Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда – реальность или очередная афера Минздрава РФ на 1 млн долларов? - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Новатика - обучение для СОТ
Велко
НАОТ
Сфера

Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда – реальность или очередная афера Минздрава РФ на 1 млн долларов?

Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда – реальность или очередная афера Минздрава РФ на 1 млн долларов?

Именно 1 млн долларов Минздравсоцразвития РФ теоретически готово потратить на создание Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда: 18 млн.руб в 2010г и 10 млн.руб в 2011г по данным официального план-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на 2010 год (http://www.minzdravsoc.ru/ministry/tenders/schedule/Kopiya__Obobcshennyj_plan-grafik_sajt_06_04_2010.xls ) и на 2011 год (http://www.minzdravsoc.ru/ministry/tenders/7/Plan-grafik_razmecsheniya_zakazov_na_2011_god_06.04.2011.xls ).


Справочно: размер средств, затраченных на создание сайта www.ohranatruda.ru - 120 тыс.руб, включая стоимость лицензионного ПО.


Согласно данным рейтинга коррумпированности министерств и ведомств России от «Новой газеты» http://novayagazeta-nn.ru/2011/191/reiting-korrumpirovannosti-ministerstv-i-vedomstv-rossii-ot-novoi-gazety.html Минздравсоцразвития занимает в стране почетное четвертое место.

На фоне этой информации неудивительно и то, что в последнее время министерство проводит достаточное количество сомнительных аукционов по разработке интернет сайтов и пр.электронных систем, все они создаются в кратчайшие сроки, например:

Представляется, что прочитав эту статью до конца, Вы с большой долей вероятности и вполне заслуженно захотите включить в данный список сомнительных заказов Минздрава и «Единую общероссийскую справочно-информационную систему по охране труда».


Все это происходит на фоне того, что 2011 год ознаменован особым внимание к охране труда со стороны высшего руководства страны (http://www.ohranatruda.ru/news/896/145194/, http://www.ohranatruda.ru/news/898/145241/, http://www.ohranatruda.ru/news/896/145428/ ). Для всей исполнительной власти это является сигналом для ее особого внимания на данный вопрос, проколы здесь должны быть просто исключены.


Рассмотрим реальную картину дела, она скорее не порадует специалистов по охране труда.


Но сначала в двух словах об истоках появления информационной системы по охране труда.


Ее прародитель – РИСОТ (http://risot.safework.ru/). Тот, кто не знает, что это такое, смотрите Российскую энциклопедию по охране труда (В 3 т. Изд-во НЦ ЭНАС,2007): «В РФ функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ). Эта система была создана при реализации Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998—2001 гг. Доступ к ней осуществляется через Интернет. Резидентами РИСОТ в субъектах РФ являются, как правило, базовые центры ОТ. РИСОТ содержит действующие законодательные и иные нормативные правовые акты по ОТ, в т. ч. государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.»

Однозначно, что РИСОТ был ресурсом, достойным внимания любого специалиста по охране труда, даже не смотря на то, что доступ к его библиотеке был возможен на дорогостоящей платной основе, естественно в пользу некой ООО. Впоследствии с ликвидацией Минтруда и прекращением государственного финансирования РИСОТ был закрыт.


2008г


Распоряжение Правительства РФ от 14.02.2008 N 170-р "О плане мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351"

В соответствии с данным документом утвержден план мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.

В частности "мероприятия, направленные на снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний" содержат под п.13 следующее мероприятие:

Формирование единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда, включая издание печатной продукции по вопросам охраны труда, и разработка системы мониторинга оценки влияния условий труда, а также опасных и вредных факторов на здоровье работающего населения.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.05.2008 N 222 "Об обеспечении выполнения Плана мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". План мероприятий содержит под п.13: Формирование единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда и системы организации мониторинга оценки влияния условий труда, а также опасных и вредных факторов на здоровье работающего населения. Исполнители: Минздравсоцразвития России, Росстат, Роструд, Фонд социального страхования Российской Федерации.


2010г


Проект приказа Минздравсоцразвития России от 9 марта 2010 г. «Об утверждении Принципов создания единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда» http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/244 с подробным планом мероприятий по созданию единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в 2010 году.


И вот летом 2010г на сайте госзакупок Минздравсоцразвития РФ разместило заказ на выполнение работ по созданию, информационному наполнению и развитию единой справочно-информационной системы по охране труда. Данный открытый конкурс выиграло Закрытое акционерное общество "Центр аналитических исследований" (г.Москва).

О компании в интернете крайне мало какой-либо информации. Сайт компании http://www.centeranalit.ru состоит из трех статичных html страничек (СКРИНШОТ1) - несолидно и выглядит по детсадовски. Последнее обновление сайта сделано 25 июня 2010 - «Выигран конкурс Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по созданию, информационному наполнению и развитию общероссийской справочно-информационной системы по охране труда». Остальные новости сайта также сообщают о победах в дорогостоящих государственных конкурсах. Та же информация о компании и на других интернет страницах, например на этой: Мобильная информационная система Министерства финансов Российской Федерации за 20 дней http://rospil.info/corruption-case/8 .


Прошел 2010 год.


Минздравсоцразвития РФ в 2010 году о данной системе заявлял на всех самых значимых мероприятиях, посвящённых вопросам охраны труда, некоторую информацию об этом можно увидеть и на интернет страницах:

  • Выступление заместителя Министра Александра Сафонова на Всероссийской конференции 28 апреля 2010г, посвященной Всемирному дню охраны труда. http://www.minzdravsoc.ru/labour/safety/15
Цитата: «в настоящее время Министерством разрабатывается единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда, которая после ее ввода в эксплуатацию в 2010 году, позволит повысить эффективность информирования и консультирования в интерактивном режиме работников и работодателей по вопросам охраны труда».
  • В журнале "Справочник специалиста по охране труда " №7 2010 года опубликована статья А.Л. Сафонова, заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях".
http://www.mcfr.ru/journals/63/190/23842/23851/?phrase_id=1263513
Цитата: "В целях оказания информационно-кон­сультационной помощи руководителям и работникам организаций малого бизнеса предполагается создать открытую информа­ционную систему по охране труда для орга­низаций малого и среднего бизнеса. Основными задачами системы будет яв­ляться консультирование руководителей и работников организаций малого и среднего бизнеса по вопросам охраны труда, своевре­менного обеспечения работников действую­щими нормативными правовыми актами по охране труда для малых предприятий."

Информации же о том, что единая справочно-информационная система по охране труда создана и запущена не было ни от исполнителей, ни от Министерства здравоохранения.


Поисковые системы весной текущего года все же нашли местожительство новой современной и дорогостоящей справочно-информационной системы по охране труда от Минздравсоцразвития РФ. Адрес сайта http://eisot.ru/ . Посмотрите его, это просто чудо достижение современных технологий!!! (СКРИНШОТ2, СКРИНШОТ3, СКРИНШОТ4). Домен http://eisot.ru по данным регистратора www.nic.ru был зарегистрирован на имя министерства 14.07.2010г. (СКРИНШОТ5) Домен в настоящее время не продлен и вероятнее всего 14 июля 2011г сайт перестанет открываться по указанному адресу.

У разработчиков видимо не хватило денег на написание собственной крутой CMS (системы управления содержанием сайта), не хватило денег на приобретение раскрученной лицензионной CMS, да и даже самой дешёвой. Вышли из положения просто – взяли и написали микро сайт на бесплатном движке Joomla! (произносится джу́мла), - свободное программное обеспечение, распространяемое под лицензией GNU GPL. (СКРИНШОТ6)


Сравнить такое уникальное дорогостоящее решение можно только с сайтом роспотребнадзора (http://www.rospotrebnadzor.ru ), но тот, что ни говори, и круче и насыщенней в разы. Кстати, сайт Роспотребнадзора был создан за 5 млн руб в течении 5 дней на бесплатном движке LifeRay ( http://navalny.livejournal.com/543760.html#cutid1 ; http://evgeniy1001.livejournal.com/17592.html)


Так вот в чем вопрос: была ли создана в 2010 году единая справочно-информационная система по охране труда? Формально да: есть доменное имя и есть сайт, состоящий из трех страничек. Но с другой стороны какой-либо полезной информации на трех страничках http://eisot.ru нет в принципе, и выходит, что это и не единая справочно-информационная система по охране труда вовсе.

