Консультант по охране труда. Выпуск №7 - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Консультант по охране труда. Выпуск №7

Консультант по охране труда. Выпуск №7
ВОПРОСЫ ПО СПЕЦОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Вопрос №18 


Вопрос №20
Существует небольшая экспертная организация, занимается ЭПБ, (допустим 15 сотрудников), 40% времени проводят в офисе и 60% выезд на ОПО для проведения тех.диагностирования, процентное соотношение в течении года может меняться. Как проводят и на сколько рабочих мест эту СОУТ? Сколько нужно мест "аттестовать" если они идентичны? Как проводятся замеры? "Они" будут бегать за мной по всем объектам (ОПО) в течении года-двух и проводить свои измерения?

Вопрос №21
По результатам СОУТ у рабочих слесарей-сантехников, которые имеют контакт с неочищенной биологической жидкостью продуктов жизнедеятельности человека, не производились замеры биологического фактора, т.к. методика проведения СОУТ подразумевает наличие лицензии на данный вид деятельности, которой у нашей организации нет. В результате имеем, что у данных работников класс условий труда вышел 3.1, а раньше был 3.2 за факт контатка с ПБА., значит, нет основания для отпуска согласно ТК. В итоге рабочие не согласны с результатами, профсоюз хочет класс 3,2 за счет биологического фактора и 7 дней к отпуску. Как теперь поступить? Имеем ли право оставить данный фактор.

Вопрос №22
Подскажите, что делать? Было аттестовано РМ электрогазосварщика, впоследствии ввели еще одного работника. Отдел кадров настаивает на СОУТ (ПФР всегда запрашивает карту, количество чел. в карте должно совпадать по факту). Только загвоздка в том, что он работает на другом участке на оборудовании, нам не принадлежащем без документов. Думаем провести СОУТ на рабочем месте первого работника, а в карте указать 2 человека. Но ведь это опасно, если что-то случится с тем работником новым, появится много вопросов. Так ли важно наличие документов на оборудование и договоров на аренду?



Вопрос №18 
Я наверно ошибаюсь, но разъясните, пожалуйста. Нужно ли декларировать рабочие места, связанные с использованием персонального компьютера? Можно в ответе еще и рассказать про декларацию?
Ответ:
При проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, так называемых, «офисных», световая среда идентифицируется как вредный фактор и оценивается на соответствие нормам. В Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденном Приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 24.01.2014 г. № 33н, с изменениями от 09.02.2015 года, освещенность рабочей поверхности оценивается при выполнении прецизионных работ. Работа за персональным компьютером и работа с документами так же относятся к данному виду работ. А это значит, что протокол освещенности рабочего места может содержать зоны пребывания работника не на все 100% как ранее, а меньше. Скажем, работник работает за компьютером 35% времени, еще 15% - с документацией, 10% времени занимают совещания, 10% - телефонные переговоры, 30% - разъезды в сторонние организации. В таком случае оценке подлежат следующие зоны: работа за ПК и работа с документацией. Остальные работы считаются не прецизионными и не подлежат оценке.
Другой пример, рабочее место сторожа на вахте, который не ведет журнал посетителей, просто следит за порядком через свое окошко и даже обход по зданию не делает. Вот тут есть смысл задекларировать данное рабочее место. Эксперт может не выявить вредные факторы здесь, ведь как таковая тяжесть трудового процесса отсутствует, прецизионных работ тоже нет, шум не оценивается, ведь нет технологического процесса, сопровождаемого «шумящим» оборудованием, также оценке не подлежит и микроклимат. Тогда обращаемся к Приказу Минтрудсоцзащиты РФ от 7.02.2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации…", в нем все прописано, главное, правильно заполнить эту декларацию. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, поможет Вам в этом. Для начала будет составлено заключение на данное рабочее место, а затем и сама декларация, но подает ее только работодатель.

Вопрос №19 
Подскажите, как правильно поступить. Некоторые наши работники при выполнении трудовых обязанностей водят служебные автомобили время от времени. Аттестующая организация настаивает, что в данном случае нужно оформлять на каждую подобную должность две карты: первую - на саму должность, вторую - на водителя транспортного средства. Насколько это правильно?
Ответ:
Из практики могу сказать, что в данной ситуации достаточно оформить одну карту на работника с выделением в его раскладке времени на управление автотранспортом, в строке 022 в карте помимо персонального компьютера следует указать и автомобиль служебный. Ничего плохого в этом нет, для убедительности можно и в должностной инструкции указать вероятность управления автотранспортом. С точки зрения охраны труда могут быть дополнительные «заморочки» - это ведь и медицинский осмотр, и инструктаж и т.д. Если с этим все нормально, и Вы готовы официально показать управление автотранспортом, то вперед! Аттестующая организация в Вашем случае не права. Если внимательно прочитать инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда (Приложение N 4 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н), то в ней черным по белому написано, что рабочие места указываются в соответствии со штатным расписанием. А если в Вашем штатном расписании нет штатной единицы водителя, откуда можно взять это рабочее место и тем более провести на нам спец.оценку.

Вопрос №20
Существует небольшая экспертная организация, занимается ЭПБ, (допустим 15 сотрудников), 40% времени проводят в офисе и 60% выезд на ОПО для проведения тех.диагностирования, процентное соотношение в течении года может меняться. Как проводят и на сколько рабочих мест эту СОУТ? Сколько нужно мест "аттестовать" если они идентичны? Как проводятся замеры? "Они" будут бегать за мной по всем объектам (ОПО) в течении года-двух и проводить свои измерения?
Ответ:
Конечно, если места являются аналогичными, то не нужно все их оценивать и переплачивать за них. Аналогичными признаются рабочие места, на которых работают работники одинаковой профессии с одинаковым выполнением трудовых функций, более полное определение можно посмотреть в п. 6 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ. То есть в штатном расписании напротив должности «специалист» должна стоять в Вашем случае цифра 15 (штатных единиц). Тогда оценивается 20% от общего числа работающих, то есть 3 рабочих места, с составлением одной карты. Если же один из них ведущий специалист, два других вообще зовутся менеджерами и только остальные 13 являются специалистами, то на каждую должность составляется своя карта. Процентное соотношение рабочего времени нужно брать среднее за год. Вы указали 40% офис и 60% ОПО – вполне адекватная оценка рабочего времени, практически ничего не изменится, если будет 35% и 65%. Далее все зависит от того, как именно Вы проводите диагностирование, используется ли электрический инструмент, который может создать вибрацию или шум, проводятся ли работы на открытой территории (улице). Никто бегать за вашими сотрудниками по объектам не будет. Это так называемые «сторонние организации», и оценке они не подлежат. А так оцениваться будет рабочий кабинет, где ведутся прецизионные работы – это работа за персональным компьютером и работа с документацией (чертежи, текстовые документы). Что касается стоимости, то тут ничего конкретного сказать не смогу, нужно позвонить в несколько организаций, зависит от того, к какому «разряду» отнесут Ваши рабочие места: к офисным или производственным.

Вопрос №21
По результатам СОУТ у рабочих слесарей-сантехников, которые имеют контакт с неочищенной биологической жидкостью продуктов жизнедеятельности человека, не производились замеры биологического фактора, т.к. методика проведения СОУТ подразумевает наличие лицензии на данный вид деятельности, которой у нашей организации нет. В результате имеем, что у данных работников класс условий труда вышел 3.1, а раньше был 3.2 за факт контатка с ПБА., значит, нет основания для отпуска согласно ТК. В итоге рабочие не согласны с результатами, профсоюз хочет класс 3,2 за счет биологического фактора и 7 дней к отпуску. Как теперь поступить? Имеем ли право оставить данный фактор.
Ответ:
Ваш вопрос уже имеет ответ. Вы сами все знаете и абсолютно правы, даже с учетом последних изменений (от 9 февраля 2015 г) биологический фактор добавлен медицинским и иным работникам, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность, ветеринарным работникам и ряду других, но на рабочих местах слесарей-сантехников, которым при выполнении должностных обязанностей приходится работать в канализации, такой фактор как «биологический» и не идентифицируется и соответственно не оценивается. Ни Вы, а главное, ни эксперт не можете оставить данный фактор, он не подлежит идентификации в данном случае. Вполне логично, что класс условий труда вышел 3.1, как правило, так и получается. Но каждое рабочее место – это уникальный случай, класс может быть и 3.2, но не за биологический фактор, а скажем за шум или тяжесть трудового процесса, все зависит от занятости и используемого оборудования. В Вашем случае при таких результатах остается вариант, основанный на «доброте работодателя», а именно, прописать в коллективном договоре дополнительный отпуск с формулировкой, например, за ненормированный рабочий день или любой другой формулировкой.

Вопрос №22
Подскажите, что делать? Было аттестовано РМ электрогазосварщика, впоследствии ввели еще одного работника. Отдел кадров настаивает на СОУТ (ПФР всегда запрашивает карту, количество чел. в карте должно совпадать по факту). Только загвоздка в том, что он работает на другом участке на оборудовании, нам не принадлежащем без документов. Думаем провести СОУТ на рабочем месте первого работника, а в карте указать 2 человека. Но ведь это опасно, если что-то случится с тем работником новым, появится много вопросов. Так ли важно наличие документов на оборудование и договоров на аренду?
Ответ:
Во времена проведения аттестации рабочих мест это было принципиально только по одному фактору – травмоопасности рабочего места. Именно при оценке этого фактора учитывалось все: начиная с наличия документов на оборудование и заканчивая знаком заземления на сварочном аппарате и т.д. Сейчас травмоопасности, увы, нет, оценка безопасности условий труда легла полностью на плечи инспекции труда и инженера по охране труда. В настоящее время при проведении специальной оценки условий труда оборудование, на котором работает работник, указывается в карте (строка 022). И очень хорошо, если помимо «сварочный трансформатор» будет написан его инвентарный номер и модель. Естественно, оценке подлежит оборудование, находящееся на балансе предприятия или хотя бы в аренде, но с официальным на то подтверждением. Если работник получит травму, скажем, на самодельном заточном станке, не просто будет много вопросов, я бы сказала, будет очень много проблем! Такая же ситуация и у Вас, тем более электрогазосварщик – профессия с вредными условиями труда, могут возникнуть сопутствующие проф. заболевания, не говоря уже о несчастных случаях, с оборудованием надо решать вопрос в ближайшее время, конечно же. По этому, вариант предложенный Вами, пока что единственно верный. 


Вы можете присылать актуальные для Вас вопросы по охране труда на email: consultant@ohranatruda.ru и возможно в одном из выпусков «Консультанта по охране труда» мы дадим на него исчерпывающий ответ.
Материал подготовила Ирина Петрова

Комментарии

19 марта 2015 10:32
Работы за компьютером и с документами не относятся к прецизионным, ссылка на САНПИН здесь совершенна не корректна, она не определяет характер данного вида работ, который связан с манипуляцией объектом различения, и подавляющая часть АО не оценивают освещённость таких РМ. Также могут оказать помощь в оформлении деклараций, подача которых приобретает массовый характер, к чему, собственно, и стремился Минтруд. Для декларирования ищите соответствующую фирму, их сейчас большинство, экспертиза тоже на стороне декларирования. Удачи!
19 марта 2015 13:30
Если бы изначально законы формулировались однозначно, подобных ситуаций у нас не возникало бы! Классификатор – это не СанПиН, это приложение №2 к приказу Минтруда России к №33н от 24 января 2014 г, с помощью которого и проводится сначала идентификация, а затем по результатам ее (идентификации) дальнейшая оценка условий труда или декларирование рабочих мест. «Работа с документацией» – это работа высокой точности, это следует  из СП 52.13330.2011, а значит, согласно Классификатору нужно провести оценку условий труда на данных РМ. С другой стороны, также понимаю, что Минтруд хочет уйти от оценки офисных мест с помощью декларирования, только вот пишет об этом как-то, я бы сказала, витиевато, но не будет ошибкой, если всё сделать правильно и провести специальную оценку  условий труда. Думаю, тут надо ориентироваться на фирму, с которой планируете работать, на мнение экспертов и даже возможно на мнение Государственной инспекции труда в Вашей области.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл