охраны труда, методическая помощь руководителям Компании в разработке инструкций по охране труда;
- организация хранения документов по вопросам условий и охраны труда в специально выделенном месте офиса Компании;
- координация подготовки по охране труда, проведение вводного инструктажа по охране труда, проведение внутрикорпоративного обучения по охране труда специалистов, участие в обучении по безопасным методам и приемам выполнения работ;
- участие в управлении профессиональными и производственными рисками;
- участие в организации и проведении специальной оценки условий труда, разработка предложений по пересмотру норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ, молока, лечебно-профилактического питания, продолжительности рабочего времени, а также размеров компенсаций по результатам специальной оценки условий труда;
- организация расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ,участие в работе комиссий по расследованию иных негативных происшествий;
- участие в организации медицинских осмотров работников;
- подготовка статистической отчетности и иной информации по запросам органов государственного управления охраной труда;
- подготовка проектов и анализ договоров на работы по охране труда, выполняемых специализированными организациями (специальная оценка условий труда, обучение, сертификация, экспертиза, аудит, инструментальный контроль и др.), сопровождение данных работ, организация хранения материалов и документации;
- пропаганда и распространение передового опыта по вопросам безопасности труда, информирование работников о проводимых в Компании мероприятиях по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
3.2.4. Специалист по охране труда осуществляет деятельность в плановом порядке время, определенное сторонами договором аутсорсинга, а также оперативную работу при решении неотложных вопросов охраны труда.
3.2.5. Специалист по охране труда имеет право:
- направлять Директору (лицу, его замещающему) обязательные для рассмотрения предложения по итогам аудита СУОТ (об устранении выявленных нарушений, об улучшении деятельности по охране труда, о незамедлительной приостановке работ и прекращении эксплуатации объектов, не отвечающих требованиям охраны труда, а также об отстранении от работы лиц, не прошедших инструктажи и проверку знаний по охране труда, медицинские освидетельствования (осмотры), допускающих нарушения инструкций по охране труда);
- представлять интересы Компании в сторонних организациях, осуществляющих работы по охране труда по договорам, по доверенности;
- осуществлять (с уведомлением Директора) оперативную и консультативную связь с органами государственной власти и государственного контроля по вопросам охраны труда, давать необходимые пояснения и сопровождать должностных лиц при проверках;
- преимущественного доступа к Директору для решения оперативных вопросов;
- осуществлять доступ на территорию Компании в любое время суток;
- запрашивать у руководителей Компании любые информацию и документы, необходимые для выполнения обязанностей в рамках аутсорсинга охраны труда, проводить опросы работников и иных заинтересованных лиц.
3.2.6. Возможное снижение эффективности производственной деятельности вследствие требований специалиста по охране труда является обоснованным и принимается.
К работодателю никаких квалификационных требований не предъявляется