И вот подтверждение этому выводу:

выступление Наталии Жаровой, директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России, на VI Международном конгрессе по вопросам охраны труда в рамках Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда – 2010» (7-10 декабря 2010, Москва, павильон ВВЦ № 75) http://www.minzdravsoc.ru/labour/safety/37

Цитата: «в настоящее время Министерством разрабатывается единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда, которая позволит повысить эффективность информирования и консультирования в интерактивном режиме работников и работодателей по вопросам охраны труда. Система заработает в марте следующего года, на сайте Минздравсоцразвития России».

Т.е. по сути, в декабре 2010года система была не готова, и запуск ее был запланирован только на март 2011г. Тогда получается, что Минздравсоцразвития приняло у исполнителей работу, которую за желаемый результат само же и не признало. Вот те на – совсем нехорошее дело получается. А вот на сайте госзакупок имеются «Сведения об исполнении данного государственного контракта» http://reestrgk.roskazna.ru/prilojenie2.php?type=contract_lines&ctr_id=07:67107612, датированные 11 январем 2011г, в данном документе исполнение контракта значится 24.11.2010 (СКРИНШОТ 7), т.е. уже в ноябре 2010г система должна была быть разработанной.


А как же должна была выглядеть на самом деле единая справочно-информационная система по охране труда?


Google отправляет нас еще на один ресурс http://nsser.prognoz.ru/eisot/. Это уже не три страницы на официальном домене, а сайт с определенной смысловой структурой, сделан он на том же бесплатном движке Joomla! (восклицательный знак составная часть названия :). Это уже значительно лучше, но бюджет сайта реально тянет не более, чем на 20-30 тыс рублей. Информационное наполнение никакое, его скорее нет, чем есть. Что самое интересное: на всех страницах значится «Разработка: PROGNOZ Дизайн: 12 КОСМОНАВТОВ ». Похоже ЗАО "Центр аналитических исследований" не стало себя утруждать и просто наняло субподрядчиков, а глядя на сайт компании http://www.centeranalit.ru возникает мысль – может им и не под силу это вовсе было сделать самостоятельно?


Продолжим поиск.

Яндекс в своем поиске нашел две презентации этой будущей системы, размещенных на сайте НИИ труда и социального страхования: www.niitruda.ru/analytics/materials/Kuznecova.ppt и www.niitruda.ru/analytics/materials/14_10_10_2.ppt

Изучив данные слайды приходим к выводу: это должен быть хороший информационный сайт по охране труда, но для продукта под названием Единая справочно-информационная система по охране труда явно не достаточно только сборки (“выжимки”) всего хорошего с других подобных сайтов, тут нужны свежие, интересные и современные решения, реализация которых на самом деле возможна только при наличии достаточного времени (хотя бы 6 мес минимум) и самое главное большого бюджета. Тем не менее, на слайдах очень приятно увидеть СКРИНШОТ8 форума сайта www.ohranatruda.ru, тем более, что он сделан под логотипом Минздрава. Именно такой форум был весной 2010г (кол-во тем и сообщений на скриншоте ясно дело исправили).


Вывод из всего вышеизложенного один – государственный контракт в 2010г был как бы исполнен, а Единой справочно-информационной системы по охране труда так и не появилось.


Наступил 2011г.

29 июня 2011 года на портале госзакупок Минздравсоцразвития РФ разместило заказ «на право заключения государственного контракта на выполнение работ по информационному наполнению и модернизации единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда» с начальной ценой контракта 10 000 000 рублей. Конечно, в этом конкурсе особое внимание заслуживает именно модернизация новоиспеченной дорогостоящей системы. Причем решение об этом было принято буквально через квартал после приемки работ по созданию системы,

План-график размещения заказов на 2011 год http://www.minzdravsoc.ru/ministry/tenders/7 был опубликован 6 апреля 2011г .


Посмотрим конкурсную документацию http://zakupki.gov.ru/pgz/documentdownload?documentId=35202579 .

Складывается неоднозначное впечатление от многих вещей. Читая думаешь, то ты или совсем темный и необразованный, раз очень многого не понимаешь, то ли документация готовилась впопыхах без должного внимания или готовилась … компанией – предрешенным победителем.

