Минтруд России завершил подготовку законопроекта, которым вводится новая редакция 10-го раздела Трудового кодекса "Охрана труда". В частности, документ предусматривает комплексную оценку рисков здоровья работников и рисков их травмирования, не разделяя эти два понятия и делая комплексные определения и комплексные меры в законопроекте.
Об этом сообщил директор департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж на совместном заседании коллегий министерств труда и социальной защиты России и Беларуси, которое прошло в Москве.
"Закладываемый нами подход основан на положении международных стандартов OHSAS, ISO и рекомендациях Международной организации труда по управлению рисками на предприятиях", - сказал Валерий Корж.
В частности, в Трудовом кодексе планируется закрепить обязанность работодателя проводить систематическую работу по выявлению опасностей и снижению рисков, раскрыть норму об информировании работников о существующих рисках опасностей и принимаемых работодателями мерах по обеспечению безопасного труда.
Кроме того, законопроект вводит выявление и учет микротравм, полученных работниками в процессе трудовой деятельности, и анализ их причин.
"Еще одна новелла, которую мы вводим в российское законодательство, - обязательная координация и взаимодействие, совместное планирование работ по безопасности нескольких работодателей, которые работают на одной производственной площадке, на одном объекте. В европейском законодательстве это достаточно давно существует, мы готовы к введению этой нормы сейчас", - отметил Корж. И продолжил: радикальная, но действенная профилактическая мера - введение запрета на работу в условиях труда, которым по результатам специальной оценки условий труда установлен четвертый класс опасности (опасные условия труда).
"С 2021 года предполагаем предусмотреть запрет на работу в опасных условиях труда, приостановку работ на таких рабочих местах, принятие мер по снижению уровня вредности и возобновление работ. Конечно, будут некие ограничения, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, но в целом мы полагаем, что работодатели, профсоюзы и государство готовы пойти на такие достаточно радикальные меры", - констатировал Корж.
По словам главы Минтруда России Максима Топилина, Россия и Беларусь имеют потенциал для еще большего сближения подходов к решению социальных проблем, и сотрудничество между странами в социально-трудовой сфере имеет устойчивый характер и находится на высоком уровне.
"Между нашими министерствами налажен тесный контакт, мы осуществляем планомерную работу по проведению согласованной политики в области социально-трудовых отношений, включая вопросы занятости, оплаты и охраны труда, социального обеспечения и страхования", - сказал он.
Инициатива № 34Ф57966 Уровень инициативы: Федеральный Отмена приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011 г.
Полностью отменить и признать недействительным приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011. Требования Приказа избыточны, противоречивы, накладывают на юридические лица значительную финансовую нагрузку. Приложения № 1 и № 2 противоречивы и обобщены. Пункт 14, пункт 15 приложения № 2 обязывают направлять на медосмотр вообще всех работников торговых организаций и общепита, даже тех, кто не имеет контакта с продуктами питания и покупателями - бухгалтера, юристы, отдел кадра, и другие служащие и работники офисов. Это избыточно и бесполезно, никакие риски распространения заболеваний это не убирает, а несет только дополнительную финансовую нагрузку на предприятия торговли и общепита.
Медосмотр по п.3.2.24 - абсурден. Что значит 50% рабочего времени - по какой методике это должно быть определено? 50% за год? за час? ПЭВМ в 21 веке не излучают широкополосныйспектр частот. Сам порядок проведения медосмотров требует значительного упрощения. Необходимо удалить всю бюрократию по составлению контингентов, списков, графиков. Предприятия вправе сами решать каким образом им контролировать сроки прохождения периодических медосмотров.
Лечебные учреждения тоже обязаны издавать ворох документов - акты, заключения, паспорт здоровья, амбулаторная карта. Периодичность медосмотров ничем не обоснована - почему 1 или 2 раза в год? Почему не один раз в 5 лет? Кем и на основании чего эти сроки установлены? Исполнение Приказа в небольших населенных пунктах создает огромные трудности - для прохождения всего списка врачей и сдачи всех анализов необходимо посещать несколько лечебных учреждений. Зачастую в одном учреждении нет сразу всех специалистов и видов исследования (особенно психиатров, наркологов, флюорографии, УЗИ). По этой причине сотрудникам приходится посещать два и более лечебных учреждения или ездить в региональные центры и более крупные города.
В небольших городах, особенно на Чукотке, Магаданской области, Дальнем Востоке стоимость медосмотров никак не контролируется и составляет тысячи рублей. Лечебные учреждения намеренно поднимают цены из-за отсутствия конкуренции.
Государство не создало в полном объеме возможности для простого, четкого и быстрого прохождения медосмотров. Создан только бюрократический, избыточный, противоречивый приказ, который необходимо отменить и издать новый приказ.
Практический результат Уменьшение бюрократии при оформлении медосмотров работников, более эффективный результат от медосмотров. Снижение финансовой нагрузки на предприятия.
Решение Необходимо отменить приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011 г. Разработать и издать новый приказ о медосмотрах, с учетом мнения бизнеса, международного опыта, современных данных про причинам профзаболеваний, оценке результатов профессиональных рисков. Сократить перечень работ при которых проводится медосмотр, убрать обобщения, убрать бюрократию и бесполезные документы. Обязать лечебные учреждения при получении лицензии на проведение медосмотров иметь в составе полноценные комиссии врачей и полный спектр исследований на проведение медосмотров. Законодательно ограничить стоимость медосмотров работников.
Да, порядком достало гонять офисников на ненужные периодические! Выбешивает, когда условия работы и в производстве допустимые, а раз в два года вынь, да полож! Отменять надо МО для 1,2 КУТ полностью! Приложение № 2 в топку!
Инспектор Бывший написал: В каком из пунктов 1-5 примечаний говориться об отмене КУТ 1,2, тыкните мне пальчиком, пожалуйста?
примечание 2, на которое дана ссылка в столбце 2 таблицы приложения 1
Цитата
<2> В Перечне вредных факторов перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Власти всерьез взялись за реформу контроля и надзора. Бизнес уже устал роптать: обязательных нормативов в стране под два миллиона, соблюсти их все просто нереально. Да что там соблюсти, о большинстве из них люди просто не знают! Пока не появляется инспектор очередного надзорного ведомства и не выписывает штраф.
Все это породило особые когорты «ведунов» и «толмачей». Когда требований столько, что в них не разобраться, проще нанять специально обученного человека. Например, инженерами по охране труда чаще всего берут бывших сотрудников Трудинспекции. Они-то уж точно знают, что инструктаж по пожарной безопасности нужно проводить в специальном помещении, а под столом у каждого, кто работает за компьютером необходима подставка для ног. Это, кстати, реально действующие требования.
Чтобы отделить зерна от плевел, то есть неактуальные требования от разумных, при правительстве организовали 40 с лишним рабочих групп – от медицины до информационных технологий.
- Ничего интересного на этих заседаниях нет, - отрезал один из участников рабочих групп, пожелавший остаться неназванным. - У нас только в декабре прошло первое установочное совещание.
Начали за здравие — написали и приняли положение о рабочей группе, определились с сопредседателями. То есть прежде чем отменить одни документы, нужно написать ворох других. Такая вот бюрократическая мельница.
А с другой стороны, что вы хотите, дело-то не шуточное. В каждой из 41 (!) рабочих групп плюс-минус 20 (!!) участников и сотня с лишним (!!!) экспертов. Замах на рубль.
А удар, как водится, на копейку?
Пока получается так. Министерство юстиции пачками выбрасывает на свалку истории документы советских времен. В последней декабрьской порции было 3,7 тысяч законодательных актов. Только вот все они уже никак не влияют на нашу жизнь. Судите сами, что предлагается отменить: - Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 3 августа 1933 г. № 1627 «О работе мельниц» - Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 27 августа 1932 г. № 1316 «Об ответственности органов НКВода за просрочку в доставке грузоплотов» - Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 2 января 1929 г. «О клубах рабочих и служащих» - Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б) от 14 августа 1933 г. «О помощи бескоровным колхозникам в обзаведении коровами».
И это мы даже не особо выбирали — буквально первые попавшиеся пункты из многостраничного списка. Эти документы настолько не соответствуют реальности, в которой мы живем, что больше похожи на экспонаты музея. Наверняка не все, читающие эти строки, поняли, что упоминаемый во втором пункте НКВод — это вовсе не НКВД, а Народный комиссариат водного транспорта. Органа такого давно нет, а ответственность его в законах прописана!
Есть и менее экзотические документы. Например, постановление Совета Министров СССР от 15 января 1985 года «О дополнительных льготах участникам Великой Отечественной войны» или еще одно его постановление, уже от 26 апреля 1979-го «О предоставлении дополнительных льгот работникам московского метростроя, занятым на строительстве московского метрополитена». Эти бумаги хоть как-то согласуются с сегодняшней действительностью: ветераны, слава Богу, живы, а общественного транспорта быстрее и удобнее метро пока не появилось. Но льготы солдатам Великой Отечественной и прокладчикам подземки давно определяют другие документы.
Что же получается, вместо обещанной реформы чиновники хотят отделаться устаревшими бумажками?
- Это просто так называемые «спящие» нормы, - объяснил первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, который сам участвуют в работе сразу двух рабочих групп. - Их в свое время никто не позаботился отменить, так что они действуют до сих пор. Но только формально, потому что на практике их никто не применяет. Если только какой-нибудь ловкач не попробует использовать их, скажем, в суде, как туз из рукава.
Гильотина на то и названа таким словом, что принцип ее действия очень простой — отменить вообще все. Задача чиновников не выплеснуть с водой младенца, то есть не аннулировать ненароком что-то действительно важное. А эксперты рабочих групп должны проследить, чтобы те не «забыли» отменить нормы, которые бизнесу поперек горла.
- Мы пока до конкретных нормативных актов не доходили. Пока структура нормативно-правового регулирования и охраняемые законом ценности — действующие и будущие, - говорит Корочкин.
ОФИЦИАЛЬНО - Министерство юстиции провело работу по подготовке проекта постановления правительства, согласно которому с 1 февраля 2020-го утрачивают силу на территории РФ правовые акты РСФСР и СССР, - сообщили в пресс-службе ведомства. - Всего таких документов больше 20 тысяч. Для удобства мы разделили их на три группы: правительственные акты РСФСР, правительственные акты СССР и ведомственные акты органов СССР и РСФСР. Из этого массива были исключены документы, касающиеся международных обязательств, имеющие правоустанавливающий характер, определяющие границы городов и предусматривающие социальные льготы. Проект об отмене 1295 правительственных актов РСФСР внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации 27 ноября, об отмене 3645 правительственных актов СССР - 20 декабря. К назначенному сроку 1 февраля планируем завершить всю работу, несмотря на сложности. Например, иногда непросто найти сам текст отменяемого акта.
ВОПРОС РЕБРОМ Не получится так, что отменят только не на что не влияющие архивные документы? - Честно говоря, такого ощущения у меня нет. В рабочих группах много бизнеса, такой вариант просто исключен, - выразил уверенность Владислав Корочкин.
Минтруд России предлагает установить бессрочное действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
В настоящее время декларация действительна в течение пяти лет.
Предполагается, что закрепление бессрочного действия декларации позволит избежать необходимости для работодателя по истечении ее срока в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить специальную оценку условий труда, что приведет к снижению финансовой нагрузки, в том числе на предприятия, относящиеся к субъектам МСП.
If you were wronged undeservedly - come back and earn it
Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом смертной казни во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Так что и регуляторная гильотина не зависит от состава кабинета министров
появился текст проекта новых Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями
Проект направлен на реализацию механизма регуляторной гильотины и снижение травматизма.
Правила будут обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими работы с применением следующих видов инструмента и приспособлений: 1) ручного; 2) механизированного; 3) электрифицированного; 4) абразивного и эльборового; 5) пневматического; 6) инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания; 7) гидравлического; ручного пиротехнического.
Планируемый срок начала действия - 1 января 2021 года.
Исполнитель разработчика: заместитель начальника отдела стандартов безопасности труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России Ефимов Алексей Владимирович
Особенности лаконичность (26 страниц) куча отсылок к документам в области технического регулирования («О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011)) и прочим - постановлению 1/29, приказам 290н, 302н, ряду статьей ТК.
Оставлено требование того, что шлифовальные и отрезные круги перед выдачей в эксплуатацию должны испытываться на механическую прочность в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя и технических регламентов, устанавливающих требования безопасности к абразивному инструменту.
Сроки проведения публичного обсуждения проекта акта: с 21 января 2020 г. по 10 февраля 2020 г.
P.S. В проекте Приказа до сих пор Томилин
If you were wronged undeservedly - come back and earn it
Добрый день коллеги. Сейчас прочитала, что к 2021 году планируют ввести в действие новые правила по охране труда в строительстве. Новые правила по охране труда в строительстве на официальном сайте проектов. Каково ваше мнение о правилах?
Таких проектов на сайте проектов НПА тьма тьмущая. И не каждый доходит до регистрации в Минюсте. Нет никакого смысла их оценивать или как то выражать свое мнение. Лучше оставьте мнение на сайте проектов. Аргументированнное в документе. Мое мнение - нужно выработать цифровую платформу поудобнее чтоб и НПА разрабатывать и смотреть их сразу же. И не переделывать каждые три года всякие НПА.
сообщения #3146 и #3147 следует перенести в проекты - прожекты.