Специальную оценку условий труда представили на всеобщее обсуждение

Специальную оценку условий труда представили на всеобщее обсуждение 03.06.2013|Законотворчество

1 июня 2013 года на едином порталt раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения Министерством труда и социального развития РФ был размещен проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Это первый официальный выпуск проекта закона. До этого момента, Минтруд выдавал рабочие документы. Какие же изменения ожидают нас на самом деле?

Минтруд не оправдал ожидания и представил достаточно неплохой проект закона. Выбросив из проекта оценку риска, госэкспертизу условий труда и еще некоторые моменты, он получился достаточно сдержанным, но в тоже время конкретным. Конечно придраться есть к чему, но и положительные моменты на лицо. Судите сами.

Произошла конкретизация периодичности процедуры специальной оценки труда. Она составит – 5 лет (профсоюзы предлагали установить данный период равным три года). Собственно, такая периодичность уже привычна всем.

Непонятно было каким образом проводить саму процедуру оценки. Проведение инструментальных и лабораторных исследований вредных и (или) опасных производственных факторов было поставлено в зависимость от итогов проведения процедуры оценки рисков на рабочих местах. В представленном заново проекте аттестационная комиссия лично принимает решение о необходимости проведения инструментальных замеров, что, несомненно, является плюсом. И формальности соблюдены и, например, офисные рабочие места можно не аттестовывать (конечно, если комиссия признает их безопасными). Но и здесь не обойтись без материальных затрат. Работу в комиссии эксперта от организации, аккредитованной на проведение специальной оценки условий труда придется все-таки оплатить. В прайс-листе центров наверняка появится пункт «участие в комиссии».

Но не все так просто. В отношении рабочих мест, условия труда на которых комиссией были признаны как допустимые, должна проводиться процедура декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ответственность за ее обработку, а также ведение реестра деклараций ляжет на Госинспекцию труда. Ни о какой добровольности речи не идет. Декларация соответствия будет действительна в течение 5 лет с возможностью продления срока действия еще на 5 лет, но только если на данных рабочих местах не было несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Отдельного внимания заслуживает порядок проведения инструментальных и лабораторных исследований вредных факторов на рабочих местах. Исследования должна проводиться по научно-доказанным методам и методикам проведения измерений, которые выбирает сама организация, привлекаемая работодателем для проведения специальной оценки условий труда.

Как было и ранее, лаборатории аккредитованных организаций должны быть приспособлены для измерения всех необходимых факторов производственной среды и трудового процесса: физические, химические, биологические факторы, тяжесть и напряженность труда. В проекте закона представлен большой перечень вредных производственных факторов, которые подлежат измерению. Самое интересное, что в данном перечне отсутствует пульсация светового потока, столь характерная для люминесцентных ламп, применяемых повсеместно.

Изменения коснулись и внеплановой специальной оценки и они достаточно адекватные. Например, внеплановую оценку следует проводить при замене оборудования, которая существенно повлияла на технологический процесс (свыше 30% от общего объема операций). Также внеплановой оценке могут подвергнутся рабочие места, на которых произошли изменения в уровне индивидуальной и коллективной защиты не менее 5 % работников от общего числа.

Одной из проблем действующего порядка аттестации рабочих мест является предоставление информации об ее итогах в адрес Госинспекции труда. Но Минтруд учел этот момент и приписал ответственность за предоставление информации к аккредитованным организациям, которые в течение 10 дней должны направить результаты проведения специальной оценки условий труда в Федеральную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда.

Требования к страхованию гражданской ответственности не исчезло с выпуском новой версии проекта закона, зато исчезли статьи, отвечающие за контроль качества проведения специальной оценки и всевозможные риски.

Смягчились и требования к экспертам в области специальной оценки труда. Как и прежде, данное лицо должно иметь высшее техническое образования и специальную подготовку в объеме не менее 144 часов, а также стаж по проведению оценки вредных факторов, проведения замеров и так далее не менее трех лет.

Единственная путаница в законе возникла на месте заключительных положений. Аккредитованные организации на право проведения аттестации рабочих мест могут пройти переаккредитацию в срок аж до 1 января 2019 года. Предполагаемая дата вступления закона в силу – 1 января 2014 года. Судя по заключительным положениям, действительными будут считаться те результаты аттестации рабочих мест, которые были получены до 1 сентября 2013 года. Что же получается? В течение четырех месяце оценка условий труда проводится не будет? Или же Минтруд напутал с датами? В тоже время п. 3 статьи 23 говорит о том, что результаты аттестации будут действительны до конца срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 года. Таким образом, те, кто провел аттестацию в 2013 году, должны будут проводить специальную оценку в 2015, а не в 2018 году? Неплохо бы Минтруду РФ разобраться с датами.