Например:


1) Критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

Основной критерий, значимость которого при выборе победителя составляет аж 45% - «Срок выполнения первого этапа работ в соответствии с Таблицей № 2 пункта 4.10.9.», а именно:

Разработка технорабочего проекта по модернизации единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда; Модернизация Системы; Развертывание программного обеспечения модернизированной Системы; Проведение приемно-сдаточных испытаний Системы. Причем на выполнение этого первого этапа в принципе дается не более 30 календарных дней! Учитывая самую большую значимость этого критерия, можно быть уверенным, что компания победитель установит в своей заявке самый минимальный срок, срок который обычно веб-компании указываю на создание сайта-визитки. Ориентир взят опять тот же – сделать очень и очень быстро, т.е. тяп-ляп, либо вообще ничего не сделать. Какая в этом необходимость, раз в 2012 будем снова модернизировать? Систему сообщество специалистов по охране труда ждет уже более 3х лет и лишний месяц для хорошего дела не проблема, а здесь счет идет на дни.

Конечно, есть и ошибка в документации. При расчете этого самого главного показателя в формуле есть некий Fmin – минимальный срок выполнения работ со ссылкой на Таблицу № 2, в которой он просто отсутствует.


2) Календарный план на выполнение работ по контракту.

На втором этапе выполнения работ необходимо разработать рекомендации по модернизации Системы в 2012 году. Конечно здорово, на модернизацию можно обосновать и освоить в разы больше государственных средств, чем просто на поддержку системы. Но не укладывается в голове одно: это сколько надо иметь наглости прописать то, что недоделано тобой же после освоения 10 млн. И надо ли вообще что-то делать хорошо и качественно, если достаточно все свои недоделки вписать в рекомендации для следующей модернизации. А при приемке работ заказчику всегда легче подписать акт о приемке рекомендаций, чем претензии к качеству выполненных работ. Да и деньги государственные (не свои), т.е. не жалко.


3) Техническое задание.

Основа основ того, что должно быть создано в результате. Именно техническое задание позволяет отказаться от выполнения работ, не указанных в нем. К сожалению видно, что тех задание сделано «под себя». Никакой детализации абсолютно, как и никакого четкого видения того, что должно получиться. Это скорее «задание сделайте хоть что-то вот на эту тему». Правило «пока ты не разложишь все по полочкам, ни хрена у тебя не выйдет» здесь не применялось точно.

Есть забавные требования, они конечно обоснованные, но неужели по делу больше нечего написать?

«Требования к безопасности

Все технические решения, использованные при разработке компонентов Системы, а также требования к аппаратному обеспечению, должны соответствовать действующим нормам и правилам техники безопасности, пожаробезопасности и взрывобезопасности, а также охраны окружающей среды при эксплуатации.

Все внешние элементы технических средств Системы, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от случайного прикосновения, а сами технические средства иметь зануление или защитное заземление в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81 и ПУЭ.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов Системы (в том числе инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и электромагнитное излучения, вибрация, шум, электростатические поля, ультразвук строчной частоты и т.д.), не должны превышать действующих норм (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 от 03.06.2003 г.).»

Пояснение: Система – модернизированная Единая справочно-информационная система по охране труда (программа работающая в связке с базой данных). Работает эта система на сервере заказчика (Минздравсоцразвития РФ). И после этого Вам понятны требования безопасности к системе, которые должен обеспечить исполнитель???


В тех задании, конечно, есть и другие «чудеса», но главное то, что любой разработчик, которому поручили бы сегодня разработку данной системы в соответствии с тех заданием, очень долго будет гадать, что конкретно от него требуется сделать.


И наконец, об информационном содержании самой системы, ведь основа второго этапа работы – «Обеспечение информационного наполнения Системы». Да и для конечного пользователя – это самое главное, что есть в системе. В техзадании этой теме посвящен только один раздел – «9.12 Требования к информационному обеспечению». Вот он:

Структура Системы должна способствовать системной организации информационного наполнения и отражать следующие основные вопросы:

1. Информация о Системе, ее цели, назначение и задачи;

2. Государственное управление охраной труда;

3. Нормативные документы в области охраны труда;

4. Государственный надзор и контроль;

5. Общественный контроль;

6. Социальное страхование;

7. Информация для малого бизнеса;

8. Оценка и управление профессиональными рисками;

9. Обучение руководителей и специалистов;

10. Аттестация рабочих мест по условиям труда;

11. Обеспечение средствами индивидуальной защиты;

12. Медицинские осмотры;

13. Региональная информация о состоянии условий охраны труда в регионах;

14. Лучшие практики (отечественный и международный опыт);

15. Мониторинг условий и охраны труда;

16. Международное сотрудничество;

17. Публикации и комментарии;

18. Конференции, выставки, семинары;

19. Форум;

20. Ссылки на внешние информационные ресурсы в области охраны труда;

21. Региональная информация;

Действительно, поставленная задача дает большой диапазон для самореализации творческих людей. Жалко только, что в 2010 году среди исполнителей таких не нашлось. Да и в 2011 можно информационно наполнить систему в объеме равном 1 абзацу на каждый пункт содержания. И попробуйте не принять работу – никакой конкретики в техзадании по этому вопросу ведь нет.



Подводим итоги:

Ясно одно, что дело это тёмное...

Нет сомнений, что систему все же модернизируют и сделают это очень быстро. Сомнения возникают в отношении того, сможет ли она стать хоть сколько ни будь интересной и главное полезной нашему обществу в целом. Сможет ли она хоть косвенно повлиять на снижение уровня травматизма и улучшение условий труда. Если нет – то грош ей цена.

И еще. Смотришь на это творение, на документацию нового конкурса, на цены… становится неудобно за Минздравсоцразвития, стыдно за охрану труда, становится обидно, что живешь в стране, где кроме слов и обещаний ничего не происходит, а государственной власти, по сути, плевать на эту охрану труда, ведь у чиновника есть другой, более важный интерес...

Сергей Репин

Комментарии

14 июля 2011 13:04
Ну и кто они после этого????
14 июля 2011 14:10
"государственной власти, по сути, плевать на ...."

подставьте любое слово


Пилите, пилите...
14 июля 2011 17:39
я б к предыдущей фразе добавил пере глаголом "плевать", наречие училивающее глагол - "глубоко"
15 июля 2011 13:16
Обидно, господа, обидно! Такие деньги и все коту под хвост!!
16 июля 2011 23:04
Молодец, Сергей, хорошую аналитическую работу провел! Вот они проявления коррупции в государственном масштабе. Впрочем, что еще ожидать от Министерства, которое занимает 4 место по коррумпированности? Видимо, хочет занять первое. Раньше была гонка вооружений, на что тратились неимоверные средства и что загнало нашу страну в тупик, теперь гонка, кто кого переплюнет в отмывании государственного заказа в свою пользу. Бездарно и действительно обидно за державу. Куда катимся? Вопрос риторический...
18 июля 2011 13:11
что Вы так расстраиветесь! 1 млн. американских рублей - разве это деньги для наших чинуш,главное что бы Голикова каждый день в телевизоре была, а на народ и на охрану труда какую-то им плевать - это и так давно известно! Главное откат!
19 июля 2011 17:30
Самое обидное,что этот материал интересен только потенциальным пользователям так и не созданной информационной системы, а те,кто пилил освоенное финансирование и принимал в эксплуатацию о нем даже не узнают!
25 июля 2011 12:34
Цитата
Наталья Коробкина пишет:
Обидно, господа, обидно! Такие деньги и все коту под хвост!!
Обидно-не то слово.А вот насчёт кота, это вы погорячились, не коту, и не под хвост, а в карман,но не в наш.
А что нам? а нам поставлена задача "ещё вчера предоставить ВСЕ!!!!действующие НПА в области охраны труда", и не в формате "картинки" с подписями и печатями а в вордовскими документами...как Вам нравится?
Вот так просто: административный ресурс включили и вперед,а ежели не так то ещё и пожурят,бесплатно.
26 июля 2011 19:21
Слов нет! В Министерстве, да и в Москве, живут как в другом измерении, как на другой планете. Это высшая каста, все остальные - мусор. Страдают фигней. Вот и новое: типовой план мероприятий, типовая программа улучшений условий труда в субъектах - все чушь полная. Ну задумайтесь, как все это может предотвратить н/сл? Производство в стране загибается, вот поэтому и травматизм сдерживается. А взять условия труда, так в шею гнать надо все это Министерство.
Такие деньги отмывают, стыдно и совестно должно Вам стать, "Уважаемые" чинуши!
14 мая 2013 03:03
Цитата
Наталья Коробкина пишет:
Обидно, господа, обидно! Такие деньги и все коту под хвост!!
НЕ под хвост в Италию на лучистый берег

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл