Очередной скандал вокруг СОУТ - бортпроводников и летчиков лишили всех льгот - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Очередной скандал вокруг СОУТ - бортпроводников и летчиков лишили всех льгот

Очередной скандал вокруг СОУТ - бортпроводников и летчиков лишили всех льгот

Этим летом сразу в нескольких крупных авиакомпаниях  среди которых «Тарнсаэро», «Сибирь», и «Ютэйр», была проведена специальная оценка условий труда результаты которой возмутили общественность и заставили работников этих компаний принять решительные действия по их опротестованию.

Как известно, 28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон  № 426 «О специальной оценке условий труда», который изменил порядок обоснования  льгот и компенсаций работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.  24 января 2014 года Приказом Минтруда № 33н была утверждена методика проведения СОУТ.  Однако, данная методика носит универсальных характер и игнорирует многие особенности, которые бы следовало учитывать при приведении спецоценки отдельных специальностей.  К таким, в частности, относятся рабочие места летного персонала на воздушных судах гражданской авиации.

Очевидно, что работники, проводящие большую часть рабочего времени в воздухе и находящиеся в непривычных и неестественных для человека условиях, испытывают при этом воздействие целого ряда вредных и опасных факторов. Однако, специального документа, который бы урегулировал данный вопрос, до сих пор нет.

Через пол года после принятия  вышеупомянутого ФЗ № 426 Минтрудом России были предприняты шаги по разработке  проекта приказа «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Над проектом работала специально созданная рабочая группа, состоявшая из представителей Минтранса РФ, Росавиации, авиакомпаний и профсоюзов. Окончательный проект приказа до сих пор не согласован, поскольку профсоюзы настаивают на том, что ряд ключевых положений документа требует доработки.

Однако, тот факт, что документ, которым необходимо руководствоваться при проведении СОУЛ у летных экипажей, до сих пор не согласован, никого не смутил и руководители ряда авиакомпаний приняли решение о необходимости проведения на соответствующих рабочих местах специальной оценки условий труда.

Для проведения спецоценки были приглашены «независимые» эксперты, которые, опираясь на действующее законодательство, сумели-таки обосновать, что работа летчиков, бортпроводников и других специалистов, обслуживающих самолеты в воздухе, не связана с вредными и опасными производственными факторами.

Так, по результатам СОУТ авиакомпаний «Сибирь»  и «Трансаэро» летчикам авиакомпании был присвоен класс вредности — 3.1, а бортпроводникам — 2.0. Сотрудников обязали в сжатые сроки ознакомиться «под роспись» с результатами СОУТ под угрозой увольнения.

Снижение степени вредности условий труда дает возможность работодателям лишить своих работников таких льгот как сокращенная рабочая неделя;  право на дополнительный оплачиваемый отпуск; право на льготную пенсию; компенсации за профзаболевания. Проще говоря, практически всех льгот, которые они сейчас имеют.

Позиция работодателей более чем понятна – экономия от таких изменений исчисляется огромными цифрами, однако, серьезные сомнения вызывает вопрос легитимности проведенной в авиакомпаниях спецоценки условий труда.

Авиационные профсоюзы оспаривают законность результатов СОУТ и указывают на ряд нарушений, допущенных  в ходе спецоценки. Шереметьевским профсоюзом летного состава (ШПЛС) в адрес министра труда и социальной защиты РФ Топилина М.А. была подготовлена и направлена петиция с требованием Признать результаты СОУТ в российских авиакомпаниях незаконными и добиваться их отмены.

Анна Репина

Комментарии

17 июля 2015 10:19
Наконец то до людей начинает доходить вся тупость СОУТ!
17 июля 2015 10:35
С их зарплатами не страшно потерять какие-то льготы.
17 июля 2015 14:39
Борис Конев, может и не страшно, но отмена компенсаций за профзаболевания, на мой взгляд, достаточно серьезный повод для того чтобы протестовать против результатов СОУТ
17 июля 2015 14:41
Цитата
Инна Юн пишет:
Борис Конев , может и не страшно, но отмена компенсаций за профзаболевания, на мой взгляд, достаточно серьезный повод для того чтобы протестовать против результатов СОУТ
расскажите об этом тем СОТам, кто работает в этой отрасли. Эти "летчики" массово косят по проф. заболеванию на огромную пенсию в достаточно молодом возрасте.
17 июля 2015 20:22
иси
17 июля 2015 20:31
Да у меня друг летчиком работает. У них зарплаты реально высокие, так что пусть и не жалуются
18 июля 2015 09:34
я вообще слышала что всё это дезинформация! В компании Трансаэро работает около 11 тысяч человек, из них всего ЧЕТЫРЕ человека оказались недовольны зарплатой, а пилоты вообще в недоумении. Некрасиво конечно эти бортпроводники поступили... компания даже в кризис никого не уволила, сохранила коллектив, и тут на тебе... http://www.gazeta.ru/business/news/2015/07/15/n_7378385.shtml
21 июля 2015 11:52
Не понимаю этого "Сотрудников обязали в сжатые сроки ознакомиться «под роспись» с результатами СОУТ под угрозой увольнения." На сколько я помню, то ознакомиться должны все и обязательно, а претензии решать в установленном законом порядке. Зачем грозить увольнением, когда можно просто ознакомить с законодательством и объяснить работникам, что так нужно.

Цитата
Борис Конев пишет:
С их зарплатами не страшно потерять какие-то льготы.
Дело то не в размере оплаты труда. А в самой процедуре СОУТ. Просто я работаю на территории атомной станции, и прекрасно знаю каково сейчас работникам, которым СОУТ снизила класс УТ и лишила льгот. Дело то даже не в зарплатах (большинству компенсировали потерю этой льготы). Люди привыкли к сокращенному рабочему дню, отпускам по 50 суток, досрочная пенсия и т.д., а сейчас этого нет и деньгами это не компенсируешь.
23 июля 2015 08:40
Инна Юн
Борис Конев, просто так под профзаболевание не закосишь, обычная справка из поликлиники не пройдет) требуется заключение Института гигиены труда (и иже с ним), а в тех учреждениях все зависит от полноты налитого стакана (если профзаболевания нет)
3 августа 2015 11:37
vlad патий

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл