Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение от 12 апреля 2021 г., поступившее из Министерства здравоохранения Российской Федерации письмом от 5 апреля 2021 г. N 28-4/3042218-3286, и сообщает следующее.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров. Необходимость прохождения обязательных медицинских осмотров при установлена для определения пригодности (определения соответствия состояния здоровья) работников для выполнения поручаемой работы (допуска к работе), а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения (или выявления) профессиональных заболеваний.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) определено, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени); подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени); подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени); подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).
Также сообщаем, что статьей 7 Федерального закона N 426-ФЗ установлено, что результаты специальной оценки условий труда в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут применяться, в том числе, для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.
С учетом изложенного поясняем, что с 1 апреля 2021 г. работник подлежит направлению на обязательные медицинские осмотры в случае, если он выполняет работы и (или) подвергается воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, которые поименованы в приказе Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2020 г. "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 988н/1420н) и приказе Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 29н).
При этом, по мнению Департамента, обязательные медицинские осмотры проводятся при воздействии на работника вредных и (или) опасных факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) и производственной среды (химических, биологических, физических), источниками которых являются производственные процессы, производственное, в том числе технологическое оборудование, при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) факторов на рабочем месте, начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше (для разделов I-V Приказа N 988н/1420н), а также в случае выполнения работ, перечисленных в разделе VI Приказа N 988н/1420н, вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте. Исключение составляют химические вещества - аллергены, химические вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, химические вещества, обладающие остронаправленным действием, канцерогены любой природы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, при наличии которых на рабочем месте обязательные медицинские осмотры следует проводить вне зависимости от класса условий труда.
Так, в частности, пунктом 11 главы VI приложения к Порядку определены работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут, при выполнении которых работники подлежат прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров, среди которых: работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении; работы на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи; работы, не указанные в подпунктах 11.1, 11.2 главы VI приложения к Порядку, выполняемые по срочным трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в отношении проведения предварительных медицинских осмотров для работников, приезжающих на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей); работы, выполняемые вахтовым методом в необжитых, отдаленных районах и районах с особыми природными условиями.
Таким образом работодатель обязан обеспечить проведение обязательных медицинских осмотров в отношении тех работников, которые осуществляют производство указанных работ в особых географических регионах.
Кроме того, необходимо учитывать, что работник может быть направлен на медицинский осмотр по нескольким основаниям, как выполняющий одну или несколько работ, предусмотренных главами VI (виды работ) Приказа N 988н/1420н и Приказа N 29н, так и подвергающийся воздействию одного или нескольких вредных и (или) опасных производственных факторов, поименованных в главах I-V Приказа N 988н/1420н и Приказа N 29н.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, вопросы, связанные с порядком проведения обязательных медицинских осмотров (в том числе медицинских работников) отнесены к компетенции Минздрава России.
Также информируем, что письмо Департамента не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос гражданина.
Заместитель Директора Департамента условий и охраны труда Т.М.Жигастова |