В целом же проект закона получился довольно неплохой. По сравнению с предыдущим вариантом имеются существенные изменения и не в худшую сторону. Конечно, при более пристальном рассмотрении, недостатки и «пробелы» найдутся, но будем надеяться, что они будут не столь глобальны.

Проект ФЗ "О специальной оценке условий труда"


Ольга Иванова

4586

Рейтинг
3.97


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта (6)

оставить комментарий
0
Александр Чиркин
Загрязнённость воздуха не постоянна, она изменяется с течением времени и в разных местах различна.

Ещё 50 лет назад обнаружили, что результаты измерений загрязнённости воздуха в 2-3 м от рабочего могут отличаться от результатов измерений около лица в 40 раз. Поэтому в развитых странах стараются измерять загрязнённости воздуха персональными пробоотборниками.

А в РФ нет ни одной официально утверждённой методики проведения измерений загрязнённости воздуха в зоне дыхания - только "воздуха рабочей зоны". Этот закон фактически запрещает использовать более совершенные западные методики. Вероятный результат: в ряде случаев (по западным данным ~2/3) загрязнённость воздуха будет занижена, а профзаболевания фактически не регистрируются.

Опять все проблемы будут заливаться "научно обоснованной" выдачей молока?
1
Борис Лебедев
Если такое словоблюдие как РИСКИ убрали, то это уже хорошо. А вот решение комиссии о НЕОБХОДИМОСТИ проведения замеров у конторских" работников - это субъективизм управляемый работодателем!
Далее. Почему-то все обходят стороной такой нюанс: одно время в печати прошла информация о необъяснимых смертях в жилых домах Москвы. Выяснили - виновен радон в стройматериалах. А сколько еще веществ вредных присутствует и главное ВЛИЯЕТ на наш организм.?! Как-то давно читал в ОТиСС что одних вредных веществ около 100 000! Вдумайтесь. Мы просто купаемся в океане "вредностей"!!! Но неофициальные цифры, мол около 500 000. С тех пор прошелестело не мало лет. И хомо сапиенс, из благих побуждений конечно, в своих секретных лабораториях понапридумывал (СКОЛЬКО???) всяких "вредностей" столько, что дух захватит если рассекретить. Почему никто НЕ хочет замерять ТЕ, другие ВПФ???!!! Они могут еще более пагубно влиять на организм. Одни ЭМИ чего стоят, а если взять геомагнитные излучения по пресловутой сетке Хартмана? А если ...
Секрет прост. В стране просто НЕТ ни обученных работников, ни методик измерения прочий факторов, ни аппаратуры, да и замеряющей организации проще замерить температурный режим и шум (к примеру) и денюжки немалы содрать в легкую!
Получается, как ни крути -ПРОФАНАСИЯ...
0
safetywork
Закон в целом облегчает жизнь работодателям достаточно хорошо. Что касается работников, то им ничего не светит, как впрочем, не светило и ранее. Но, по крайней мере, данный закон на много лучше, чем бестолковый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Что мерить, а что не мерить на рабочих местах - это не цель закона, этот вопрос должен решаться подзаконными нормативными правовыми актами.
0
Juriy
И что мерить или учитывать в биологии. Напряженности труда, когда жизнь в опасности или твоя или другого человека. Разве это не должна учитывать оценка для шахтеров, врачей, учителей? И как этот труд оценить, если он не обозначен , как у военных, пожарных? Где разница? Врач сделал ошибку, ему грозит срок. А организм у каждого разный, и медицина это наука. Написан в рекомендациях для снижения боли, применять ледокаин. Кто в деревне, предполагает летальный исход от аллергической реакции, начиная с покраснения и если не принять меры заканчивается удушьем. А проводят не специалисты, не знающие отраслевых подходов, все унифицируя и конечная цель проводимой работы прибыль организации. Где подходы сохранения производителей, работников и в конце концов генофонда России. Где то, чем всегда славилась Русь, сострадание и забота о человеке.
0
Михаил К
теже яйца, только сбоку.
0
Ричи Алиев
А государственные учреждения опять не пустят к аттестации теперь уже будущей специальной оценке условий труда или как?

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!

События

28 апреля

всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда