Цитата |
---|
Александр ГЕС написал: Думаю что там и ТД не было изначально и никто ничего работнику на гарантировал. |
8 мая 2020 16:02
|
|||
|
|
8 мая 2020 16:58
Михаил И, если СОТ свою работу документировал, есть большая вероятность избежать незаслуженного наказания.
|
|
|
|
8 мая 2020 19:00
Сергей Петров, бремя доказывания вины лежит на обвинителе. Здесь же есть тяжелый н/с и есть СОТ. Пришел ГИТ, накрошил салат из дежурного набора нарушений, заправил майонезом из классификатора причин н/с и отнёс прокурору. Тот в Следственный отдел направил. Никто ни в чем не разбирался и не будет. СОТ, конкретно, что нарушил? Кто и каким документом возложил на него обязанности выполнять что-то конкретное? Есть ДИ СОТа? Если нет значит ответственность на предпринимателе. Он владелец риска. Но СОТ плавает мелко, на адвокатов у него денег нет, дело на суде он вряд ли развалит. Поэтому садить проще СОТа. По понятиям правильнее СОТа садить.
Изменено: |
|
|
|
19 мая 2020 15:05
Тепло не там, где топят, а там, где не мерзнут.
|
|||
|
|
20 мая 2020 6:06
Уважаемые коллеги! ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда проводит профессионально-общественное обсуждение проекта профстандарта для специалиста по охране труда. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда проводит профессионально-общественное обсуждение проекта профстандарта для специалиста по охране труда. Замечания и предложения по проекту можно написать совету по профессиональным квалификациям. Обсуждения проекта будут идти до 1 июня 2020 года, а доработают его до 1 июля 2020 года. ссылка |
|
|
|
20 мая 2020 6:08
Состав рабочей групп СПК СТС по актуализации профессионального стандарта 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 04.08. 2014 года №524н: Руководитель рабочей группы 1.Чижма Виктор Андреевич Директор ООО «ЦОК Специалист», г. Москва Члены рабочей группы 2.Однохоров Александр Иванович Заместитель председателя СПК СТС, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России 3.Рябова Виктория Евгеньевна Ответственный секретарь СПК СТС, начальник отдела учебно-методического и аналитического обеспечения ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России 4.Кузнецова Екатерина Анатольевна Заместитель директора Центра исследований охраны труда и здоровья ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, г. Москва 5.Асеев Виталий Александрович Эксперт Центральной лаборатории экспертизы условий труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России 6.Турченко Василий Николаевич Начальник отдела научного обеспечения политики охраны труда филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, г. Саратов 7.Федин Виталий Викторович Президент НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» (НП «НОАТС»), член СПК СТС, г. Москва 8.Осипов Владимир Васильевич Заместитель директора по НТР, международным связям и охране труда ЧОУ ДПО «ИПБОТСП», г. Санкт-Петербург 9.Шумский Вячеслав Михайлович Доцент РУТ (МИИТ) , г. Москва ООО «ЦОК Специалист» это центр оценки квалификации. |
|||
|
|
24 мая 2020 17:22
12:18 24 мая 2020 Автор материала: Александр Тудос E-mail: info@solidarnost.org Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © При расследовании несчастного случая на производстве закон развязывает руки работодателю, но оставляет работнику и его представителям мало шансов на справедливость. Разбираемся, почему так происходит. А СУДЬИ КТО? Начнем с самого простого. Согласно статье 229 ТК РФ, “для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек”. То есть работодатель может создать комиссию из семи, девяти и более человек. Кого он включит в состав? Это зависит от тяжести несчастного случая и личного желания. При любом нечастном случае, даже смертельном, тяжелом, групповом - в соответствии с ТК РФ “в состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя”, а также другие должностные лица, чье обязательное участие предусмотрено ТК РФ. Для специалиста по охране труда несчастный случай на предприятии, тем более с тяжкими последствиями, - его личная недоработка. Ведь он получает зарплату за то, чтобы вместе с работодателем и другими должностными лицами организации предотвращать и не допускать таких инцидентов. Если на предприятии отключается свет, нарушается технология - надо полагать, отчасти в этом есть “заслуга”, соответственно, энергетика и технолога. По такой же схеме следует рассматривать ситуацию с несчастным случаем на производстве. Не может такого быть, чтобы на предприятии погибли или пострадали работники, а специалист по охране труда был при этом, образно говоря, “белым