Вышел в свет Федеральный закон от 29.12.2015 №404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес следующие изменения:
- Платежи
за негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии с редакцией статьи 16 Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Таким образом, именно с 2016 года можно больше не вносить плату за выбросы от передвижных источников
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие … хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории
Расчет и порядок уплаты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды" дополнен статьями:
- 16.1 - определяет круг лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- 16.2 – определяет Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- 16.3 - определяет Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду,
вводит применение при исчислении платы за негативное воздействие на ОС к ставкам такой платы следующих коэффициентов:
- коэффициент 0 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
- коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 1 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
- коэффициент 1 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
- коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
При этом из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа
Сроки внесения платы
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Форма
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом Плата за негативное воздействие на окружающую среду будет вносится юридическими лицами осуществляющими деятельность на объектах 1 - 3 категории. Но на конец 2015 года нормативно-правового акта по постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействия на окружающую среду не принято, таким образом до момента принятия указанного нормативно-правового акта расчет платы за НВОС необходимо производить всем.
Вместо формы расчета платы вводится декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форма, правила заполнения, а так же порядок представления пока так же не утверждены
2.Распределение полномочий между Федеральными органами, региональными и органами местного самоуправления
С 1 января вводятся новые полномочия у федеральных, региональных и органов местного самоуправления.
Главным нововведением станет перераспределение функций по утверждению нормативов образования отходов и приему отчетности для малого и среднего предпринимательства. С 1 января установление нормативов (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) и прием отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору осуществляется федеральными органами власти (Росприроднадзор), в случае если объект подлежит региональному государственному экологическому надзору – то документация рассматривается на уровне субъекта.
Перечни организаций подлежащих федеральному государственному надзору утверждаются приказами Минприроды. С приказами можно ознакомиться на официальном сайте Минприроды в разделе Государственный экологический надзор
Однако так как согласование документации передано на региональный уровень, то разработка и утверждение будет проходить в соответствии с методическими указаниями по разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
На уровне регионов методические рекомендации и административные регламенты еще не приняты. Поэтому рассмотрение и главное согласование ПНООЛР для «регионалов» пока находится под вопросом. Ждем подзаконных актов
3.ЛицензированиеСрок обязательного лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов 1-4 класса опасности перенесен до 1 июля 2016 года.Так как Положение о лицензировании уже принято, то организациям планирующим осуществлять лицензируемые виды деятельности остается собирать все материалы и получать лицензию.4.Паспортизация
С 1 января больше не требуется подтверждение класса опасности для отходов, включенных в ФККО. Процедура паспортизации еще упрощается.5. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
В соответствии с изменениями внесенными в ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об отходах производства и потребления"
лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, теперь обязаны будут иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
В связи с этим статья 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнена частью 17 следующего содержания:
"17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.".
В настоящее время Типовые дополнительные профессиональные программы образования в этой области не утверждены.
6. В ожидании
Несмотря на то, что многие положения 458-ФЗ и 219-ФЗ вступили в силу в 2015 году, не все подзаконные нормативно-правовые акты разработаны, для обеспечения применения положений. Среди них основными являются
- Положение о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
- Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы
- О порядке рассмотрения и утверждения производственного экологического контроля
- Об утверждении Типовых дополнительных профессиональных программ образования
Ну и, конечно, ждем регламентов и методических указаний по ПНООЛР и приему отчетности для объектов, подлежащих региональному надзору...