СОУТ: можно ли избежать конфликты между сторонами соцпартнерства? - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

СОУТ: можно ли избежать конфликты между сторонами соцпартнерства?

СОУТ: можно ли избежать конфликты между сторонами соцпартнерства?
С 2014 года в РФ вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Двухлетняя практика нового закона показывает, что стороны социального партнерства относятся к нему неоднозначно. Возможные социально-экономические изменения по результатам СОУТ вызывают серьезные дискуссии и споры между работодателями и представителями трудовых коллективов. К сожалению, основные разногласия возникают на финальной стадии работ по оценке условий труда, а большинство конфликтов концентрируются вокруг размеров социальных гарантий и компенсаций. На первый взгляд может показаться, что причиной всех споров является сам закон и методика проведения СОУТ, однако это не так. Предлагаю объективно посмотреть на всю процедуру, не принимая ни одну из сторон социального партнерства.

Начну с того, что не вызывает ни каких споров, основной задачей охраны труда является сохранение жизни и здоровья работника. Безопасность на рабочем месте – это результат регулярной и системной работы руководителей предприятий, специалистов по охране труда, профсоюзных организаций и самих работников. СОУТ является процедурой оценки состояния условий труда, и ее результаты применяются также для установления компенсаций и социальных гарантий работникам за работу во вредных условиях труда, порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий описывается статьями ТК РФ и пенсионного законодательства РФ. 

Говоря об отношении к СОУТ, следует обсуждать объективность процедуры в определении классов условий труда. На практике дискуссия возникает исключительно в момент получения сводного отчета. Именно в период ознакомления с материалами СОУТ стороны социального партнерства начинают активно включаться в процесс анализа данных, которые уже привели к определенным результатам. Происходит детальное обсуждение качества и объективности проведения СОУТ. Происходит это потому, что большинство работодателей не уделяют должного внимания организации проведения работ по специальной оценке условий труда. К тому же на многих предприятиях весьма слабые системы управления охраной труда, не всегда соблюдаются локальные НПА, слабая подготовка членов комиссии по вопросам трудового законодательства.

Также не стоит забывать, что 22-х летняя практика проведения АРМ сформировала ряд стереотипов: не разделяются понятия безопасные и комфортные условия труда, ряд профессий подсознательно отождествляются с вредными условиями труда, существует недоверие к экспертным организациям. Все вышеуказанное создает благодатную почву для дискуссий, споров и является реальной причиной конфликтов. 

Уверен, что за счет прозрачности действий и соблюдения законодательных норм можно избежать конфронтации сторон социального партнерства. Инструменты находятся на поверхности, но мы не всегда ими умело пользуемся. Качество любого процесса зависит от уровня организации работ и специальная оценка не является исключением. СОУТ – это комплекс последовательных мероприятий, поэтому качество предшествующего этапа во многом определяет правильность и достоверность последующего.

Согласно Федеральному закону №426-ФЗ можно выделить несколько основных этапов организации СОУТ:
• подготовка к проведению  оценки условий труда;
• идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов;
• исследования (измерения) и испытания вредных и (или) опасных факторов;
• классификация условий труда;
• согласование и утверждение результатов СОУТ.

Организация и контроль при каждом шаге может минимизировать, а в некоторых случаях и полностью исключить конфликты. Именно правильность организации процедуры СОУТ, исполнение всеми участниками своих законных обязательств и использование своих прав поможет добиться объективных результатов. 

Особую роль играет подготовка к процедуре проведения оценки условий труда. Подготовительный этап описывается в статье 9 Федерального закона № 426-ФЗ. Ответственность  за подготовку к СОУТ возлагается на службы охраны труда предприятий. С одной стороны это не вызывает сомнений, но с другой стороны некоторые члены комиссии на финальной стадии проявляют недоверие к исходным данным. Во избежание будущих конфликтов имеет смысл привлекать всех участников к формированию исходных данных, а служба охраны труда предприятия может заниматься координацией работы. 

Обращаю внимание на следующие нюансы. Во-первых, необходимо провести подготовку членов комиссии. Речь не идет об уровне знаний эксперта, однако, необходимо понимать основные нормативно-правовые акты РФ: раздел X ТК РФ, 426-ФЗ, 421-ФЗ, 167-ФЗ, нормы отраслевых стандартов и соглашений, алгоритм методики СОУТ.

Во-вторых, должны быть проанализированы исходные данные: результаты производственного контроля, локальные НПА (стандарты, технические регламенты, должностные и рабочие инструкции  и т.п.), статистика профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, фактическое исполнение планов мероприятий по улучшению условий труда за последние годы и т.п. При необходимости, проводите актуализацию вышеупомянутых документов до начала проведения СОУТ, что позволит в дальнейшем корректно сформировать перечень рабочих мест и предварительный перечень факторов производственной среды. Кроме того, степень фактического  исполнения  локальных НПА особо влияет на формирование рабочих зон и определение времени пребывания в них работников. Практика показывает, что множество разногласий у сторон социального партнерства возникает на почве различного понимания штатного технологического процесса (правильно ли используются средства автоматизации, соблюдается ли трудовой распорядок, все ли технологические операции учитываются и т.п.).

Качество подготовительного этапа во многом определяет технические и квалификационные требования к экспертной организации, от выбора которой будет зависеть объективность результатов.  

В специальной оценке условий труда в отличие от АРМ введена процедура идентификации – одного из важнейших начальных этапов, так как именно он определяет окончательный перечень факторов, подлежащих измерению, а также уточняет рабочие зоны. Идентификацию должен проводить сертифицированный эксперт оценивающей организации. Одним из проблемных аспектов данного шага является доверие к профессионализму эксперта.
 
В законе о специальной оценке условий труда действует статья 27 (переходные положения), в рамках которых недобросовестные экспертные организации могут привлекать по внутреннему приказу некомпетентных специалистов. Во избежание будущих конфликтов, следует правильно организовать данную процедуру:
• Запросить документы, подтверждающие квалификацию эксперта, особенно если экспертная организация работает в рамках переходных положений. Для сертифицированного эксперта таким документом является сертификат или номер в реестре Министерства труда и социальной защиты РФ. В случае применения переходных положений, рекомендуется запрашивать информацию о базовом образовании, дополнительном обучении по СОУТ (не менее 72-х часов) и стажа работы в оценке условий труда (не менее 3-х лет).
• Передать эксперту для анализа документы, которые на подготовительном этапе были согласованы членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
• Утвердить отчет о проведении идентификации до начала проведения исследований и измерений, согласно п.2  статьи 10  Федерального закона №426-ФЗ. 
Процедура исследований и измерений вредных производственных факторов регламентируются статьей 12 закона о специальной оценке условий труда. Кроме того система менеджмента качества, квалификация персонала и материально-техническая база лаборатории должны обеспечивать достоверность и объективность результатов. Приступая к этапу измерений необходимо руководствоваться не только №426-ФЗ, но и рядом дополнительных  требований:
• Перед проведением измерений/исследований необходимо проверить исправность технологического оборудования, инструментов и приспособлений, средств индивидуальной и коллективной защиты.
• Необходимо запросить у оценивающей организации информацию о квалификации лиц, проводящих измерения/исследование вредных и (или) опасных факторов (высшее техническое образование, стаж работы не менее 3-х лет).
• Обеспечить присутствие представителя трудового коллектива и (или) профсоюзной организации при проведении измерений.
• По результатам измерений провести сравнение фактических данных с результатами производственного контроля, если такая возможность имеется.

Имея на руках объективные и достоверные исходные данные, эксперт проводит классификацию условий труда и формирует отчет о проведении специальной оценки условий труда. Для гарантии качества экспертной оценки, со стороны законодательства предусмотрена персональная ответственность эксперта и экспертной организации. Кроме того, практика показывает, что согласование предварительной версии материалов СОУТ позволяет решить основную часть спорных вопросов, устранить неточности и недочеты.
Возвращаясь к конфликтам между сторонами социального партнерства, должен сказать, что во времена законодательных изменений появляется множество предпосылок к ним. Только заинтересованность всех сторон в переходе от конфликтов к конструктивному диалогу позволит управлять процессом и добиться главной цели – безопасного труда. 

Смирнов Дмитрий, директор филиала в Новосибирске, направление "Охрана труда и Экология" Группы компаний SRG

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл