Старые паровозы на новые рельсы - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Старые паровозы на новые рельсы

Старые паровозы на новые рельсы
Ни для кого не секрет, что в настоящее время, практически во всех контролирующих органах, начиная от патрульно-постовой службы, и заканчивая Государственной инспекцией труда, действует «палочная система». Данная система оценивает количественный показатель – количество выявленных нарушений, количество оштрафованных, количество взимаемых штрафов. С таким подходом, проверки проводятся исключительно ради проверок, считает Вуколов. И в большей мере он прав – перед рядовым инспектором поставлен жёсткий месячный план (например, по наложенным штрафам), выполнив который, сотрудник получает премию. Соответственно, за недобор «палочек», инспектор остаётся на голом окладе. Фактор взяток, к сожалению, никоим образом не учитывается.
Что же предлагает ввести Роструд?
Перевести старую систему на новомодные рельсы – ввести KPI, «Ключевые показатели активности». Подобный акт уже подготовлен, и будет внедрён с июня 2016г. Теоретически, с этого времени, будет оцениваться не показатель наложенных и оплаченных штрафов, а такие критерии, как: уменьшение суммы невыплаченных зарплат, снижение травматизма, обеспеченность сотрудников проверяемой организации СИЗ и т.д., что в конечном счёте должно снизить риски для работников. Так же Роструд заявляет, что с переходом на новую систему, инспекторам больше не нужно будет скрывать информацию о том, как избежать «типичных» нарушений, ранее составляющих львиную долю в актах проверок.
Ещё одно нововведение – подготовка проекта по снижению проверок в расчёте на одного инспектора. Сейчас на одного сотрудника Роструда, например, приходится около 7000 проверяемых организаций в год, что способствует «случайному» выбору объекта для проверки. С новой системой, государственные инспекторы будут больше обращать внимания на обращения граждан и жалобы, так как именно эти аспекты помогут улучшить выполнение пресловутого KPI-отчёта.

К новым веяниям модернизма уже скептически отнеслись сами государственные инспектора. По их мнению, уйти от привязки премии к выполнению плана по штрафам всё равно никак не получится, и с июня просто добавится новый вид ежемесячного и ежеквартального отчёта, что лишь осложнит работу, так как вместо проведения проверок, придётся тратить время на заполнение документации. Инспекторы предлагают увеличить численность своих рядов, дабы было время сконцентрироваться на проверяемой организации, но Роструд остаётся «глух» к подобным просьбам и инициативам.
Кузьмин Н.С.

Комментарии

15 мая 2016 15:02
Перевести старые паровозы на новые рельсы - невозможно, так как "колея" разная.

У нас есть государственная административно-командная вертикаль, проходящая через Конституцию, Трудовой Кодекс, Правила Минтруда по охране труда для работодателей.
У нас есть рыночная технически-регулируемая горизонталь, проходящая через рыночное соглашение с ВТО, обязательные Техрегламенты, стандарты добровольного применения , в которых учтена безопасность труда.
В точке Госнадзора эти лучи - пересекаются. Нам говорят, что вертикаль ослабит давление на горизонталь. И - что? Неужели непонятно, что "перпендикулярно" все равно останется. Такова "геометрия" реформы в нашей стране - первопричина ее неработающего состояния.

Что означает "снизить риски" для работников и, соответственно, "снизить травматизм"? Полагаю, в Роструде слабо понимают - что это такое, и как это работает в развитых рыночных странах. "План по штрафам" - звучит сильно.

"Снижение рисков" начинается с построения Иерархии контроля за рисками (Hierarchy of Controls). Иерархия контроля входит в систему оценки рисков (Risk assessment). Для построения такой системы работникам надо дать отраслевые Методики (не работать же нам по иностранным). Для того, чтобы появились Методики, необходимо внести изменения в Ф/з "О техническом регулировании" о необходимости разработки систем оценки рисков. Но это не сфера Минтруда, а сфера техрегулирования.
Дело новое. Поэтому необходимо повышение квалификации всех, начиная с сотрудников министерств, заканчивая обучением рабочих (они также активно вовлекаются в систему оценки рисков).

Основное отличие системы оценки рисков от традиционного контроля - мотивация Работодателя и бизнеса.
Развитые страны исходят из логики того, что корневыми причинами аварий, несчастных случаев на производстве являются риски (индивидуальные, коллективные), которые не были предотвращены и в последствии могут привести к финансовым рискам (убыткам). Оценка рисков позволяет "заделать дырявое дно" кубышки, в которой складывается прибыль. Поэтому цивилизованный бизнес самый мотивированный в вопросах безопасности труда и без Госпроверок.

Как снижают риски.  Поясню на актуальном примере построения Иерархии контроля для работ на высоте.
Находим в Google сайт иностранного учебного заведения по Обучению на высоте - www.gravitec.com.
Можно включить "перевести страницу" и сайт откроется на русском языке (суть понять можно).
Тем, кто интересуется темой "высоты" будет интересен весь сайт.

Я же предлагаю обратить внимание на Плакат, который можно найти в меню "Оборудование"_ "Плакаты".
Плакат называется "Hierarchy of Fall Protection". На Плакате - логика снижения риска при работе на высоте.
На Плакате - 5 шагов. Иерархия в виде рисунка наглядно показывает порядок приоритетов и обозначает их цветом: от зеленого(безопасного) - шаг 1  до красного (опасного) - шаг 5.

Шаг 1 - означает исключение опасности. То есть на высоте человеку лучше не работать (ищем подъемники).
Шаг 2 - означает защитные ограждения. Они это называют пассивной защитой, мы-коллективной.
Шаг 3 - на третьем месте по опасности применение удерживающей системы. Работник не должен упасть. Из описания системы в нормативе следует, что она не должна применяться для остановки падения и дополняется ВТОРИЧНОЙ системой защиты от падения. Скорее всего они имеют в виду удерживающие платформы снизу для перестраховки. То есть система у них комбинированная (индивидуальная и коллективная).
Шаг 4 - означает применение персональной страховочной системы. Падение возможно. Необходим План спасения.
Шаг 5 - означает применение сигнального ограждения. Они это называют административным контролем. Самый опасный и нежелательный способ защиты (красный цвет).

Так и снижаются риски. Выбрал шаг 5 - взял на себя ответственность, в том числе финансовую.
Понятно, что такие Иерархии по контролю смогут построить только "компетентные" лица, которые проходят специальное обучение. Планированием объектов , в том числе планированием контроля опасностей занимаются обученные проектировщики.

С уважением,
16 мая 2016 16:39
ЗАчётно про паровозы! Прям так и вижу  сценку для КВН! Так можно от души рассмеяться, совершенно искренне. Можно много ругать Минтруд, можно прям даже "расстреливать" за ситуацию на рыбокомбинате на  Шокотане, на космодроме "Восточный", на что нам могут возразить:
1. граждане стали более информированней в своих трудовых правах
2. госинспекция стала "ближе к народу"
3. госинспекция защищает трудовые права граждан
...что-то можно ещё, наверняка, написать хорошее, ах, да: переиздание Правил по ОТ...

