Количество специально оцененных рабочих мест заставляет задуматься

Количество специально оцененных рабочих мест заставляет задуматься 05.02.2016|События, интервью, факты

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» вступил в действие в 2014 году, с тех пор прошло уже два года, как процедура имеет свое действие, но сколько же по фату удалось сделать за этот период?
Замминистра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев поделился свежими данными, которыми располагает министерство. С начала действия закона специальная оценка условий труда проведена на 10 % рабочих мест. Даже чуть меньше, так как сейчас в стране насчитывается порядка 48 миллионов рабочих мест.
Что хотел сказать данной цифрой чиновник, выступая в Государственной Думе на заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов? Скорее всего похвастался. Хотя хвастаться особо и нечем. В пору действия процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда цифры были отнюдь не больше, да начала проведения специальной оценки в России была проведена аттестация только чуть более 15 миллионов рабочих мест, это лишь треть с натяжкой от требуемого числа.
А теперь вопрос, не ждет ли спецоценку условий труда полный провал и такая же непопулярность, как и аттестацию рабочих мест? А собственно почему аттестация рабочих мест была непопулярна, хоть и обязательна?
Более-менее технически подкованные руководители, а также эксперты понимали и понимают, что АРМ очень и очень субъективна, а конечный определяющий результат строится на неких условных моментах, которые в совокупности могут показать совсем не то, что есть на самом деле. Приборы дают лишь до 20 % всех нужных сведений о рабочем месте, остальное берется экспертным путем, а проще сказать произвольно. Тем не менее полученный объективный, а чаще субъективный результат становился юридическим фактом, который обязывал работодателей выплачивать работникам компенсации, добавлять отпускные дни или сокращать рабочий день. И все это на пять лет вперед. А еще прибавьте к этому достаточно высокую стоимость проведения работ и все станет на свои места. Нет, оценивать рабочие места необходимо, это факт, но как это сделать с максимальной степенью объективности?
Пришедшая на смену аттестации специальная оценка немногим подняла свой авторитет. В настоящий момент Федеральный закон, регламентирующий проведение процедуры, находится в третьей редакции, как и сама Методика проведения процедуры. Но это даже естественно, ведь притирки неизбежны, тем не менее вносимые изменения не всегда носят технический характер, а иногда достаточно существенны. Не изменились и затраты на проведение процедуры оценки, средняя стоимость колеблется в пределах 2000-3500 тысяч рублей за одной рабочее место. Конечно, есть предложения и за 500 рублей, но в качество такой оценки совсем не верится, так как это просто-напросто нерентабельно. Здесь государство решило подбодрить работодателей, введя процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая освободит работодателя от проведения специальной оценки на будущее в случае, если на рабочем месте не выявлено вредных и (или) опасных производственных факторов. В принципе удобно, однако кто знает, что будет через пять лет с данным рабочим местом, а декларация-то действует.
Говорить о популярности специальной оценки условий труда перед аттестацией рабочих мест не приходится, но все покажет время. Как говорят эксперты порядка 60 % рабочих мест после проведения специальной оценки условий труда будут отнесены к оптимальным или допустимым, в абсолютных цифрах это составит до 30 миллионов рабочих мест. Вот в это верится с трудом, так как известно, что почти каждый третий работник трудится во вредных или опасных условиях труда и это навскидку, по факту все может оказаться гораздо хуже.
В любом случае Минтруд РФ ставит перед собой долгоиграющие планы провести специальную оценку условий труда на всех 48 миллионах рабочих мест к концу 2018 года, только вот будут ли эти места в наличии к указанному сроку?


Ольга Иванова

2645

Рейтинг
3.35


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта (6)

оставить комментарий
0
Андрей Литвинов
Мы провели СОУТ на всех РМ, итог - все РМ отнесены к допустимым. Хотя это и так было понятно, т.к. у нас не завод и оборудование самое сложное это кондиционер) Очередная выкачка денег с работодателей...
Когда наши родненькие чиновники научатся стряпать приказы\постановления\порядки\методики и проч. не на 2-3 месяца, а на десятилетия?
Ммм да уж, вопрос в пустоту...
0
Борис Конев
не знаю откуда в статье данные по АРМ, но представители минтруда заявляли, что АРМ проведена на 1% РМ. Поэтому 10% за 2 года это действительно успех.
0
Катерина
В чем заключается "поднятый авторитет СОУТ" я не понимаю, т.к. проблемы, которые нам создали результаты проведенной СОУТ, не существовали когда была АРМ. К тому же результаты СОУТ противоречат результатам производственного контроля. Тут у меня вообще тупик - зачем разрабатывать мероприятия по улучшению условий труда (по результатам производственного контроля) на рабочих местах с допустимым классом (по результатам СОУТ)?!
Это просто очередная необоснованная трата денежных средств работодателя.
0
Александр Дылёв
Раз в году в компании меняется штатное расписание, то должности слегка переименуют, то названия отделов, подразделений и т.д. В итоге спец. оценку полностью провести не могу, аттестовывать по 100 рабочих мест в году нет возможности, а у половины того что аттестовали меняется название должности.
0
Александр Чиркин
В США до 1970г не было ни одного общегосударственного закона, который бы обязывал работодателя соблюдать требования охраны труда и т.п. При этом - проводились научные исследования, разрабатывались ПДК и ПДУ, совершенствовались СИЗ и системы безопасности и т.п. Почему? Да просто потому, что любой отравившийся и покалеченный работяга мог пойти к врачу, потом (с диагнозом) - в суд, и (при благоприятном стечении обстоятельств) содрать с работодателя такую компенсацию, что...
Плюс ущерб репутации.

В местном законодательстве некоторых штатов США установлены ограничения на максимальный размер компенсаций, выплачиваемых рабочим при ухудшении слуха - при том, что ПДУ по шуму в СССР/РФ 80 дБА, а в США - 90/85 дБА. На западе, на который нам постоянно указывают ("аценка рисков" и те де), работодателя уже не первый век приучили к ответственности за КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
А как сейчас в РФ регистрируются н/с со смертельным исходом - см. википедия - статья Охрана труда. И ничего, кошмарим рабочую скотинку дальше, нормалёк !!!

И об ответственных работодателях. Давайте СНАЧАЛА уточним, в каком именно офшоре они зарегистрировали свою компанию - на Кипре, Виргинских островах аль в ином каком месте? И после этого немного подумаем своей головой - какой именно департамент условий и охраны труда нужен таким ответственным (по крайней мере - перед владельцами, акционерами и инвесторами) работодателям, и какое законодательство им нужно, и какая инспекция (если она и нужна - им).
0
Не обращали внимание на зачастивших к Путину челобитчиков-бизнесменом с одним и тем же воплем - КОШМАРЯТ бизнес!
Результат вы видите сами...

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!
cons_1.jpg