В файлообменнике выложил новый проект приказа Минздрава по размерам компенсаций. Первое - мы всеже будем предоставлять все компенсации за высокую напряженность, например директору, депутату и т.п. Во вторых - снова ориентация на отрасли. Т.е. при равных прочих разные гарантии работающим на разных предприятиях. Как будто аттестация рабочих мест не дает объективной оценки усоовий труда. Лучше бы ввели повышенные тарифы в ФСС в зависимости от класса условий труда. Мне грустно, что у законодателей нет здравого смысла. А Вы как думаете? Вдруг у кого другое мнение.
Допустим, назовусь я заместителем президента компании по охране труда, установлю ненормированый рабочий день, с аттестацией РМ не буду торопиться и буду получать доплату на законных основаниях по классу 3.4 к своему окладу. Здорово!!! :)
Непонятно, компенсация действует до очередной (повторной) аттестации РМ, те 5 лет? А почему не до проведения следующей аттестации РМ. Обнаружли вредные факторы, быстро разработали мероприятия и провели следующую АРМ, оценили эффективность мероприятия. Вредных факторов нет, а компенсацию плати? Потому что не наступил срок очередной аттестации.
В файлообменнике к проекту приказа есть такой коментарий: Вместо того, что бы не допустить льготы директорам и т.п. уровню за вредные условия труда по напряженности, мы вновь возвращаемся к отраслям (как в списках). Никакой политики, ни последовательности, ни здравого смысла!
хочу заметить, что кроме химических, физических и т.п. факторов, есть такой как психоэмоциональные нагрузки, который также значимо влияет на здоровье работающих (а особо-руководителей). Даю ссылочку- почитайте. http://www.fnpr.org.ru/n/4/23/3298.html Цитирую: "Стресс может развиваться у работников самых различных профессий, имеющих различный уровень квалификации и занимающих самое разное положение в организации, включая руководителей самого высокого ранга. При этом можно выделить несколько «групп повышенного риска». Руководители, на которых лежит наибольшая ответственность, подвергаются стрессу на работе, интенсивность которого от ступени к ступени возрастает. Поэтому в научно-практической психологии возникли такие понятия, как «стресс руководителя» и «стресс менеджера». Особого внимания заслуживают проблемы стресса у женщин-руководителей. Известно, что существующие в профессиональной среде стереотипы предъявляют к женщине повышенные требования".
О степени влияния рабочего стресса на директора ( и проч. руководителей) может судить только квалифицированный специалист (психолог) после проведенного исследования. Результаты бывают печальными. Я ИОТ, а по второму образованию- психолог и проводила исследование (по вербальным и невербальным методикам) в своем учреждении и учреждении подобного профиля. По результатам исследования: показатели синдрома эмоционального выгорания (истощение от психоэмоциональных нагрузок) у руководителей значительно выше, чем у рядовых работников (у которых класс 3.1. и 3.2). И это в обоих обследованных учреждениях (выборка 90 чел.). При этом личностные особенности влияют незначительно, а вот профдеформации от любимой работы руководители получают значительные. Ошибка в оценке труда руководителей возникает потому, что загазованность, запыленность.. можно измерить- они материальны, а психоэмоциональные нагрузки - нет. Поверьте, они не менее (а порой и более) разрушительно влияют на здоровье, чем "материальные" факторы. Вспомните: "Все болезни от нервов". При проведении АРМ нужно включать исследования и психологов. И если бы такой стресс-фактор как плохая организация труда, моббинг да и другие исследовались как вредные факторы на рабочем месте (там где они есть) и включались в план мероприятий.. после АРМ, то многих бы работающих можно было спасти от сердечно-сосудистых и др. заболеваний. "Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечнососудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности". Так что руководители- это особая "группа риска". И от того какой психологический климат в коллективе ( а он начинается с руководителя) зависит профдеформации будут только у конкретного работника или у всего коллектива.
Сергей Теснов пишет: снова ориентация на отрасли...Как будто аттестация рабочих мест не дает объективной оценки условий труда.
Считаю что не дает. Работаю в психиатрии, и при АРМ получилось, что действует недостаточное суммарное количество факторов у работников, непосредственно обслуживающих психически больных. Список 2 льготного пенсионного обеспечения. Значит по результатам АРМ нужно было отменять льготы. И если не учитывать отраслевую принадлежность, то так и будет. Как замерить нагрузку на психику работающего, когда на него нападаеет больной (еженедельно 6-7 возбуждений)? или шум от их выкриков и постоянных бормотаний? запахи от неопрятности? вероятность заражения? И травмы персонал получает значительные. В отраслях промышленности чаще травмы связанные с техникой и "человечесий фактор"- несоблюдение ТБ. А в психиатрии - "опасный человеческий фактор". Разве можно уровнять? И вот действует 1 такой фактор целый день. И не измерить...
Приказ Минздравсоцразвития России №175н от 22 марта 2010 г. Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/1019 Приказ Минздравсоцразвития России №173н от 22 марта 2010 г. Об утверждении размеров компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/1018 какие-то проблемы - не смог прикрепить файлы
следует ждать продолжение - таблицы для тяжелых работ и иных особых условий труда
Может выводы делать еще рано, но я отмечу два момента: 1) Единственная положительная сторона. Все стало ясно с доплатами. Провели аттестацию рабочих мест по условиям труда, установили класс условий труда и автоматом в соответсвии с приложением к приказу минздрава определили размер доплат (компенсаций). Возникает вопрос, как быть и чем руководствоваться для назначения доплат в организациях не исполнивших требование трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а таких нарушителей подавляющее большинство, особенно их много в малом бизнесе, в бюджетной сфере и среди государственных органов власти (например инспекции по труду, роспотребнадзора и т.д.). Второй вопрос - чем руководствоваться при назначении доплат в организациях на которые распространяются другие регламентирующие данный вопрос и действующие на сегодняшний день документы. По логике - последним приказом минздрава. Но реально ли это для работников образования или здравоохранения, доплаты которым составляют до 30-50%!
2)Отрицательная сторона. Приказ не исполним в полной мере, а это не есть гуд, т.к. следствие - правовой нигилизм со стороны всех слоев общества к требованиям законодательства в сфере охраны труда. Неисполним, т.к. занятых во вредных условиях труда по факту в 1,5-2 раза больше, чем по данным статистики, у которой данные ни чем не подтверждаются. К примеру в Архангельской области при оценке порядка 60000 рабочих мест по результатам аттестации к вредным отнесены 60-65% (данные стабильны за последние 5 лет).
Ожидаю реакцию: В коммерческих промышленных предприятиях - это головная боль для руководителя, тем более что его действия по назначению доплат мастерам, начальникам цехов, себе кроме значительных затрат не будут правильно поняты рабочим классом. В бюджетной сфере - поголовная радость низкооплачиваемого персонала. Зачем утеплять окна если можно опустив температуру в офисе на 1 градус получить мнимую вредность с повышением зарплаты. Вот здесь будут заниматься охраной труда в рамках выполнения приказа, закрыв глаза на все остальное. Выдержал бы только бюджет. А если таких крайностей не будет - значит приказ не исполним.
Думаю надзорным органам надо иметь установку - контролировать исполнение данного приказа только совместно с проведением контроля за исполнением мероприятий по устранению вредных производственных факторов (на рабочих местах, на которых назначена доплата) и добиваться их исполнения. Только тогда эти доплаты будут хоть как то оправданы.