В Трудовом кодексе РФ собираются закрепить критерии трудовых отношений
С подобной инициативой выступил Минтруд в письме от 16 января 2023 года, подписанного замруководителем Минтруда Еленой Мухтияровой
В письме представлены следующие критерии, позволяющие отнести деятельность к трудовым отношениям: работа во вредных и (или) опасных условиях труда (определяется по результатам СОУТ) или со значительным риском получения производственных травм, профзаболеваний; работы, к которым предъявляются особо высокие требования по охране труда — необходимость стажировки, обязательное проведение инструктажа, получение наряда-допуска; работы, требующие получения лицензии, прохождения аттестации, аккредитации, освидетельствования, сертификации, особого допуска (за исключением педагогов); работы, которые дают право на выплату льготного пенсионного обеспечения, сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск, требующие соответствия положениям квалификационных справочников либо профстандартов; образовательная деятельность, связанная со взаимодействием с несовершеннолетними.
Законодательное закрепление критериев занятости обяжет работодателя оформить с физлицом трудовой договор, если их отношения соответствуют хотя бы одному из них
If you were wronged undeservedly - come back and earn it
Требования, установленные пунктами 2 и 4 данных Правил, дублируют требования, установленные статьей 212 ТК РФ (= нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Требования, установленные пунктом 3 данных Правил, дублируют требования, установленные статьей 8 ТК РФ (= нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Следующая норма, установленная частью 1 пункта 5 данных Правил, - "работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам" - абсурдна. Например, следующее "дополнительное" требование, установленное локальным нормативным актом для "обязательного" исполнения лицами, выполняющими работу по укладке бетонной смеси в формы, - "Во время укладки бетонной смеси в формы запрещается сидеть или лежать на виброплощадке (вибростоле)" - противоречит требованию, установленному пунктом 45 данных Правил, так как в соответствии с данным пунктом на виброплощадке (вибростоле) запрещено стоять, а не сидеть или лежать. Кроме того, такое требование (как и все другие "дополнительные" требования) не подлежит применению на основании последней части статьи 8 ТК РФ в связи с тем, что установлено оно не трудовым законодательством и не иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а локальным нормативным актом (обязанность по соблюдению "дополнительных" требований и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности ухудшают правовой статус (правовое положение) лиц, на которых "возложено" соблюдение таких требований, по сравнению с тем, что установлено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, так как трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, такое требование никак не установлено). Установление обязательных (для исполнения) требований - Ваша работа.
Требование "о доведении требований до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа", установленное частью 1 пункта 5 данных Правил, противоречит требованиям, установленным правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (= нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Требования, установленные частью 2 пункта 5 данных Правил, дублируют требования, установленные статьей 214.2 ТК РФ (= нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Требования, установленные пунктом 6 данных Правил, дублируют требования, установленные статьей 218 ТК РФ (= нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ
Законопроект предлагает (https://sozd.duma.gov.ru/bill/409465-8) внести в Трудовой кодекс РФ новую статью 230.2 о создании Единого государственного учета несчастных случаев на производстве.
Предполагается, что в единой государственной информационной системе (ЕГИС) учета несчастных случаев на производстве (далее - НС) будет содержаться документированная информация:
✔️об организации и ее работодателе, на производстве которой произошел НС; ✔️сведения о госрегистрации физлица в качестве ИП; ✔️о председателе и членах комиссии по расследованию группового НС, тяжкого НС, НС со смертельным исходом; ✔️копия акта о расследовании группового НС, тяжкого НС, НС со смертельным исходом; ✔️копии материалов расследования группового НС, тяжкого НС, НС со смертельным исходом; ✔️СНИЛС каждого пострадавшего в результате НС; ✔️сообщение работодателя о последствиях НС и мерах, принятых в целях предупреждения НС.
Передавать информацию и материалы расследования НС в ГИТ для внесения их в базу данных ЕГИС должны будут:
✔️все юрлица, иностранные организации и их обособленные подразделения; ✔️международные организации, работающие на территории РФ, семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность; ✔️крестьянские (фермерские) хозяйства; ✔️граждане (в том числе иностранные), лица без гражданства, проживающие на территории РФ, ИП, самозанятые, заключившие трудовой договор, а также договоры ГПХ, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы.
❗️За непредоставление или несвоевременное направление информации либо предоставление заведомо ложной информации будет предусмотрена ответственность.
📝Вот что пишется в пояснительной записке.
Между Росстатом, Рострудом, Социальным фондом России, Ростехнадзором данные по количеству погибших, пострадавших и последствиям от них существенно отличаются.
Минтруд, Роструд не осуществляет самостоятельный учет всех НС, происшедших в стране.
Механизм проведения сверки по погибшим и пострадавшим при НС между органами здравоохранения и органами по труду на муниципальном, региональном и федеральном уровне не отрегулирован.
При этом отмечается, что в стране отсутствует единый учет НС, происшедших с самозанятыми работниками, ИП, иностранными гражданами-мигрантами, приехавшими на заработки, а также с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются требования Трудового кодекса РФ.
Также обращается внимание на несогласованность с Минтрудом и с Рострудом вопросов учета НС в федеральных законах, принятых в различных отраслях экономики и социальной сферы.
В стране отсутствует единая система учета НС и, в нынешней ситуации невозможно прогнозировать и планировать экономику страны, не имея объективную информацию и статистику о количестве погибших и пострадавших лиц, ставшими инвалидами в результате НС.
Создание ЕГИС учета НС позволит надежно на многие годы сохранить весьма важные для пострадавших граждан, для семей погибших копии актов проверки и материалов расследования НС для реализации ими своих прав.
📆Планируется, что настоящий Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2024 года.
🔠🔠Почему-то в этом проекте «тяжелый» НС назвали «тяжкий» НС. И есть еще ряд ошибок, но надеюсь законодатели увидят эти ошибки и исправят.
О признании утратившим силу постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Порядка передачи личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту их постоянного жительства» и внесенных в него изменений.
Настоящее письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц
Проект изменения Правил подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Правил формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Скрытый текст
Из-за требования, необдуманно установленного одним ФЗ и исключающего возможность некоторых условий труда быть отвечающими государственным нормативным требованиям охраны труда (то есть, безопасными), у работодателя, владеющего такими условиями, нет возможности подтвердить исполнение другого требования: "Работодатель обязан обеспечить соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда" (так как "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены").
Тут о том, что воздействия либо НЕТ "в принципе", либо оно ЕСТЬ, но его значение таково, что оно не будет иметь последствий даже в случае, если не принимать никаких мер: "Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов ОТСУТСТВУЕТ или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника"
Тут о том, что воздействие ЕСТЬ, но его значение таково, что оно не будет иметь последствий в случае, если не применять СИЗ, а принимать другие меры (исполнять другие требования): "Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены)"
А тут о том, что воздействия либо НЕТ "в принципе", либо оно ЕСТЬ, но его значение таково, что оно не будет иметь последствий даже в случае, если не принимать никаких мер, либо его значение таково, что оно не будет иметь последствий в случае, если не применять СИЗ, а принимать другие меры, либо его значение таково, что оно не будет иметь последствий только в случае, если применять СИЗ (наряду с принятием других мер): "Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов ИСКЛЮЧЕНОлибо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов"
"Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - средства, используемые работником для ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты"
"Отсутствие нарушений требований охраны труда" - это ж ведь желаемый результат проведения оценки условий труда ("многоступенчатой" "специальной" и "неспециальной")? Если "Отсутствие нарушений требований охраны труда" является результатом проведения оценки условий труда на одной из "высших ее ступеней", то такой результат - не "декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"?
Настоящее письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц
Настоящее письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц
Опять кто-то написал не подумавши, а всем дополнения в ИОТ надо будет вносить "Требования к порядку размещения, хранения и использования аптечки для оказания первой помощи должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда"
Выложили для обсуждения проект ... акта, содержащего "необязательные" для применения нормы трудового права, а именно, требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции "Специалист по промышленной безопасности"
Цитата
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Настоящее письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц
Минтруд отменит профстандарт, утверждённый собственным приказом от 16 декабря 2020 г. № 911н и примет новый.
Проект нового профстандарта разработан на основе действующего и размещён для общественного обсуждения на портале проектов нормативных актов
Обсуждение началось 21 декабря 2023 года, а завершится 4 января 2024 г.
В пояснительной записке указано, что актуализируемый профессиональный стандарт «Специалист в сфере промышленной безопасности» был разработан в 2020 году в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которыми, в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, необходимо создать и модернизировать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами.
Минтруд посчитал, что в профстандарт необходимо внести изменения в соответствии с результатами мониторинга практики применения профессионального стандарта и с учётом информационных технологий, используемых в данном виде профессиональной деятельности, а также внесением изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность специалистов в сфере промышленной безопасности.
Уведомление об актуализации проекта профессионального стандарта размещено сайте «Профессиональные стандарты» Минтруда России
В разделе I произведена корректировка формулировок наименования вида профессиональной деятельности и цели вида профессиональной деятельности.
В разделе III дополнены перечни возможных наименований должностей, профессий в обобщенных трудовых функциях ОТФ А и ОТФ F.
В ОТФ F изменены требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.
В целях приведения в соответствие с нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности (Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 г. № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»):
– произведена корректировка описания трудовых действий, уточнение формулировок требований к необходимым умениям и знаниям в следующих трудовых функциях: А/01.6, А/02.6, F/01.6.
– проведена корректировка необходимых знаний в трудовых функциях В/01.6, В/02.6, C/01.6, С/02.6, С/03.6, D/01.7, D/01.7, Е/01.7, Е/02.7
– скорректирован перечень трудовых действий в трудовой функции F/02.6.
По всему профессиональному стандарту исправлены терминологические ошибки и неточности.
Проект Приказа Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" (подготовлен Генпрокуратурой России 09.01.2024) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56881448/
В частности, предписывается: - в случае ликвидации организации, имеющей задолженность по заработной плате, рассматривать вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности ее руководителей и иных контролирующих лиц; - акцентировать внимание на неукоснительном соблюдении гарантий трудовых прав мобилизованных работников; - добиваться от органов Роструда направления в суд исков и материалов расследования несчастных случаев, в ходе которых вскрыта подмена трудовых отношений гражданско-правовыми; - жалобы двух и более лиц на нарушение трудового законодательства рассматривать как основание для проведения проверки в отношении всех работников организации; - осуществлять надзор за результатами расследования органами Роструда несчастных случаев. При несоответствии их квалификации фактическим обстоятельствам дела ставить вопрос о проведении дополнительного расследования. И - проект расширяет основания для проведения прокурорских проверок, причем такие проверки не подчиняются правилам Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, и мораторий на них не распространяется
If you were wronged undeservedly - come back and earn it
Настоящее письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц
Проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. № 223н"
взамен действующего 29пр. по медосмотрам планируется принять новый. текст — по ссылке
Скрытый текст
на сайте regulation.gov.ru размещены:
проект приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, Перечня медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (ID проекта: 02/08/04-24/00147079) (далее – проект № 147079); проект приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, Перечня медицинских противопоказаний к выполнению отдельных видов работ в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний» (ID проекта: 02/08/04-24/00147085).
Проектом № 147079 предлагается признать утратившим силу действующий на данный момент приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Вместо него предлагается утвердить два самостоятельных порядка проведения медицинских осмотров и, соответственно, перечня медицинских противопоказаний для выполнения:
работ с вредными и (или) опасными производственными факторами; работ на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, водопроводных сооружений, медицинских и детских учреждений и других объектах.
Настоящее письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц
О внесении изменений в Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 766н
В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2021, ?№ 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.31 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, п р и к а з ы в а ю:
Внести в Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 766н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ?29 декабря 2021 г., регистрационный № 66670), изменения согласно приложению.