и пушистым”. Следует признать, что специалисту по охране труда, включенному в состав комиссии по расследованию несчастного случая, сложно быть объективным и беспристрастным. Он между молотом и наковальней. С одной стороны, - стремится защищать себя и работодателя, с другой - должен поступать справедливо по отношению к пострадавшему работнику и членам его семьи. То же касается лица, назначенного ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, если в организации нет штатного специалиста по охране труда. Он за это получает от работодателя доплату или послабление при выполнении обязанностей по основной должности. Ему тоже сложно быть честным арбитром. По закону, специалист по охране труда или тот, кого назначили ответственным посредством приказа или распоряжения, - обязательные члены комиссии по расследованию несчастного случая. Эти лица в силу понятных причин всегда скорее на стороне работодателя, чем пострадавшего. Кто из состава комиссии будет представлять интересы работодателя? Несложно догадаться, что это будут лояльные к нему работники. А если их много (так как работодателя никто не ограничивает в численности комиссии), то они и зададут тон в расследовании. При этом в момент расследования пострадавший может находиться в больнице или того хуже - в морге. Его законным представителям в такой ситуации может быть совсем не участия в расследовании. Кроме того, многие из них в первую очередь - представители рабочих профессий, не очень знакомые с процедурой расследования. Они в такой ситуации больше надеются на сострадание, на помощь и заботу со стороны государства. Обратим внимание еще на один принципиально важный момент. Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя 23 (!!!) обязанности в сфере охраны труда. Он должен выполнить их все, чтобы не допустить несчастных случаев и профессиональных заболеваний среди подчиненных. В ряде случаев, когда на предприятии случается несчастье, в этом виноват и работодатель. И несмотря на это, именно он на законных основаниях единолично формирует состав комиссии по расследованию несчастного случая, в том числе имеющего тяжелые последствия. Объектов, на которых возможен “нулевой травматизм”, идеальных в плане охраны труда и смежных направлений безопасности, - нет. Безусловно, к этому надо стремиться, но исходить при этом из реалий жизни. А они таковы, что работодатель при формировании комиссии находится в привилегированных условиях по отношению к пострадавшему работнику. К чему это приводит - догадаться несложно. Виновными оказываются либо сам работник, либо “стрелочники” - должностные лица на уровне бригадиров и мастеров. О ЧЕМ МОЛЧИТ ЗАКОН Ситуация, когда комиссия для расследования несчастных случаев, в том числе смертельных, тяжелых и групповых, формируется, мягко говоря, некорректно, приносит свои “плоды”. Подтверждает это информация, опубликованная на сайте Роструда. (Приводим данные за 2018 год). “По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекциями труда в субъектах РФ в 2018 году было направлено в органы прокуратуры 6155 материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве… По ним было возбуждено 340 уголовных дел”. 340 возбужденных дел - это около 5% от обращений. Кто и какое принял процессуальное решение по остальным направленным в прокуратуру 95% материалов,- большая загадка. Применительно к такой ситуации есть сомнение, что норма закона, устанавливающая порядок формирования комиссии для расследования несчастного случая, правильна. В подтверждение сказанного имеет смысл еще раз обратиться к статье 229 ТК РФ. В ней предусмотрено: “При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа”. Получается оригинально. Если работник получил травму или погиб на объекте, подконтрольном этому органу госнадзора, то есть Ростехнадзору, то состав комиссии по расследованию утверждается руководителем соответствующего территориального органа Ростехнадзора, и возглавляет комиссию представитель этого органа. Если это происходит на объекте, не подконтрольном Ростехнадзору, а таких в стране большинство, то все “козыри” у работодателя. Кому при гибели или травме работника необходим двойной стандарт в формировании состава комиссии? Почему на большинстве объектов различных отраслей экономики состав комиссии не утверждается руководителем государственной инспекции труда субъекта РФ? Аргументированного ответа на этот вопрос нет. В статье 229 ТК РФ есть еще один интересный нюанс. В соответствии с ней, “комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”, то есть Роструда или госинспекции труда субъекта РФ. Слова “как правило” дают основание полагать, что есть исключения. Но не очень ясно, в каких обстоятельствах. Минтруд во исполнение распоряжения правительства РФ от 23.11.2017 № 2925-р подготовил законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)”. В этом проекте закона порядок формирования комиссии по расследованию несчастных случаев остался прежним. Делает это работодатель, а Роструд и госинспекции труда субъектов РФ, в отличие от Ростехнадзора, чья зона ответственности все равно невелика, остаются наблюдателями… |
|
|
|
25 мая 2020 9:09
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
|
|||
|
|
28 мая 2020 16:22
«За безопасность нужно платить, а за ее отсутствие расплачиваться!»
|
|||
|
|
19 июня 2020 11:14
|
|||
|
|
19 июня 2020 11:21
А нафиг это РБТД если ему это не нужно ? Тут уже убирать надо термин охрана труда и прописывать конкретику по СОТу в спец законе. Например о законе о безопасности и гигиене труда, проект которого валяется в инете. |
|||
|
|
24 июня 2020 3:44
Исправлены ошибки и изменены некоторые главы. А также добавлены выводы. Убрана рамка.
|
|
|
|
10 июля 2020 8:52
Конституцией РФ гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нередки случаи, когда данное право существенно нарушается в результате преступных деяний со стороны работодателя. Какую роль в реализации данного конституционного права выполняют правоохранительные и надзорные органы? В каких случаях работодатель несёт уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда? Как работнику не допустить нарушения своих прав? Об этом интервью с прокурором отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) прокуратуры Республики Саха (Якутия) Максимом Зарубиным. - Максим Владимирович, здравствуйте! Как в республике обстоят дела с охраной труда? Имеются ли случаи существенных нарушений конституционных гарантий граждан в этой сфере? - Случаи существенного нарушения конституционных гарантий граждан имеются. Обусловлено это, прежде всего, тем, что Республика Саха (Якутия) по своим территориальным и климатическим условиям является уникальным субъектом, сосредоточившим на своей территории большое количество производственных объектов, которые интегрированы в экономические процессы и во главу угла работодатели зачастую ставят результаты производства, игнорирую безопасность работников. По данных контрольно-надзорных органов по итогам 2019 года на территории республики пострадали на производстве в 128 организациях 311 человек, из них со смертельным исходом – 19. Приведенные цифры показывают, что проблемы связанные с охраной труда на территории нашей республики сохраняют свою актуальность, поэтому в прокуратуре Республики Саха (Якутия) данный надзор является одним из приоритетных направлений. - Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований охраны труда? - Ответственность за нарушение требований охраны труда, предусмотрена различная, начиная от гражданско-правовой, заканчивая уголовной ответственностью, которая предусматривает наиболее жесткие санкции, вплоть до лишения свободы. Уголовный кодекс Российской Федерации закрепил три общественно опасных ситуации, при которых наступает уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. Так, в соответствии с ч.1 ст.143 УК РФ уголовная ответственность наступает непосредственно за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В частях 2 и 3 указанной статьи, уголовная ответственность наступает за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть одного, а также двух и более лиц соответственно. За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со ст.216 УК РФ, уголовная ответственность наступает за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. В частях 2 и 3 указанной статьи, уголовная ответственность наступает за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть одного, а также двух и более лиц соответственно. За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со ст.217 УК РФ, уголовная ответственность наступает за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. В частях 2 и 3 указанной статьи, уголовная ответственность наступает за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть одного, а также двух и более лиц соответственно. За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Под требованиями охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов в указанных составах преступлений понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Крупным ущербом в указанных статьях признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей. Ярким примером ненадлежащего выполнения обязанностей по охране труда служит уголовное дело, по обвинению и.о., директора Мирнинского ГОК – главный инженер Мирнинского ГОК Кисиличин А.И. и и.о. главного инженера рудника «Мир» Манна А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.216 УК РФ. В середине июля 2017 года Кисиличин А.И. и Манн А.В. в нарушении требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, зная о том, что в шахте подземного рудника «Мир» появились признаки прорыва воды в результате ухудшения горно-геологической ситуации не приняли мер к немедленной остановке работы и выводу людей, в результате чего при прорыве воды в объеме 250 000 м из чаши отработанного карьера в горные выработки 04.08.2017 погибло восемь человек. Уголовное дело расследовано следователями СУ СК России по РС(Я) и направлено в суд, должностные лица приговорены к реальному сроку лишения свободы. - Какие меры принимаются для восстановления нарушенных прав? - Государственной инспекцией труда и прокуратурой республики на постоянной основе проводятся контрольно-надзорные мероприятия, направленные на выявление нарушения требований охраны труда и промышленной безопасности. Так, в 2019 году проведены две совместные проверки с Государственной инспекцией труда в РС(Я) по коллективному обращению работников Нижнеколымского РЭС АО «Сахаэнерго» о нарушениях их трудовых прав, в том числе на охрану труда. По результатам внеплановой проверки Гострудинспекцией выдано предписание АО «Сахаэнерго» с требованием устранить выявленные нарушения, возбуждено 3 административных производства по ч.1 ст.5.27, ч.1, 3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Сахаэнерго», 2 по ч.1, 3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица. Результатом проведенных мероприятий явилось устранение имеющихся нарушений, привлечение к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 170 тысяч рублей юридического лица и на 17 тысяч рублей должностного лица. Восстановление нарушенных прав в ходе уголовного судопроизводства, осуществляется в рамках требований уголовно-процессуального кодекса РФ, которым регламентирован порядок признания потерпевшего гражданским истцом, в целях взыскания ущерба, полученного в результате совершения преступления, а также ст.158 УПК РФ возлагает на следователя обязанность вносить представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, которые подлежат обязательному исполнению. - На что необходимо обращать внимание, чтобы не стать объектом ненадлежащего исполнения работодателем возложенных на него законом требований по охране труда? - Для того, чтобы не стать объектом ненадлежащего исполнения работодателем возложенных на него законом требований по охране труда необходимо знать и понимать чем конкретно работник намеревается заниматься, какой фронт работ ему предстоит выполнять и связано ли это с риском для его жизни и здоровья. Далее необходимо ознакомиться с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативных правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, имеющими отношение к конкретной деятельности, которой занимается работник. Вооружившись знаниями, работник может требовать от работодателя создание условий, соответствующих требованиям охраны труда, отказаться выполнять работы, если их проведение связано с риском для здоровья или жизни, а также вовремя сообщить о имеющихся нарушениях в контролирующие органы для их своевременного устранения. Законодательство обеспечивает охрану труда только работников по трудовым договорам? С учетом того, что преступления, ст.143, 216, 217 УК РФ, посягают на общественные отношения, связанные с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также иных лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, потерпевшими по уголовным делам об этих преступлениях могут быть не только работники, с которыми в установленном порядке заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми такой договор не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя. К иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся: - работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором; - обучающиеся, проходящие производственную практику; - лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду; - лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ. Нередки случаи, когда на стадии проверок сообщений о преступлениях и в ходе предварительного следствия прокуратурой в интересах лица, потерпевшего от преступления подаются исковые заявления об установлении факта трудовых отношений. - Часто ли жители республики обращаются в правоохранительные и контролирующие органы о фактах нарушения требований охраны труда? - К сожалению, в органы прокуратуры и контрольные органы республики самостоятельно работники обращаются очень редко, в большинстве своем информация о нарушении требований охраны труда в контрольно-надзорные органы поступает уже после наступления последствий в виде причинения вреда здоровью либо наступления смерти работника, случаи когда последние самостоятельно обращаются, сообщая о нарушениях требований охраны труда единичны. Связано это чаще всего с незнанием правил и требований охраны труда, предъявляемых к конкретному виду работ либо нежеланием связываться с работодателем, боязнь попасть в его черный список или лишиться работы. Однако, как показывает практика молчаливое согласие работников часто приводит к злоупотреблению со стороны работодателя, уверенности в собственной безупречности и безнаказанности, пренебрежению охраной труда. Иллюстрацией к вышесказанному служит уже указанное ранее происшествие на руднике «Мир». Как установлено в ходе предварительного следствия обвал породы произошел в середине июля 2017 года. О данном факте было известно не только руководству рудника, но и находившимся внутри работникам, которые по указанию начальства предпринимали попытки устранить имеющиеся проблемы, вплоть до 04.08.2017, пока не произошла авария. Хотя в силу требований закона они могли и должны были покинуть рудник незамедлительно при обнаружении обвала горной массы. Вместе с тем, грубое игнорирование требований закона со стороны руководителей рудника и незнание либо нежелание вступать в конфликт с начальством со стороны работников привело к гибели восьми человек. - Как себя вести работнику в случае обнаружения нарушений требований охраны труда? - В случае, если стало известно о том, что на предприятии имеются факты нарушения или несоблюдения требований охраны труда необходимо отказаться выполнять работу либо прекратить уже начатую работу до устранения нарушений. В случае если работодатель не реагирует на замечание работников и продолжает игнорировать требования охраны труда и замечания работников необходимо обращаться в органы прокуратуры, Государственную инспекцию труда, Ростехнадзор. При этом в настоящее время нет необходимости самостоятельно обращаться с заявлением в указанные учреждения, свое право возможно реализовать через сайты государственных услуг и официальные сайты контрольно-надзорных органов. |
|
|
|
27 июля 2020 13:52
Вынесен обвинительный приговор за нарушение требований охраны труда, повлекших, смерь 3 человек 23 июля 2020 года Горшеченский районный суд Курской области вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении Игнатовой Л.М., 1959 года рождения, жительницы Касторенского района, Маланина А.С., 1984 года рождения, жителя г. Подольска, Мазалова А.И., 1952 года рождения, Теплякова В.И., 1954 года рождения, жителей Горшеченского района, которые являясь лицами, на которых возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда, совершили нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть трех лиц, за что предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 143 УК РФ. Судом установлено, что 16.08.2016 года трое подсобных рабочих приступили к выполнению работы по очистке приямка нории зерноочистительного агрегата, глубиной 4,1 метра, в котором на тот момент произошло скопление газа с пониженным содержанием кислорода, от находившихся там остатков зерна и зерновых примесей, для чего поочередно спустились на дно указанного приямка, где, вдохнув находившийся там газ с пониженным содержанием кислорода, потеряли сознание и скончались на месте выполнения работ в результате асфиксии, наступившей от недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе в условиях в неполнозамкнутого пространства. Игнатовой Л.М. назначено наказание в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы в колонии-поселении. Маланину А.С., Мазалову А.И., Теплякову В.И. назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы в колонии-поселении, каждому. Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован в установленные законом сроки. Для СМИ: дополнительную информацию можно получить по телефону +7 (47133) 2-23-94, сотрудник пресс-службы Горшеченского районного суда Курской области Матусова Наталья Витальевна. При полном или частичном использовании материала ссылка на официальный сайт Горшеченского районного суда Курской области обязательна. |
|
|
|
29 июля 2020 15:35
Изменено: |
|||
|
|
29 июля 2020 18:00
|
||||
|
|
|||
Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ | |
Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности) |