Но, вот, если  объективно разобрать  каждое возражение, то (сохраняя нумерацию):
1. Возможно, информированность повышают иностранные компании, предоставляя работнику гарантии, бонусы, ДМС. Несут грамотность, так сказать. Каждый человек, наверняка, слышал слова "трудинспекция", но понятия не имеет, как эта махина работает и каким образом стоит на страже работника. Про трудовые права  работника - тёмный лес. Работники предприятий даже не знают результаты проверок своего предприятия надзорными органами: от нарушений при заключении трудовых договоров до того, что работают на Опасных Производственных объектах (ОПО) с вероятностью аварии 80%. Информация работникам недоступна. Факт. С реализацией трудовых прав - тоже печально. Соглашаемся на условия работодателя.
2. Появились сайты в интернет, электронные обращения. Согласен. Но телефоны ГИТ – самый демократичный способ общения - зачастую недоступны: трубку не берут. А e-mail адрес типа gitmosobl@mail.ru, git77teh@gmail.com, git77pravbez@mail.ru – ставит в тупик. Почему работники министерства используют иностранные почтовые домены типа «gmail»? И бесплатные почтовые ящики типа «mail.ru». Порядок и время приема граждан – большой-большой секрет (не указан) http://git77.rostrud.ru/inf/382425.html. Обзоры обращений граждан на сайте отсутствуют - http://git77.rostrud.ru/obzory_obrashcheniy_grazhdan/. Не обращаются люди?
А кто был в офисе ГИТ на Домодедовской, тот знает удручающую действительность существования ГИТ (в подъезде жилого дома).
3. ...защищает исходя из своих возможностей\способностей\желания и желания "работодателя". Был свидетелем как беременной не выплачивали декретные. Инспекция ничего сделать не смогла. Девушка без работы и законных денег. В будущем - мать одиночка!!! Хорошо, что брат есть работающий и мать-пенсионер. Был ещё случай: на приёме в ГИТ представитель "организации" и "инспекции" согласовывали текст отписки на жалобу работника.

Не мы плохие - жизнь такая! Корни зла вижу в экономике: в условиях "экономии" экономят. Вот если зародится в России цивилизованная экономика, с низкой процентной ставкой, дешевыми кредитами, то, думается, организация будет меньше затрачивать финансовых средств на обслуживание кредита. И, о чудо, вероятно, появится возможность не экономить. Т.к. мероприятия по ОТ покажутся уже не такими дорогими даже в текущий период, не говоря уже о перспективе.
Что можно сделать на "дорогие деньги"? Правильно: "РАБОТУ", причём быстро, молниеносно.
Всё остальное: подготовка к рабочему процессу, рабочий процесс согласно ППР и требований безопасности, требуемые завершающие операции - лишь удорожает деньги. Надо быстро и на коленке.
Таким образом, "старые паровозы" есть, а  "новых рельс" не построили.

Увеличение штрафов за нарушение законодательства о труде и об охране труда запоздало. Пожарная инспекция давно подняла штрафы. А Минтруд по-прежнему работал по схеме «всё за 50» (тысяч) до последнего времени.

Минтруд должен знать про всё вышесказанное и выходить к Правительству, к Президенту со своими выкладками.
"Мы вот тут стараемся и так и этак".
Необходимо найти первопричину, осознать, и тогда уже вырабатывать меры.

Оклад инспектора ГИТ 17 тыс руб. Это ли не элемент коррупции?! А нам навязывают демократию. Рабский труд на службе Минтруда. http://git50.rostrud.ru/gosudarstvennaya_grazhdanskaya_sluzhba/445128.html - тут даже меньше:
Денежное содержание государственных гражданских служащих состоит:
Должностной оклад - от 4036 руб.;
Оклад за классный чин - от 1179 руб. (после присвоения);
Ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада;
Ежемесячные надбавки к окладу:
- за выслугу лет (до 30%);
- за особые условия государственной гражданской службы 60-120% должностного оклада.
Занимаемся все вместе латанием дыр

Цель моего опуса не критика Минтруда (Роструда), а донести до читателя, что одной реформой Минтруда (Роструда) не обойтись. Нельзя решить проблему целиком, рассматривая её с одного ракурса и не видя обратной (тыльной) стороны.

Посмотрите Положение о Минтруде http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=192616
...I. Общие положения
1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения...

Уважаемый Максим Анатольевич (Топилин), http://www.rosmintrud.ru/ministry/structure/minister
на очередном приёме у Владимира Владимировича (Путина), просим Вас провести честную  беседу с главой государства в контексте: у Минтруда в функциях предусмотрена "забота о людях" работающих и пенсионного возраста. Без поддержки экономической составляющей (Минфин, Центробанк) вся положительная работа Минтруда нивелируется крахом экономики. Так честно и говорите. Просите поддержку. Пишите в Правительство

Давайте новую экономику - "новые рельсы" и "новые паровозы" сами собой появятся.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл