Форум информационного портала "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ"
Меню
Академия

Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов с мая 2017 года

Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 След.
Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов с мая 2017 года, Ответы и разъяснения важных допущающих и поглядывающих органов, Письма, разъяснения, ответы, рекомендации вышеуказанных органов.
 
Изучила жалобу АНО "ИБТ" от ноября 2016 года и нашла вот такое

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 25 сентября 2018 г. N 09-8585-2018-40
О СТАТУСЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ САНПИН 42-128-4690-88 "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ"
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рассмотрев обращение по вопросу указания статуса санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", сообщает.
Санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88 в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которому должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации, при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При этом в рамках инкорпорации положений вышеуказанных санитарных правил в законодательство Российской Федерации подготовлен соответствующий проект актуализированных санитарных правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий населенных мест, который в настоящее время дорабатывается по итогам проведения процедур его публичного обсуждения и согласования с заинтересованными органами и организациями.
Начальник Правового управления
Н.В.АНДРИЯШИНА

Изменено: Савелькина Юлия - 4 февраля 2020 9:15
 
Вопрос: Организация организовала проведение обязательного медосмотра своих работников в соседнем субъекте РФ. Медосмотр занимает от одного до двух рабочих дней. Обязана ли организация оплачивать проезд работников к месту проведения медосмотра, а также проживание работников рядом с медицинским центром? Можно ли оформить такие поездки как служебные командировки?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 января 2020 г. N 15-2/В-137

Департамент условий и охраны труда совместно с Департаментом оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства рассмотрел в пределах компетенции письмо общества с ограниченной ответственностью от 16 декабря 2019 г. и сообщает следующее.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определены категории работников и лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Предусмотренные данной статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Предусмотренные статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н, Перечень факторов, Перечень работ, Порядок).
Порядком определено, что предварительные и периодические осмотры работников работодатель проводит на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ (пункт 19 Порядка).
Работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией любой формы собственности, имеющей право на проведение предварительных и периодических осмотров, и направляет работника в данную организацию в порядке, установленном Приказом N 302н.
Работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 10 Порядка (пункт 28 Порядка).
По заключению, выданному по результатам проведенного медицинского осмотра, работодатель осуществляет допуск к работе лиц, выполняющих работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также иных категорий работников, определенных законодательством.
Таким образом, в соответствии со статьей 213 ТК РФ и Приказом N 302н медицинские осмотры осуществляются медицинскими организациями по направлению работодателя и за счет его средств.
Согласно статье 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
В случае если медицинские учреждения, в которых проводятся медицинские обследования работников организации, расположены удаленно от места нахождения организации-работодателя, оплата проезда и проживания в месте проведения медицинских обследований (при условии их проведения в соответствии со статьей 213 ТК РФ и Приказом N 302н) осуществляется работодателем.
Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (абзац 6 статьи 214 ТК РФ).
В этой связи исходя из того, что прохождение периодического медицинского осмотра является частью производственных обязанностей работника, то в указанной ситуации усматривается исполнение работником поручения работодателя вне места своей работы (в другом городе), что можно отнести к служебному командированию.
Согласно статье 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 ТК РФ).
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (часть 1 статьи 168 ТК РФ).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (например, в положении о командировке), трудовым договором.
Одновременно информируем, что ответ Департамента на обращение не является нормативным актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос организации.

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М.ЖИГАСТОВА
22.01.2020
Все будет хорошо!
 
Минстрой разработал Рекомендации по профилактике распространения коронавирусной инфекции COVID-2019 для организаций строительной области:
 
*Проведение медосмотров

С ответом
На основании Постановления №3 от 23.03.2020 главного санитарного врача по Санкт-Петербургу медицинские учреждения не принимают (не проводят) предварительные и периодические медосмотры работников до 30.04.2020. Имеет ли право работодатель допустить в этот период (до 30.04.2020) работника к работам без прохождения периодического медосмотра? Если нет, то как оформить и оплатить время простоя (по чьей вине)?

Ответ:
Решение о приостановлении проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации на территории конкретного субъекта Российской Федерации должно быть принято соответствующим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Например, п 3.1 Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.03.2020 № 201 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19» руководителям медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, предписано обеспечить отмену на время действия настоящего приказа плановой диспансеризации населения, профилактических медицинских осмотров.

Если в вашем регионе аналогичное решение принято, ваше решение о переносе проведения медосмотра работников будет правомерным.

Вы обязаны отстранить от работы работника, который в установленный срок не прошёл обязательный периодический медицинский осмотр. Поскольку в описанной Вами ситуации работник не прошёл медосмотр не по своей вине, период отстранения должен ему оплачиваться как за простой (в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя).

Вины работодателя в непроведении медосмотра также не имеется, что исключает возможность его привлечения к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ.

После возобновления лечебным учреждением процесса проведения обязательных медосмотров Вы должны будете направить таких работников на медосмотр.

Правовое обоснование:
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2020 года № 15-2/10/В-2841

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрены письма Федеральной службы по труду и занятости от 28 марта 2020 г. № 960-ТЗ, от 6 апреля 2020 г. № 1031-TЗ.

В настоящее время в Минтруд России поступают многочисленные обращения юридических лиц и граждан из различных субъектов Российской Федерации по вопросу проведения обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Как следует из обращений, в отдельных субъектах Российской Федерации приняты акты о временном запрете на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров всех категорий работников без учета выполняемых ими работ, что может привести к угрозе жизни и здоровья работников и иных граждан.

В целях обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе выполнения трудовых обязанностей, а также иных граждан информируем о следующем.

Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. № 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. № 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Что касается проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, то этот вопрос урегулирован трудовым законодательством.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с частью 2 статьи 213 Кодекса работники, в том числе, медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Также в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Предусмотренные статьей 213 Кодекса и статьей 34 Федерального закона N° 52-ФЗ медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Вместе с тем в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов Российской Федерации до снятия таких ограничений полагаем целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников, деятельность которых связана:

- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

- с воспитанием и обучением детей;

- с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

- с работами на высоте;

- с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Допуск таких работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также следует отметить, что медицинские осмотры отдельных категорий работников в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), предусмотренные частью 3 статьи 213 Кодекса, проводятся в установленном порядке.

А.В. Вовченко

 
Вчера ответ поступил с портала "Онлайнинспекция" по вопросу о порядке применения при расследовании несчастных случаев "Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденном Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73:

Ответ:

При проведении расследования несчастного случая на производстве, по нашему мнению, необходимо руководствоваться требованиями ст. ст. 227 - 231 ТК РФ и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, независимо от отраслей организации. При этом должны быть учтены конкретные особенности по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве для видов производственной деятельности описанных в Положении (если они относятся к конкретной организации) и категорий на которые Положение распространяется.

 
Письмо Роструда
показывает: важно не добиться результата, а найти того, кто понесет ответственность. У нас же главный вопрос — «Кто виноват?», про «Что делать?» — все забывают.
Изменено: Звездный инспектор - 17 апреля 2020 19:00
ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА!
 
Разработаны рекомендации по вопросам организации психологической и психотерапевтической помощи в связи с распространением COVID-19

В письме Минздрава России от 07.05.2020 N 28-3/И/2-611 даны рекомендации по вопросам организации психологической и психотерапевтической помощи в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.



СОЗДАНИЕ
СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ

Специальные меры, призванные снизить психологическую
нагрузку на персонал

1. Создание колл-центров с привлечением психологов и иных ресурсов для бесед с родственниками по вопросам состояния пациентов для снижения нагрузки медперсонала, работающего с пациентами.
2. Создание инициативных и рабочих групп по решению, оптимизации тех или иных вопросов, в том числе с участием волонтеров.
3. Создание системы передачи информации о тяжелом (терминальном) состоянии и/или смерти пациента из красной зоны с привлечением штатных психологов и специально подготовленных волонтеров для информирования родственников (с четкими правилами того, что можно и нужно говорить, а какая информация не освещается).
4. Организация регулярной обратной связи от медперсонала - короткое анкетирование медперсонала с несколькими вопросами о том, что и как можно улучшить в их работе (удобнее электронная анкета без использования персональных данных).
5. Организация работы волонтеров, распределение их деятельности среди персонала, пациентов, родственников персонала и пациентов с целью снижения нагрузки и стресса на медицинских работников.

Специальные меры по поощрению деятельности персонала,
по поднятию морального духа и поддержанию
доверия к руководству

1. Создание дополнительной поощрительной мотивации сотрудников: эмоциональная поддержка, личное обращение (например, благодарность) от руководства.
2. Организация опроса пациентов: сбор отзывов перед выпиской и возможное их размещение положительных отзывов в зеленой зоне.
3. Визуализация успехов сотрудников больницы: благодарственные отзывы распечатывать и развешивать внутри красной зоны (важно и для персонала как профилактика выгорания, и для новых пациентов, в качестве средства совладания с кризисной ситуацией).
4. Создание фотогалереи портретов всех сотрудников и/или обеспечение сотрудников, работающих в красной зоне, бейджами с фотографиями (опосредованное возвращение лиц, т.к. обезличивание затрудняет общение с пациентами и коллегами).

Специальные меры по охране труда персонала

1. Обеспечение графика работы, поддерживающего охрану труда, и поощрение регулярных перерывов.
2. Создание условий для удовлетворения медицинским персоналом первичных потребностей (организованное питание, питьевая вода, возможности соблюдение личной гигиены во время и после длительных смен).
3. Определение специальных пространств для отдыха и для двигательной активности персонала (пинг-понг, аэрохоккей, боксерская груша и т.п.).
4. Разработка четких правил поведения персонала в зонах отдыха (где и как можно/нельзя шуметь, что и как можно/нельзя делать).
5. Обеспечение персоналу, оказывающему помощь пациентам, возможности работы в команде из двух человек для взаимной поддержки, уменьшения стресса и усиления физической и психологической безопасности.
6. Объединение недостаточно опытных работников с более опытными коллегами для улучшения качества помощи пациентам и повышения уверенности специалистов в своих действиях.
7. Обеспечение сотрудникам режима сна и отдыха, с обязательным оказанием психологической помощи сотрудникам с расстройствами сна (учет при составлении графика работы индивидуальных особенностей и предпочтений сотрудников).
8. Предоставление полной и четкой информации о том как, в каком порядке, когда будет производиться оплата, льготы и пр.

Максимально возможное поддержание здорового климата
и системы взаимопомощи в коллективе

1. Реализация мер и приемов по снижению конфликтности и конкурентности в коллективе.
2. Создание линии дистанционной поддержки со стороны коллег для обеспечения возможности обращения за советом или помощью в сложных случаях и поддержания командного духа (например, общий чат). Создание инициативных и рабочих групп по решению, оптимизации различных вопросов, в т.ч. с участием волонтеров.

Меры по организации профессиональной компетентной
психологической помощи

1. Создание кабинетов психологической разгрузки и помощи (как внутри зеленой зоны, так и дистанционных).
2. Регулярное информирование сотрудников о том, что им доступна психологическая помощь (с размещением номеров телефонов, предоставления контактов психологической помощи, которую сотрудники могут получить удаленно с помощью телефонной или видеосвязи).
3. Организация тренингов по стратегиям совладания со стрессом, тревожностью, релаксации и др. (в том числе в дистанционной форме).
4. Обучение руководящих сотрудников распознаванию признаков эмоционального выгорания и сильного стресса у персонала (подавленность, вялость, раздражение от мыслей о работе, неспособность расслабиться, тенденция негативно оценивать свое поведение и свою работу, снижение профессиональной самооценки).
5. Содействие повышению мотивации возвращения к работе специалистов, которые находились на самоизоляции или на карантине, путем усиления особого внимания к их нуждам и психологической готовности.
6. Предоставление сотрудникам материалов и рекомендаций по самоподдержке и самопомощи (в том числе в формате обучающих видео).
7. Организация психологической поддержки родственников сотрудников и пациентов с учетом возрастных особенностей (дети, подростки, старшая возрастная группа).


И прочие меры.
Изменено: Александр ГЕС - 26 мая 2020 17:08
 
Консультант Плюс


Вопрос: Численность работников организации превышает 50 человек. В службе охраны труда - четыре человека. Руководитель и три работника. Правомерно ли в организации ввести градацию специалистов по охране труда: специалист по охране труда, старший специалист по охране труда, ведущий специалист по охране труда? Если это нарушение, то каков штраф? Как правильно назвать руководителя службы? Каковы требования к квалификации таких специалистов?

Ответ: Работодатель может самостоятельно ввести в штатное расписание наименования должностей специалистов по охране труда, распределив между ними направления работы в должностных инструкциях. Данные действия работодателя не являются нарушением, следовательно, наказание за такие действия отсутствует. Наименование руководителя службы охраны труда работодатель устанавливает самостоятельно. Все специалисты службы охраны труда должны пройти специальное обучение по охране труда.

Обоснование: В настоящее время трудовая функция специалиста в области охраны труда описана в утвержденном Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н Профессиональном стандарте "Специалист в области охраны труда" (далее - Стандарт).

В то же время требованиями ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ определено такое понятие, как трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Таким образом, необходимость соблюдения требований Стандарта (в том числе в части наименования должностей и профессий) должна выполняться только для случаев, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям и профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

В иных случаях руководствоваться положениями Стандарта при определении наименования должностей закон работодателей не обязывает. Поскольку каких-либо льгот и ограничений для лиц, работающих по должности специалиста по охране труда, законодательством, как правило, не предусмотрено, то и наименование должности работников, выполняющих обязанности, образующие в соответствии с профессиональным Стандартом трудовую функцию специалиста по охране труда, работодатель может выбирать по своему усмотрению.

Следовательно, работодатель имеет право в штатном расписании ввести соответствующие должности специалистов по охране труда: специалист по охране труда, старший специалист по охране труда, ведущий специалист по охране труда.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии с п. 3 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации), служба охраны труда формируется как самостоятельное структурное подразделение организации, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы. В соответствии с п. 14 Рекомендаций структуру службы и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (далее - Межотраслевые нормативы). Однако, как следует из текстов Рекомендаций и Межотраслевых нормативов, положения этих документов носят рекомендательный характер, а следовательно, за их несоблюдение работодатель не может быть привлечен к ответственности.

Таким образом, и наименование руководителя службы охраны труда работодатель может также установить самостоятельно. В то же время Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н (далее - Единый справочник), предусматривает такую должность как руководитель службы охраны труда.

В соответствии с нормами п. 17 Рекомендаций на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

В соответствии с нормами разд. III Единого справочника специалисты службы охраны труда должны иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

В соответствии с подразделом 3.1 разд. III Стандарта специалист по охране труда должен иметь высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

Так как Стандарт из всех перечисленных нормативных документов является наиболее поздним документом, по нашему мнению, при определении требований к образовательному уровню специалистов по охране труда работодателям необходимо руководствоваться нормами подраздела 3.1 разд. III Стандарта.

Ю.А. Доценко
Государственный советник юстиции
Российской Федерации
2 класса
Государственная инспекция труда
в Пермском крае
12.05.2020
Изменено: Александр ГЕС - 2 июня 2020 15:44
 
Режим труда водителей осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения.
 
Источник: официальный сайт Роструда

Профстандарт специалиста в области ОТ

Вопрос:
Является ли обязательным к применению профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда, утвержденный приказом Минтруда России от 04.08.2014 г № 524н? Если уровень образования специалиста по охране труда не соответствует требованиям к образованию и обучению, указанным в профессиональном стандарте, обязан ли работодатель направить его на соответствующее обучение?

Ответ:
1. Профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда необязателен к применению.

2. Ни один нормативный правовой акт не содержит обязательного для исполнения требования о том, какой конкретной квалификацией должен обладать специалист по охране труда. Работодатель должен руководствоваться рекомендациями, данными различными правовыми актами, относительно квалификационных характеристик, в т.ч. требований к квалификации специалиста по охране труда, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. Поэтому характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Следовательно, работник - специалист по охране труда необязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области охраны труда. При этом он либо должен иметь соответствующую подготовку, либо опыт работы в этой области.

Правовое обоснование:
Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 ТК РФ).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой указанной статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В силу п. 17 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н, устанавливает следующие требования к квалификации специалиста по охране труда:
специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет;
специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года;
специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

В соответствии с п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.

Согласно п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Пункт 17 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
 
Письмо Минфина РФ. Обложение налогом на доходы физических лиц денежных выплат стимулирующего характера, производимых медицинским работникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 22 июля 2020 г. N 09-11169-2020-40

О ШТРАФАХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Вопрос: На сайте Роспотребнадзора в разделе "Рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" по адресу https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/rekomendatsii-dlya-biznesa-covid-19 размещен ряд рекомендаций для организаций разных профилей деятельности.
Прошу пояснить статус данных рекомендаций и ответственность за их невыполнение. А также пояснить, надлежит ли руководствоваться в обязательном порядке только теми рекомендациями, которые размещены на сайте, либо необходимо также соблюдать рекомендации, ранее направленные письмами Роспотребнадзора, например:
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 апреля 2020 г. N 02/6338-2020-15 "О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников";
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 г. N 02/7500-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19";
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 апреля 2020 г. N 02/6509-2020-32 "О рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях"
и т.д.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение сообщает.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний предусматривает возможность установления уполномоченными лицами ограничений, в том числе в форме проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (статья 29), объем и своевременность которых формируется исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на территории.
В целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности.
Рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.

Письма Роспотребнадзора в адреса Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, министерств и ведомств об организации профилактических мероприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в различных организациях также носят рекомендательный характер.
Вместе с тем, Роспотребнадзором разработаны и зарегистрированы в Минюсте России (N 58565 от 26.05.2020) санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15. За неисполнение санитарных правил юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрена административная ответственность.

Заместитель руководителя Роспотребнадзора
Е.Б.ЕЖЛОВА
 

Минтруд России опубликовал письмо от 17.06.2019 № 14-2/ООГ-4235, в котором разъяснил, что работодатель может дополнительно наказать работника, пострадавшего на производстве по своей вине. Какие дисциплинарные взыскания и в каких случаях можно применить к тем работникам, которые получили травму?

Что значит «сам виноват»?

В своем письме чиновники Минтруда указали, что статья 189 Трудового кодекса РФ дает понятие «дисциплина труда» как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Таким образом, если работник не исполнял какие-либо из таких правил и получил травму, он сам виновен в произошедшем. К сожалению, именно так происходит примерно в 50% несчастных случаев на производстве: работники игнорируют средства защиты, страховку и даже элементарные нормы передвижения по объектам повышенной опасности. При этом если травма, например перелом ноги из-за прыжков по лестнице, произошла на территории предприятия в рабочее время, она считается производственной и имеет для работодателя очень неприятные последствия.

Таким образом, если работодатель сможет доказать, что в происшествии виноват сам работник, он имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание. Для этого чиновники предлагают работодателю:

  1. Получить от работника письменное объяснение его действий, которые привели к нештатной ситуации.
  2. Рассмотреть объяснения на специально созданной комиссии по расследованию несчастного случая и понять степень вины работника.

Все действия по расследованию и выводы комиссии должны быть запротоколированы и подписаны всеми лицами, которые были задействованы в мероприятиях.

Как привлечь пострадавшего работника к ответственности

Если на основании фактов, приведенных в объяснительной, была доказана вина пострадавшего работника, руководство организации должно оформить приказ о наложении дисциплинарного взыскания. С этим приказом работника нужно под личную подпись ознакомить в течение 3 рабочих дней со дня его издания. Если работник не хочет подписывать, необходимо составить акт об отказе. После этого приказ вступает в силу, но работник все равно может пожаловаться в ГИТ или оспорить его в судебном порядке. Как сказано в письме Минтруда:

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Чтобы работодатель чувствовал себя в этой ситуации уверено, специалисты Минтруда советуют приложить к приказу такие документы:

  • об ознакомлении работника с правилами охраны труда и производственной безопасности в установленные в организации сроки в соответствии с занимаемой должностью (для кого-то предусмотрен инструктаж раз в 5 лет, а для кого-то каждые 3 месяца);
  • о получении допуска к работе (при необходимости), а также о своевременном прохождении работником всех необходимых аттестаций и подтверждений квалификации;
  • объяснительную лица, ответственного за охрану труда и технику безопасности на том участке, на котором пострадал работник;
  • протокол заседания комиссии с выводами о вине работника.

Наказанием, как считают в Минтруда, руководствуясь нормами статьи 192 ТК РФ, за вред здоровью работника, полученный по его вине, можно:

  1. сделать замечание;
  2. объявить выговор;
  3. уволить пострадавшего работника.

При этом чиновники не поясняют, как должен поступить работодатель со страховыми выплатами работнику, который получил производственную травму «по собственной вине» и был за это уволен. Видимо соответствующих разъяснений следует ожидать от Фонда социального страхования, за счет средств которого выплачиваются компенсации пострадавшим.

 
Работодатели формально не имеют права требовать от своих сотрудников прохождения тестов на COVID-19, как и результатов пройденных ими тестов, следует из ответа Минтруда РФ на запрос главы комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева.

"Правовых оснований требовать у работника справку, подтверждающую отрицательный результат тестирования на COVID-19, следовательно, как и самого прохождения теста, по нашему мнению, у работодателя не имеется", - говорится в документе, опубликованном в телеграм-канале Николаева.

Согласно Трудовому кодексу РФ (ч. 1. Ст. 88), работодатель имеет право запрашивать лишь сведения о здоровье работника, касающиеся "вопроса о возможности выполнения трудовой функции", подчеркнули в министерстве.

В то же время в документе отмечается, что работодатель обязан иметь данные о состоянии здоровья своих работников в области общественного питания и торговли, транспорта, на водопроводных сооружениях, в лечебно-профилактических и детских учреждениях, а также занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
 
О ПРАВОМЕРНОСТИ ЗАДЕРЖКИ ВЫПЛАТ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ РАБОТНИКУ, НЕ СДАВШЕМУ ВЫДАННУЮ ЕМУ РАНЕЕ СПЕЦОДЕЖДУ

ПИСЬМО от 27 октября 2020 года N 14-2/ООГ-16355"О правомерности задержки выплат при увольнении работнику, не сдавшему выданную ему ранее спецодежду"

 
О внеочередной проверке знаний требований ОТ и пересмотре ИОТ:
 
Северо-Западное управление Ростехнадзора

Главная > Деятельность > Проверка знаний в области энергетического надзора
Разъяснения Правил по охране труда
Разъяснения к вступившим в силу с 1 января 2021 года «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» и «Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок»
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённые приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 903н, зарегистрированным Минюстом России 30 декабря 2020 г., рег. № 61957 (далее - ПОТЭЭ), и Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утверждённые приказом Минтруда России от 17 декабря 2020 г. № 924н, зарегистрированным Минюстом России 29 декабря 2020 г., рег. № 61926 (далее - ПОТЭТ). В этой связи считаем необходимым разъяснить следующее.
В настоящее время территориальные отраслевые комиссии Ростехнадзора по проверке знаний в своей деятельности руководствуются положениями постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее - Постановление № 440). При этом Постановление № 440 не содержит запрета на проведение в необходимых случаях внеочередной проверки знаний работников организации.
Таким образом, работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знаний работников в своей организации, вступивших в силу новых или переработанных правил по охране труда в комиссии организации.
Одновременно сообщаем, что в 2021 году планируется вступление в действие ряда нормативных актов, устанавливающих обязательные требования в электроэнергетике и сфере теплоснабжения взамен действующих.
В соответствии с вышеизложенным внеочередные проверки знаний правил работы в электроустановках с подтверждением группы по электробезопасности и правил работы в тепловых энергоустановках членов комиссий организаций, ответственных за электрохозяйство, специалистов по охране труда, а также работников организаций, в которых не могут быть сформированы комиссии по проверке знаний в связи с их малой численностью, в территориальных отраслевых комиссиях Ростехнадзора, будут обязательными после 1 июля 2021 г.
В переходный период, до проведения внеочередной проверки знаний в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области электроэнергетики и в сфере теплоснабжения в поднадзорных организациях рекомендуется провести внеплановые инструктажи с оформлением в журнале регистрации инструктажа и техническую учёбу с доведением до сведения работников изменений и дополнений, включённых в новую редакцию ПОТЭЭ и ПОТЭТ.

ОБНОВЛЕНО

Письмо Ростехнадзора от 26.01.2021 г. № 00-06-05/55 «О проверке знаний», было направленно руководителям территориальных органов Ростехнадзора.

О проверке знаний по электробезопасности и теплоснабжению

С 1 января 2021 г. вступили в силу Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённые приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 903н, зарегистрированным Минюстом России 30 декабря 2020 г., рег. № 61957 (далее — ПОТЭЭ), и Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утверждённые приказом Минтруда России от 17 декабря 2020 г. № 924н, зарегистрированным Минюстом России 29 декабря 2020 г., рег. № 61926 (далее — ПОТЭТ).

В этой связи считаем необходимым разъяснить следующее. Согласно положениям действующих правил в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения при введении в действие новых или переработанных норм предусмотрено проведение внеочередной проверки знаний (п. 1.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, зарегистрированным в Минюсте России 22 января 2003 г., рег. № 4145; п. 2.3.17 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115, зарегистрированным в Минюсте России 2 апреля 2003 г., рег. № 4358; п. 8.6 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утверждённых приказом Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. № 49, зарегистрированным в Минюсте России 16 марта 2000 г., рег. № 2150 (далее — Правила в области электроэнергетики и теплоснабжения)).

Следовательно, работодатель обязан организовать внеочередную проверку знаний работниками организации вступивших в силу новых или переработанных правил в комиссии организации, созданной в соответствии с действующими правилами.

Аналогичное требование содержит нормативный правовой акт, регламентирующий порядок обучения и проверки знаний по охране труда, введённый в действие постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок), согласно которому внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (п. 3.3. Порядка). Письмо Минтруда России от 14 января 2021 г. № 15-2/10/В-167, направленное в органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, прилагается.

Также следует учитывать, что в настоящее время территориальные отраслевые комиссии Ростехнадзора по проверке знаний в своей деятельности руководствуются положениями постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее — Постановление № 440). При этом Постановление № 440 не содержит запрета на проведение в необходимых случаях внеочередной проверки знаний работников организации.

Таким образом, работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знаний работников в своей организации, вступивших в силу новых или переработанных правил по охране труда в комиссии организации.

Одновременно сообщаем, что в 2021 году планируется вступление в действие ряда нормативных актов, устанавливающих обязательные требования в электроэнергетике и сфере теплоснабжения взамен действующих. В соответствии с вышеизложенным внеочередные проверки знаний правил работы в электроустановках с подтверждением группы по электробезопасности и правил работы в тепловых энергоустановках членов комиссий организаций, ответственных за электрохозяйство, специалистов по охране труда, а также работников организаций, в которых не могут быть сформированы комиссии по проверке знаний в связи с их малой численностью, в территориальных отраслевых комиссиях Ростехнадзора, будут обязательными после 1 июля 2021 г.

В переходный период, до проведения внеочередной проверки знаний в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области электроэнергетики и в сфере теплоснабжения в поднадзорных организациях рекомендуется провести внеплановые инструктажи с оформлением в журнале регистрации инструктажа и техническую учёбу с доведением до сведения работников изменений и дополнений, включённых в новую редакцию ПОТЭЭ и ПОТЭТ.

Обращаю внимание, что в соответствии с п. 80 Методических указаний о порядке подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного надзора за энергоустановками, утверждённых приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 203, при введении новых или переработанных норм и правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним, в отношении инспекторского состава Ростехнадзора проводится внеплановый инструктаж.

Д.И. Фролов
Изменено: Александр ГЕС - 1 февраля 2021 8:34
 
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2020 года N 15-0/10/В-12603
[О применении приказа Минтруда России от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин"]

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. приказа Минтруда России от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" (далее - приказ) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 приложения к приказу действие указанного перечня распространяется на женщин, условия труда которых отнесены к вредному и (или) опасному классу условий труда по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"), на женщин, выполняющих работы, указанные в пунктах 89-98 настоящего перечня, вне зависимости от класса условий труда, а также на женщин, если безопасные условия труда на их рабочих местах не подтверждены результатами специальной оценки условий труда и положительным заключением государственной экспертизы условий труда, за исключением женщин, выполняющих работы в фармацевтических производствах, медицинских организациях и научно-исследовательских учреждениях, испытательных лабораторных центрах (испытательных лабораториях), организациях по оказанию бытовых услуг населению, работы по косметическому ремонту производственных и непроизводственных помещений на нестационарных рабочих местах, малярные и отделочные работы, наружные виды работ и работы в производственных помещениях.
Разделами I-XXI приложения к приказу ограничивается применение труда женщин, занятых на работах, при условии, что класс условий труда на этих рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесен к вредному и (или) опасному.
К данным работам по аналогии следует относить работы по профессиям, предусмотренным соответствующими разделами Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 (разделами II, III, V, VII-IX, X, XIV-XVII, XXI-XXV, XXVIII, XXX (в части железнодорожного транспорта) XXXVI и XXXIX).
В связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм, утвержденных приказом, Минтрудом России разрабатываются соответствующие изменения в приказ, которые будут рассмотрены в установленном законодательством порядке.
Также информируем, что в силу части 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации действия требований приказа распространяются к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Дополнительно сообщаем, что оснований для расторжения трудового договора с женщинами, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. приказа трудовым законодательством не предусмотрено.

А.В.Вовченко
Все будет хорошо!
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 2021 года N ПГ/01831-03-3
О выдаче работникам средств индивидуальной защиты

Федеральной службой по труду и занятости рассмотрено в пределах компетенции обращение, поступившее 22.01.2021, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Согласно пункту 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением к нормативным правовым актам.
Согласно статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Одним из основных нормативных документов, регулирующих порядок приобретения, выдачи, применения, хранения и ухода за спецодеждой, являются Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Межотраслевые правила).
В соответствии с пунктом 22 Межотраслевых правил СИЗ, пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Полагаем, что указанные положения могут закрепляться работодателем в стандартах предприятия внутренними локальными актами либо определены коллективным договором (соглашением).

Заместитель начальника
Управления государственного надзора
в сфере труда Роструда
Л.В.Коваль
Все будет хорошо!
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 След.
Читают тему
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)