СОУТ: можно ли избежать конфликты между сторонами соцпартнерства?

СОУТ: можно ли избежать конфликты между сторонами соцпартнерства? 14.06.2016|Консультации и разъяснения

С 2014 года в РФ вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Двухлетняя практика нового закона показывает, что стороны социального партнерства относятся к нему неоднозначно. Возможные социально-экономические изменения по результатам СОУТ вызывают серьезные дискуссии и споры между работодателями и представителями трудовых коллективов. К сожалению, основные разногласия возникают на финальной стадии работ по оценке условий труда, а большинство конфликтов концентрируются вокруг размеров социальных гарантий и компенсаций. На первый взгляд может показаться, что причиной всех споров является сам закон и методика проведения СОУТ, однако это не так. Предлагаю объективно посмотреть на всю процедуру, не принимая ни одну из сторон социального партнерства.

Начну с того, что не вызывает ни каких споров, основной задачей охраны труда является сохранение жизни и здоровья работника. Безопасность на рабочем месте – это результат регулярной и системной работы руководителей предприятий, специалистов по охране труда, профсоюзных организаций и самих работников. СОУТ является процедурой оценки состояния условий труда, и ее результаты применяются также для установления компенсаций и социальных гарантий работникам за работу во вредных условиях труда, порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий описывается статьями ТК РФ и пенсионного законодательства РФ. 

Говоря об отношении к СОУТ, следует обсуждать объективность процедуры в определении классов условий труда. На практике дискуссия возникает исключительно в момент получения сводного отчета. Именно в период ознакомления с материалами СОУТ стороны социального партнерства начинают активно включаться в процесс анализа данных, которые уже привели к определенным результатам. Происходит детальное обсуждение качества и объективности проведения СОУТ. Происходит это потому, что большинство работодателей не уделяют должного внимания организации проведения работ по специальной оценке условий труда. К тому же на многих предприятиях весьма слабые системы управления охраной труда, не всегда соблюдаются локальные НПА, слабая подготовка членов комиссии по вопросам трудового законодательства.

Также не стоит забывать, что 22-х летняя практика проведения АРМ сформировала ряд стереотипов: не разделяются понятия безопасные и комфортные условия труда, ряд профессий подсознательно отождествляются с вредными условиями труда, существует недоверие к экспертным организациям. Все вышеуказанное создает благодатную почву для дискуссий, споров и является реальной причиной конфликтов. 

Уверен, что за счет прозрачности действий и соблюдения законодательных норм можно избежать конфронтации сторон социального партнерства. Инструменты находятся на поверхности, но мы не всегда ими умело пользуемся. Качество любого процесса зависит от уровня организации работ и специальная оценка не является исключением. СОУТ – это комплекс последовательных мероприятий, поэтому качество предшествующего этапа во многом определяет правильность и достоверность последующего.

Согласно Федеральному закону №426-ФЗ можно выделить несколько основных этапов организации СОУТ:
• подготовка к проведению  оценки условий труда;
• идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов;
• исследования (измерения) и испытания вредных и (или) опасных факторов;
• классификация условий труда;
• согласование и утверждение результатов СОУТ.

Организация и контроль при каждом шаге может минимизировать, а в некоторых случаях и полностью исключить конфликты. Именно правильность организации процедуры СОУТ, исполнение всеми участниками своих законных обязательств и использование своих прав поможет добиться объективных результатов. 

Особую роль играет подготовка к процедуре проведения оценки условий труда. Подготовительный этап описывается в статье 9 Федерального закона № 426-ФЗ. Ответственность  за подготовку к СОУТ возлагается на службы охраны труда предприятий. С одной стороны это не вызывает сомнений, но с другой стороны некоторые члены комиссии на финальной стадии проявляют недоверие к исходным данным. Во избежание будущих конфликтов имеет смысл привлекать всех участников к формированию исходных данных, а служба охраны труда предприятия может заниматься координацией работы. 

Обращаю внимание на следующие нюансы. Во-первых, необходимо провести подготовку членов комиссии. Речь не идет об уровне знаний эксперта, однако, необходимо понимать основные нормативно-правовые акты РФ: раздел X ТК РФ, 426-ФЗ, 421-ФЗ, 167-ФЗ, нормы отраслевых стандартов и соглашений, алгоритм методики СОУТ.

