При оформлении карт специальной оценки условий труда (далее для целей и в тексте настоящего письма – СОУТ) в строке 040 при установлении вредных условий труда в качестве основания для включения работников, занятых на данных рабочих местах, в контингенты работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, указывается только часть 1 статьи 213 главы 34 раздела Х части III Трудового кодекса РФ, без упоминания каких-либо иных нормативных правовых актов.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения таких осмотров, определены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №302н (в ред. посл. изм. и доп.; далее для целей и в тексте настоящего Письма – Приказом №302н, с соответствующим изменением словоформ, зависящим от контекста).
Однако применение Приказа №302н в качестве основания для проведения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда не представляется возможным, поскольку, в соответствии с пунктом 19 раздела III Приложения №3 к данному документу, прохождению обязательных периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. При этом в качестве «установленного порядка», в соответствии с примечанием к тексту пункта, рассматривается «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. №569 и утративший силу с 01.09.2011 г. в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. №342н, утвердившего новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, каковой порядок, в свою очередь, был отменён в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Актуализация Приказа №302н в части установления соответствия «аттестации рабочих мест» «специальной оценке условий труда» не проводилась. При этом в настоящее время установление вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах выполняется только по итогам выполнения процедур СОУТ.
Право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в части 1 статьи 213 главы 34 раздела Х части III Трудового кодекса РФ – «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний».
Учитывая изложенное, представляется обоснованным и целесообразным до внесения соответствующих изменений в Приказ №302н либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывать в пункте 7 строки 040 карт СОУТ только часть 1 статьи 213 главы 34 раздела Х части III Трудового кодекса РФ.
Следует, однако, отметить, что, согласно части 2 статьи 213 главы 34 раздела Х части III ТК РФ, обязательным периодическим медицинским осмотрам подлежат также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (т.н. «декретированный персонал»). Однако целью проведения таких медицинских осмотров является не охрана здоровья самих работников и предупреждение профессиональной заболеваемости, а охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, что является предметом регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства, а не законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Указанный вид медицинских осмотров проводится на основании требований Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов.
Такие медицинские осмотры должны проводиться на рабочих местах работников, в рамках санитарно-эпидемиологических требований, и вне зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда.
На основании изложенного представляется невозможным указание в пункте 7 строки 040 карт СОУТ в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работников требований документов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, однако, право работников на прохождение таких медицинских осмотров (в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов Закона №52-ФЗ) должно быть закреплено в локальном акте организации.
Следует также отметить, что необходимые списки контингентов (см. Приложение №3 к Приказу №302н) составляются работодателем и не требуют согласования с Роспотребнадзором. Поэтому работодатель имеет право самостоятельно устанавливать контингенты лиц и номенклатуру исследований в рамках реализации периодического медицинского осмотра работников, безотносительно к результатам СОУТ, с обязательным указанием на это во внутренних локальных актах организации