Форум информационного портала "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ"
Меню
Академия

НПА Беларуси

Страницы: 1
НПА Беларуси, а как у них, давайте сравним
 
А в их НПА есть много такого чего у нас нет.

Смотрим например Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 "Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда"

16. Учебно-программная документация образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательных программ переподготовки рабочих (служащих) должна предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда (далее - теоретическое обучение) и
производственное обучение безопасным методам и приемам труда (далее - производственное обучение).

17. Теоретическое обучение осуществляется в рамках учебной дисциплины "Охрана труда" и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 часов.

18. При обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина "Охрана труда" преподается в объеме не менее 60 часов в учреждениях профессионально-технического образования и не менее 20 часов - при обучении непосредственно в
организации.

19. Продолжительность производственного обучения по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, устанавливается не менее двенадцати рабочих дней, на других работах - не менее четырех рабочих дней.

24. Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих.

Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки

При невозможности обеспечить в микроорганизациях прохождение рабочими стажировки в порядке, предусмотренном частью первой настоящего пункта, допускается ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ.

28. В организациях проверку знаний рабочих по вопросам охраны труда проводит комиссия для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее - комиссия организации) или комиссия структурного подразделения. Запись о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда вносится в
удостоверение по охране труда по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции и личную карточку по охране труда (если она применяется) по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

46. Вводный инструктаж по охране труда (далее - вводный инструктаж) проводится с работающими при:
приеме их на постоянную или временную работу в организацию;
участии в производственном процессе, привлечении к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).
Вводный инструктаж проводится также с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации


Приложение 1 к Инструкции
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ


Можно смело брать для разработки собственных СУОТ!
Изменено: Александр ГЕС - 10 декабря 2018 12:53
 
Мы тут с коллегой из Белоруссии (Беларуси?) обсчались, она говорит для того, чтобы стать директором любой организации, соискатель обязан сдать экзамен по ОТ и ПТМ в специальных контролирующих органах
Когда задуют наши костры - вас станет знобить.
Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь - кто тогда развеет тьму?..
Ненавижу слово "корочка по ОТ\ПБ". Говорите грамотно - ксива!
 
Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. № 94 «Об утверждении нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях».

1.10. В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются:
в производственной сфере при численности работающих - от 100 до 250 человек;
в других отраслях при численности работающих - от 200 до 250 человек.
При численности работников 250 и более человек расчет ведется по таблицам Нормативов


100! Карл!
 
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03 июня 2003 г. № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда»

54. Полы помещений должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, технологическим процессам, быть ровными, нескользкими, несгораемыми, стойкими против износа и образования выбоин, водонепроницаемыми, удобными для чистки.

Все люки, каналы и углубления в полах плотно и прочно закрываются или ограждаются. Полы содержатся в исправном и чистом состоянии.

55. Полы помещений, в которых проводятся работы с применением кислот, щелочей и иных агрессивных жидкостей, выполняют из материалов, стойких к воздействию агрессивных жидкостей.

56. Металлические полы, площадки и ступени лестниц должны иметь рифленую поверхность. Выполнение ступеней лестниц из прутковой стали не допускается.

89. Технологические процессы должны быть безопасными в течение всего времени их функционирования. Разработка, организация и проведение технологических процессов осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 12.3.002-75 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 3, Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к организации технологических процессов и производственному оборудованию», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2010 г. № 93 (далее – Гигиенические требования к организации технологических процессов и производственному оборудованию), иных технических нормативных правовых актов
.


В отличие от России ГОСТ ССБТ в Беларуси вписаны в НПА!
Изменено: Александр ГЕС - 10 декабря 2018 16:04
 
28.12.2019
Изменения в Законе об охране труда
Автор: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист

В Закон от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон) внесены многочисленные изменения. Обновилась терминология, у нанимателей появились дополнительные обязанности, перераспределены функциональные и контролирующие и полномочия госорганов.
Закон от 18.12.2019 № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» опубликован 27 декабря 2019 г. и вступит в силу спустя 6 месяцев.

Новые понятия
Статья 1 Закона дополнена новыми терминами.
Наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью – задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.
Законодательно закреплены обязательные требования к оформлению наряда-допуска, а также требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.
До этого требования об обязательном оформлении наряда-допуска содержались в п.п. 18 – 24 Межотраслевых общих правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.06.2003 № 70.
Система управления охраной трудасовокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
Такое дополнение очень актуально, т.к. согласно п. 8 ст. 226 ТК и ч. 2 ст. 17 Закона, наниматель обязан разработать, внедрить и поддерживать функционирование системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Сейчас определение термина детализировано. Ранее за уточнением понятия надо было обращаться к п. 4 Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.04.2005 № 41. В нем определено, что система управления охраной труда в организации – это часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Работы с повышенной опасностью – работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ.

Разделение полномочий госорганов
Статья 5 Закона дополнена еще одним основным направлением государственной политики в области охраны труда – внедрение систем управления охраной труда.
В соответствии с изменениями в ст. 9 Закона республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, осуществляют, помимо прочего, разработку и обеспечение функционирования систем управления охраной труда, предусматривающих в т.ч. взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями.
Из функций республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Совмину, исключены:
– разработка и реализация отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
– контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль).
Детализируются полномочия Минтруда и соцзащиты (дополнения в ч. 2 ст. 9 Закона).
Так, министерство устанавливает порядок:
– обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;
– разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях;
– обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации СИЗ, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.
Дополнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда. Согласно корректировкам в ст. 10 Закона, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют разработку территориальных систем управления охраной труда и обеспечивают их функционирование, в т.ч. взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории.

Экспертиза условий труда
Закон дополнен ст. 101 «Государственная экспертиза условий труда» (аналогичная ст. 41 из Закона исключена).
В настоящее время порядок работы органов госэкспертизы условий труда установлен Положением об органах Государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 29.05.2002 № 694 и Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы условий труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.09.2005 № 121.
В новой статье детализируются цели проведения экспертизы – установление правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
В ст. 101 установлены полномочия органов экспертизы, а также порядок обжалования заключений и предписаний должностных лиц.

Отдельные категории работников
В соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 11 Закона работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При этом работающий обязан немедленно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
В отдельные статьи вынесены нормы об особенностях охраны труда работников-надомников (ст. 161) и охраны труда домашних работников (ст. 162).
Обязанности и права нанимателей и работников-надомников в области охраны труда определяются ст. 161 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами. Работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Прописана норма об обязанности соблюдения условий трудового договора относительно охраны труда, как нанимателем, так и работником-надомником.
Обязанности и права граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников в области охраны труда определяются ст. 162 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Нанимателем для домашнего работника является гражданин, предоставляющий работу домашнему работнику. Согласно ч. 2 ст. 162 Закона граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны:
– информировать о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;
– осуществлять обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– исполнять другие обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.

Обязанности работодателя дополнены
Работодатель обязан предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии (дополнение в ч. 1 ст. 17 Закона).
В новой редакции ст. 25 установлен порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда. Статья дополнена нормами из Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Так, учебно-программная документация образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательных программ переподготовки рабочих (служащих) должна предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам работы.
Теоретическое обучение проводится в рамках учебной дисциплины «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 часов.
При обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов в учреждениях профессионально-технического образования и не менее 20 часов при обучении непосредственно в организации (п.п. 16, 17 и 18 Инструкции № 175).
В новой редакции ст. 25 приводится деление инструктажей по охране труда на виды.
В ст. 27 Закона закреплена обязанность нанимателя утвердить на основании типового перечня (утвержденного Минтруда и соцзащиты и Минздравом), перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование работников на предмет алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
В ст. 28 Закона закреплена обязанность нанимателя не только обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, но и организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) СИЗ.
В ст. 32 Закона установлен порядок обжалования потерпевшим или его уполномоченным представителем отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствие изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам.
Согласно дополнению в ст. 33 Закона за обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.
Ст. 36 Закона в новой редакции будет регулировать, в т.ч. выполнение работ с повышенной опасностью. Она дополнена ч.ч. 3 – 7, устанавливающими требования к выполнению работ с повышенной опасностью по наряду-допуску.

Контроль
Исключена ст. 38, устанавливающая в т.ч. осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Основные направления сотрудничества и взаимодействия органов контроля (надзора) приведены в ст. 43 действующей редакции Закона.
В новой редакции ст. 43 порядок взаимодействия контролирующих (надзорных) органов в области охраны труда изложен более лаконично: контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда взаимодействуют между собой в соответствии с законодательными актами.
 
Результаты общественного мониторинга в Мозыре.

Найдено во Вконтакте
Общественный активист Владимир Невмержицкий провёл в Мозыре мониторинг, в ходе которого он выявлял нарушения по охране труда и пожарной безопасности, которые угрожают жизни и здоровью горожан. Особенно тревожит его факт того, что в период гололёда на лестничных маршах нет перил из-за чего на определённых участках высокий риск травматизма.
Всего было выявлено 58 нарушений, в том числе в Мозырском райисполкоме, территориальном центре соцобслуживания и роддоме, где наружные лестничные марши не имеют перил и сигнальной окраски. В том числе были нарушения пожарной безопасности, например, отсутствовали планы эвакуации и сердцевины в замках, которые должны иметь возможность открытия дверей изнутри, а также другие нарушения.
В целях соблюдения требований безопасности, Владимир написал обращение в комитет государственного контроля, прокуратуру, департамент государственной инспекции по труду, отдел по чрезвычайным ситуациям.
"Буду требовать не только устранения нарушений, но и привлечения виновных лиц к ответственности, чтобы они более внимательно подходили к вопросу обеспечения безопасности граждан" - сказал Владимир.
Вы можете подробно изучить материалы по ссылке

По ссылке предписание с фото.
 
Министерством труда и социальной защиты в целях оказания методической помощи нанимателям в разработке СУОТ подготовлены и приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 108 утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации.

В Рекомендациях отражены основные направления работы по охране труда; разработке мероприятий по предупреждению профессиональных рисков; определению полномочий должностных лиц по вопросам охраны труда; контролю за исполнением мер по профилактике производственного травматизма и их эффективности, личной ответственности работников за соблюдением требований по охране труда путем введения персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.

В Рекомендациях заложены подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, предусмотренные в Концепции «Нулевой травматизм» (Vision Zero).
Изменено: Александр ГЕС - 24 января 2020 6:18
Страницы: 1
Читают тему
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)