Во-вторых, должны быть проанализированы исходные данные: результаты производственного контроля, локальные НПА (стандарты, технические регламенты, должностные и рабочие инструкции  и т.п.), статистика профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, фактическое исполнение планов мероприятий по улучшению условий труда за последние годы и т.п. При необходимости, проводите актуализацию вышеупомянутых документов до начала проведения СОУТ, что позволит в дальнейшем корректно сформировать перечень рабочих мест и предварительный перечень факторов производственной среды. Кроме того, степень фактического  исполнения  локальных НПА особо влияет на формирование рабочих зон и определение времени пребывания в них работников. Практика показывает, что множество разногласий у сторон социального партнерства возникает на почве различного понимания штатного технологического процесса (правильно ли используются средства автоматизации, соблюдается ли трудовой распорядок, все ли технологические операции учитываются и т.п.).

Качество подготовительного этапа во многом определяет технические и квалификационные требования к экспертной организации, от выбора которой будет зависеть объективность результатов.  

В специальной оценке условий труда в отличие от АРМ введена процедура идентификации – одного из важнейших начальных этапов, так как именно он определяет окончательный перечень факторов, подлежащих измерению, а также уточняет рабочие зоны. Идентификацию должен проводить сертифицированный эксперт оценивающей организации. Одним из проблемных аспектов данного шага является доверие к профессионализму эксперта.
 
В законе о специальной оценке условий труда действует статья 27 (переходные положения), в рамках которых недобросовестные экспертные организации могут привлекать по внутреннему приказу некомпетентных специалистов. Во избежание будущих конфликтов, следует правильно организовать данную процедуру:
• Запросить документы, подтверждающие квалификацию эксперта, особенно если экспертная организация работает в рамках переходных положений. Для сертифицированного эксперта таким документом является сертификат или номер в реестре Министерства труда и социальной защиты РФ. В случае применения переходных положений, рекомендуется запрашивать информацию о базовом образовании, дополнительном обучении по СОУТ (не менее 72-х часов) и стажа работы в оценке условий труда (не менее 3-х лет).
• Передать эксперту для анализа документы, которые на подготовительном этапе были согласованы членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
• Утвердить отчет о проведении идентификации до начала проведения исследований и измерений, согласно п.2  статьи 10  Федерального закона №426-ФЗ. 
Процедура исследований и измерений вредных производственных факторов регламентируются статьей 12 закона о специальной оценке условий труда. Кроме того система менеджмента качества, квалификация персонала и материально-техническая база лаборатории должны обеспечивать достоверность и объективность результатов. Приступая к этапу измерений необходимо руководствоваться не только №426-ФЗ, но и рядом дополнительных  требований:
• Перед проведением измерений/исследований необходимо проверить исправность технологического оборудования, инструментов и приспособлений, средств индивидуальной и коллективной защиты.
• Необходимо запросить у оценивающей организации информацию о квалификации лиц, проводящих измерения/исследование вредных и (или) опасных факторов (высшее техническое образование, стаж работы не менее 3-х лет).
• Обеспечить присутствие представителя трудового коллектива и (или) профсоюзной организации при проведении измерений.
• По результатам измерений провести сравнение фактических данных с результатами производственного контроля, если такая возможность имеется.

Имея на руках объективные и достоверные исходные данные, эксперт проводит классификацию условий труда и формирует отчет о проведении специальной оценки условий труда. Для гарантии качества экспертной оценки, со стороны законодательства предусмотрена персональная ответственность эксперта и экспертной организации. Кроме того, практика показывает, что согласование предварительной версии материалов СОУТ позволяет решить основную часть спорных вопросов, устранить неточности и недочеты.
Возвращаясь к конфликтам между сторонами социального партнерства, должен сказать, что во времена законодательных изменений появляется множество предпосылок к ним. Только заинтересованность всех сторон в переходе от конфликтов к конструктивному диалогу позволит управлять процессом и добиться главной цели – безопасного труда. 


Смирнов Дмитрий, директор филиала в Новосибирске, направление "Охрана труда и Экология" Группы компаний SRG

1200

Рейтинг
3.33


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта

оставить комментарий

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!

События

28 апреля

всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда