СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»

2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ ИПОДРОСТКОВ. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ
К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ)

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ

СанПиН2.4.4.1251-03

1.Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы разработаны: Научнымцентром охраны здоровья детей и подростков РАМН (Л. М. Сухарева, В. Р. Кучма,Г. А. Шаршаткина,Б. З. Воронова, К. Э. Павлович, М. И.Степанова); Центром Госсанэпиднадзора в Воронежской области (М. И. Чубирко, О. А. Фуфаева, Е. М. Милованова, А. А. Носилова, Е.А. Булгакова, И. Ю. Коваленко, Е. В. Жучкова, В. М. Кислякова); Российскоймедицинской академией последипломного образования Минздрава России (А. Г.Сухарев, Л. В. Рябова); НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л. С.Федорова); при участии Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России (Б. Г.Бокитько, В. Н. Брагина); Минобразования России (А. В. Егорова).

2.Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическомунормированию при Минздраве России.

3.Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации,Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 1 апреля 2003 г.

4.Введены в действие с 20 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27.

5.Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 мая 2003 г.,регистрационный номер 4594.

6.Ведены впервые.

Федеральный закон

«О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения»

52-ФЗ от 30.03.99

«Государственныесанитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) -нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологическиетребования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторовсреды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдениекоторых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозувозникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Индивидуальные предприниматели июридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанывыполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений,предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющихгосударственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц» (статья 11).

«В дошкольных и других образовательныхучреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществлятьсямеры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихсяи воспитанников, в том числе меры по организации питания, и выполнятьсятребования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания иобучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания,ученическая мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаютсяк использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений осоответствии их санитарным правилам» (статья 28).

«На территории Российской Федерациидействуют федеральные правила, утвержденные и введенные в действие федеральныморганом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации».

«Соблюдение санитарных правил являетсяобязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц»(статья 39).

«За нарушение санитарного законодательстваустанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность»(статья 55).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03.04.03                                           Москва                                            № 27

О введении в действие санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.4.1251-03

На основании Федерального закона «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и Положения огосударственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Ввести в действиесанитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требованияк учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).СанПиН 2.4.4.1251-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачомРоссийской Федерации 1 апреля 2003 г., с 20 июня 2003 г.

Г. Г. Онищенко

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения и область применения. 3

2. Требования к земельному участку. 4

3. Требования к зданию и основным помещениям.. 4

4. Требования к водоснабжению и канализации. 6

5. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности. 6

6. Требования к естественному и искусственному освещению.. 9

7. Требования к воздушно-тепловому режиму. 10

8. Требования к режиму деятельности детей. 11

9. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений. 11

10. Медицинское обеспечение. 12

11. Обязанности руководителя учреждения дополнительного образования. 12

Приложение 1 Размеры столярных и слесарных инструментов для учащихся разного возраста. 13

Приложение 2 Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта. 14

Приложение 3 Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля. 15

Приложение 4 Примерный состав и площади помещений для занятий детей техническим творчеством.. 15

Приложение 5 Примерный состав и площади основных помещений станции юных натуралистов. 16

Приложение 6 Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования и возможные варианты принятых в них систем вентиляции. 16

Приложение 7 Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. 17

 

УТВЕРЖДАЮ
Главныйгосударственный санитарный
врач Российской Федерации,
Первыйзаместитель Министра
здравоохраненияРоссийской Федерации
Г. Г. Онищенко

1апреля 2003 г.

Дата введения: 20июня 2003 г.

2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Санитарно-эпидемиологическиетребования
к учреждениям дополнительного образования детей

(внешкольныеучреждения)

Санитарно-эпидемиологические нормы иправила

СанПиН2.4.4.1251-03

1. Общие положения и областьприменения

1.1.Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., № 52-ФЗ, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2002, №7, ст. 631),Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95233 (ред. от 22.02.97) «Об утверждении Типового положения о дошкольномобразовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1053).

1.2.Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологическиетребования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными дляисполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией,эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитаниемдетей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор.

Настоящиесанитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые,строящиеся, реконструируемые учреждения дополнительного образования детей.

1.4.Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительногообразования, а также функционирование действующих разрешается при наличиисанитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам иправилам.

Изменениефункционального назначения помещений допускается при наличиисанитарно-эпидемиологического заключения.

1.5. Учреждения дополнительного образования детейпредназначены для Обеспечения необходимых условий личностного развития,укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого трудадетей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизнив обществе, организации содержательного досуга.

Основные видыдеятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой,хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов идругие виды деятельности.

1.6.Рекомендуемая наполняемость групп в учреждениях дополнительного образования -не более 15 детей (за исключением хоровых,танцевальных, оркестровых и т.п.).

С учетом направленности программдополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группойдетей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.

2. Требования к земельному участку

2.1. Расстояния отпромышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог имагистралей до учреждений дополнительного образования принимают в соответствиис требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков исельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительногообразования, в т.ч. включающие зоны отдыха, спортивные площадки и спортивныесооружения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территорияхсанитарно-защитныхзон не допускаются.

Через территории учрежденийдополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникациигородского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации).

Рекомендуемая пешеходная и транспортнаядоступность данных учреждений для детей - не более 30 мин в одну сторону.

2.2. Отдельно стоящие учреждения дополнительного образованиядетей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительствеучреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданиемна проектирование.

2.3. Участок должен иметь наружное освещение при нормеосвещенности на земле 10 лк.

2.4. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарниковс ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных дляжизни детей и взрослых.

2.5. На участке выделяются функциональные зоны: площадки длязанятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивныеплощадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками,зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самимиучреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленностиреализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образованиярекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки в зависимостиот их назначения:

·      спортивнаяплощадка 0,7- 1,1 га, включающаялегкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45×20 м), две волейбольные (9×18 м), двебаскетбольные (16×28 м) площадки, либо поодной волейбольной, баскетбольной и комбинированной площадке; кордодром,бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

·      учебно-опытнаязона 0,15- 0,4 га, включающаяучастки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую,метеорологическую и географическую площадки;

·      зона отдыхаи аттракционов, площадью 0,15 - 0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

·      хозяйственнаяплощадка площадью 0,05 - 0,1 га.

Зеленая зона должна составлять не менее 50 % территории учреждениядополнительного образования детей.

2.6. Зону хозяйственного двора следует предусматривать вглубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки,мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстояниине менее 25 м от окон и дверей здания наплощадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным иасфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадкидолжен превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

3. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждениядополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящемздании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоятьиз нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более трех этажей; четырехэтажные здания допускаютсяв крупных городах.

Лестничные переходы между этажамипроектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высотаограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детейследует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещениядля пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи итехнические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиямистроительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятийобъединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степеньсвязи с участком и др.:

·      мастерскиескульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобныхпомещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом научасток;

·      на первыхэтажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий,технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнатыдля индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищныхмероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

·      на последнихэтажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (собсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; приорганизации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещатьмастерские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования измастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработкеметалла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственнонаружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, вкоторый отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля(исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения идр.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами дляобщеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимособлюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.8. При организации спортивной деятельности должны бытьвыполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий пофизической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образованиядолжны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек,оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек;1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарныхузлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделенотдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа впомещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10. Поверхности стен иполов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку сиспользованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению вустановленном порядке.

3.11. Используемыеотделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделкипомещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологическогозаключения.

3.12. Высота помещений длязанятий различными видами деятельности принимается в соответствии стребованиями строительных норм и правил, утвержденных проектным заданием, но недолжна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основныхи дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарныхи строительных норм и правил в зависимости от реализации программдополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процессаобучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образованиядетей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющимиотношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход,гардероб, туалет.

4. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания учрежденийдополнительного образования детей должны быть оборудованы системамихозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализациейи водостоками.

4.2. Водоснабжение и канализация учреждений дополнительногообразования должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пунктецентрализованных систем водоснабжения, учреждение дополнительного образованиянеобходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям,предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждениядополнительного образования оборудуются внутренней канализацией, при условииустройства местных очистных сооружений, или выгребами с последующим удалениемстоков на очистные сооружения при согласовании с учреждениямиГоссанэпиднадзора.

4.3. В учреждениях дополнительного образования должен бытьорганизован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качествапитьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

4.4. В помещениях для занятий изобразительным искусством,скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кинофотолабораториях,в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских,помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарныхузлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

4.5. В помещениях для проведения занятий спортом ихореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствииобщей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотретьпомещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытьярук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1раковина на 10 человек.

5. Требования к оборудованию и помещениям дляорганизации основных видов деятельности

5.1. При размещении учреждений дополнительного образованиядетей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площадиминимальный набор помещений для занятий детских объединений, а такжепредусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и санузел, соответствующиесанитарным нормам.

5.2. Минимальную площадь помещений для организации различныхзанятий в учреждениях дополнительного образования детей следует принимать израсчета площади на 1 занимающегося всоответствии с требованиями строительных норм и правил.

5.3. Требования к условиям проведения занятий художественнымтворчеством детей.

5.3.1. Для мастерских маслянойживописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4,8 м2 на 1 учащегося, высотой -не менее 3,0м, высотой подоконников не более 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещатьперпендикулярно и параллельно окнам.

5.3.2. Мастерские дляакварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высотойне ниже 3,6 м,высотой подоконников не более 1,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи ирисунка следует размещать полукругом около 2моделей, расположенных у боковых стен.

5.3.3. К мастерским живописии рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2.

5.3.4. Мастерские скульптурыдолжны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции -не менее 4,5м2 на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3,0 м. При мастерскихскульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованноемеханической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства икомпозиции должна быть кладовая площадью не менее 9 м2, примастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.

5.3.5. Для теоретическихзанятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося ипомещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.

5.3.6. Мастерские должны бытьоборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерскиерисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них сраковиной и широким столом.

5.4. Требования к организации музыкальных занятий.

5.4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

·      помещениядля индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные,духовые, народные) площадью не мене 12 м2;

·      помещениядля групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью неменее 36 м2 и высотой не ниже 3,0 м;

·      помещениядля занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой не ниже 4,0 м.

5.4.2. При музыкальномотделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов площадьюне менее 10 м2.

5.4.3. Помещения для занятийна музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений длятеоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечатьсанитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятийритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следуетустанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами навысоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеныеили покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные идушевые для девочек и мальчиков, оборудованные раковинами для мытья рук сподводкой горячей и холодной воды.

При организации теоретических занятийвыделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерскаяплощадью не менее 18 м2.

5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений,постановок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятийоборудуются:

·      концертныйзал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2;

·      двекостюмерные для мальчиков и девочек (10 -18 м2) вудобной связи со сценой;

·      комната исполнителей(24 - 36 м2);

·      помещениядля драмкружка (50 - 70 м2);

·      подсобныепомещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

5.7. Требования к организации занятий техническим творчеством.

5.7.1. Площади помещений для занятий техническим творчествомдетей должны соответствовать строительным нормам и правилам.

5.7.2. Кабинеты и лабораториидля моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуютсястолами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Помещения для электротехнических имонтажно-сборочныхработ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированнымиверстаками.

Мастерские по обработке древесины иметалла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии сгигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.

5.7.3. Столы и верстаки, закоторыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местнуювытяжную вентиляцию.

5.7.4. Слесарные икомбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325мм. Они должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннемосвещении, расстояние от тисков до тисков -90 - 100 см.

5.7.5. Столярные верстакидолжны располагаться под углом 45° к окнам илиперпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должнобыть не менее 80 см.

5.7.6. Токарные станки должныустанавливаться параллельно окнам или под углом 20 - 30°, фрезерные - параллельно окнам.

5.7.7. Размеры инструментовдолжны соответствовать антропометрическим параметрам детей (прилож. 1).

5.7.8. Все оборудование,являющееся источником пылевыделений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию приналичии общей вентиляции.

5.7.9. При организации занятийтехническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимыхусловий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

На занятиях используются материалы,безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

5.7.10. Все кабинеты имастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытьярук с подводкой горячей и холодной воды.

5.7.11. Занятия сиспользованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническимитребованиями к видеодисплейным терминалам, персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.8. Требования к организации занятий эколого-биологическогопрофиля и юных натуралистов.

5.8.1. Примерный состав и площадипомещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительныхнорм и правил.

5.8.2. Помещения,предназначенные для работы детей с животными, растениями должны бытьоборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

5.8.3. С детьми, ухаживающимиза животными, должен поводиться инструктаж о приемах безопасного обращения сживотными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспеченпостоянный ветеринарный надзор.

5.9. Требования к организации спортивных занятий.

5.9.1. Гигиенические требования относятся ко всем видамучреждений, реализующих программы дополнительного образования детейфизкультурно-спортивной направленности.

5.9.2. Набор и составпомещений для спортивных секций определяются направленностью образовательнойпрограммы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей идолжны отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.

5.9.3. Площадь спортивногозала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным илипокрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов.Стены зала не должны иметь выступов, карнизов;стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1,5 - 2,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареирасполагаются в нишах под окнами и закрываются решетками. На окнах должны бытьпредусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может бытьспортивный манеж (42×18 м2) и спортзал(36×18м2).

5.9.4. В спортивных залахдолжно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Дляхранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

5.9.5. В зале для борьбыдолжен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежание травматизма. При невозможности организациитакого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверхкоторого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубыхшвов.

5.9.6. Используемые припрыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их недолжна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять изматериалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикальноподвешенном положении.

5.9.7. Магнезия, используемаяспортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.

5.9.8. Физкультурные испортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и бытьровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причинойповреждений и травм.

5.9.9. Футбольное поле,площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травянойпокров.

5.9.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующеепокрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

5.9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком спримесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом и они должны находитьсяна одном уровне с землей.

5.9.12. Условия для занятийводными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническимтребованиям к бассейнам.

5.9.13. Здание детской юношеской спортивной школы должновключать:

·      игровые зоныобщей физической подготовки;

·      специализированныезоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группамиобслуживающих помещений;

·      административно-хозяйственныеи другие помещения, в зависимости от профиля школы.

5.9.14. При работе с детьми должен осуществлятьсядифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

5.9.15. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разнымивидами спорта в детской юношеской спортивной школе и спортивной детскойюношеской школе олимпийского резерва представлен в прилож. 2.

5.9.16. Продолжительностьодного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двухакадемических часов, в учебно-тренировочных группах - четырех часов в день. Продолжительностьтренировочного занятия картингом должна составлять не более одного часа.

5.10. Занятия хореографией,спортом и физической культурой должны проводиться только в спортивной одежде иобуви на исправном оборудовании.

5.11. Уровни шума в помещенияхучреждений дополнительного образования детей должны соответствовать требованиямсанитарных норм.

6. Требования к естественному и искусственномуосвещению

6.1. Основные помещенияучреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Безестественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные,душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовыеи складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихсяжидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6.2. В мастерских масляной и акварельной живописи должны бытьобеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значениекоэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса - 5,1 %, но не менее 3,8 %; для II - 4,1 %, но не менее 3,0 %; для III - 3,6 %, но не менее 2,5 %. Такие условия КЕОдолжны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещениямастерских.

В остальных помещениях учрежденийдополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от видадеятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

6.3. Неравномерность естественного освещения помещений длядетей и подростков при боковом освещении не должна превышать 3:1.

6.4. Светопроемы учебныхпомещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствамитипа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен,мебели.

6.5. Направленность светового потока от окон на рабочуюповерхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление световогопотока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочуюповерхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

6.6. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта,следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов -бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северныерумбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый,бледно-желтый, бежевый и др.

6.7. Для отделки учебных помещений должны использоватьсядиффузно отражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: дляпотолка - не менее 0,8, стен и оборудования - не менее 0,7, пола - 0,4.

6.8. Для предупреждения затенения окон и снижения естественнойосвещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м.

6.9. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспеченыуровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещениипомещений не ниже:

·      в учебныхпомещениях для теоретических занятий                       -300 - 500 лк;

·      вкомпьютерных кабинетах                                                              -300 - 500 лк;

·      в мастерскихпо обработке металла                                                -600 лк;

·      в мастерскихпо обработке дерева                                                   -500 лк;

·      в швейныхмастерских                                                                       -600 лк;

·      изостудии,живописи, рисунка, скульптуры                                   -300 - 500 лк;

·      концертныхзалах                                                                               -300 лк;

·      звукоаппаратной                                                                               -150 лк;

·      спортивныхзалах                                                                               -200 лк (наполу);

·      рекреациях                                                                                          - 150 лк;

·      в помещенияхдля занятий юных натуралистов                             -не менее 300лк.

При использовании ламп накаливания уровниосвещенности уменьшаются в 2 раза.

6.10. В помещениях технического творчества при выполнениизрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применятьсистему комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях,спортивных и концертных залах и других должна применяться система общегоосвещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать ввиде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

6.12. Чистку светильниковобщего освещения необходимо проводить не реже 2раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать кэтой работе учащихся.

7. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1. В основных помещенияхучреждений дополнительного образования детей температура воздуха должнасоответствовать параметрам табл. 7.1.

7.2. Перепад между температурой воздуха внутри помещения итемпературой внутренней поверхности ограждающей конструкциидолжен быть не более 6 °С.

7.3. В помещениях для занятий детей относительная влажность искорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года -относительная влажность воздуха - 60 - 30 %, скорость движения воздуха - 0,2 - 0,3 м/с; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45- 30 %, скоростьдвижения воздуха - не более 0,2 м/с.

Таблица 7.1

Средние расчетныетемпературы воздуха в основных помещениях

Основные помещения

Температура воздуха, °С (t) в разных климатических районах и подрайонах

Iа, Iб, Iг

Iв, Iд, II, III

IV

Комнаты для занятий объединений учащихся

21

18

17

Лаборатории

21

18

17

Мастерские по обработке металла, дерева, с крупным станочным оборудованием, кружки технического моделирования

17

15

15

Помещения для музыкальных занятий объединений детей, клубные комнаты, для занятий вокалом, актовый зал - лекционная аудитория, зрительный зал

20

18

18

Спортивные залы:

при отсутствии мест для зрителей

при наличии мест для зрителей

18

15

Залы ванн бассейнов

На 1 - 2° выше температуры воды в ванне

Залы для подготовительных занятий в бассейнах; хореографические классы

18

7.4. Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительногообразования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

8. Требования к режиму деятельности детей

8.1. Режимучебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметьсанитарно-эпидемиологическое заключение.

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительногообразования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительнойнагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков вобщеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиеническихтребований.

8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок долженпредставить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможностизаниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

8.2.2. Посещение ребенкомзанятий более чем в 2 объединениях (секциях,студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятийспортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профилярекомендуется не более двух раз в неделю.

8.2.3. Между занятиями вобщеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждениядополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

8.2.4. Начало занятий вучреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - непозднее 20.00ч.

8.2.5. Занятия детей вучреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели,включая воскресенья и каникулы.

8.2.6. Продолжительностьзанятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, какправило, не должна превышать 1,5 ч, в выходныеи каникулярные дни - 3 ч. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью неменее 10 мин для отдыха детей и проветриванияпомещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видовдеятельности приведены в прилож. 3.

Занятия с использованием компьютернойтехники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейнымтерминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

8.3. В учреждениях дополнительного образования детей приналичии двух смен занятий в середине дня необходимо устраивать 1-2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозногопроветривания помещений.

8.4. При привлечении школьников среднего и старшего возрастовк трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии ссанитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыхаи гигиенических критериев допустимых условий и видов работ дляпрофессионального обучения и труда подростков.

9. Требования к санитарному состоянию и содержаниютерритории и помещений

9.1. В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярнопроводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должныпроводить дважды: между сменами занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещенияхдолжна проводиться ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды,мыла, синтетических моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных дляиспользования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводитьгенеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутримоют не менее 3раз в год (весной, летом, осенью).

9.2. Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые)необходимо убирать постоянно с использованием дезинфицирующих средств.

9.3. В туалетах дезинфекции подлежит помещение исанитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах должны мыться теплойводой с мылом. Раковины и унитазы следует чистить квачами или щетками сиспользованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материалнеобходимо погрузить в 0,5 %ый раствор гипохлоридакальция или 1 %-ный раствор хлорной извести на30 мин, затем прополоскать и высушить. Чистыеквачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной тарев хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочногоинвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра,туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с дозатором), сушка для рук или разовыесалфетки, полотенца для вытирания рук.

9.4. В душевых должна проводиться ежедневная уборка идезинфекция (помещения, предметы обстановки - скамьи, шкафчики, резиновыековрики).

В душевых необходимо пользоватьсяиндивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

9.5. Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следуетпроводить следующим образом:

·      спортивныйковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендованоиспользование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 - 4 раз в месяц;

·      тренировочныемешки, чучела и переносной спортивный инвентарь протирают влажной ветошью неменее 1 - 2 разв день, а металлические части спортивного инвентаря - сухой тряпкой;

·      маты должныне реже 1 разав неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или выколачиваться на открытомвоздухе.

Маты, исключая кожаные, должны иметьсъемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергатьсястирке не реже 1раза в неделю; кожаные маты протираются влажной ветошью, с использованиеммыльно-содовых растворов.

Для детей дошкольного и школьного возрастакожаные маты следует обрабатывать мыльно-содовым раствором ежедневно.

9.6. Гигиенические требования к содержанию и эксплуатациибассейнов для детей должны отвечать санитарным правилам.

9.7. В учреждениях дополнительного образования должны бытьпредусмотрены отдельные помещения для обработки и хранения уборочногоинвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

9.8. В помещениях уголков живой природы необходимо ежедневнопроводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мытьпоилки и менять воду.

Раз в две недели клетки, кормушки, поилкинеобходимо дезинфицировать 3 %ым раствором хлорамина с последующей промывкой проточнойводой, высушиванием. После этого в клетку можно заложить чистую подстилку инасыпать корм.

9.9. Санитарные требования к столовым и буфетам принимаются всоответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организациямобщественного питания.

9.10. На территории участкаследует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в металлическиемусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производитьпри их заполнении на 2/3объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать.

10. Медицинское обеспечение

10.1. Работники учреждений дополнительногообразования детей должны проходить обязательные медицинские осмотры припоступлении на работу и периодические медосмотры в установленном порядке.

10.2. Медицинское наблюдение за детьми, занимающимися вспортивных школах и секциях, необходимо проводить не реже 2 раз в год.

10.3. После перенесенных заболеваний дети допускаются кзанятиям спортом только со справками врача.

10.4. Учреждение дополнительного образования детей должно быть укомплектованомедицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи.

11. Обязанности руководителя учреждениядополнительного образования

11.1. Руководительучреждения дополнительного образования организует и обеспечивает:

·      наличие вучреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания досотрудников учреждения;

·      выполнениетребований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

·      организациюпроизводственного и лабораторного контроля;

·      прием наработу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональнуюгигиеническую подготовку и аттестацию;

·      наличиеличных медицинских книжек на каждого работника;

·      своевременноепрохождение предварительных при поступлении и периодических медицинскихобследований всеми работниками в установленном порядке;

·      выполнениепостановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

·      условиятруда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарнымиправилами и гигиеническими нормативами;

·      эффективнуюработу санитарно-технического, технологического и другого оборудованияучреждения;

·      проведениемероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

·      наличиеаптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

·      организациюсанитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед,лекций.

11.2. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормвлечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность всоответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

Приложение 1

Размеры столярных и слесарныхинструментов для учащихся разного возраста

Инструменты

Возраст учащихся (лет)

10 - 12

13 - 15

1 (мм)

2 (мм)

Пила лучковая

 

 

длина полотна

500

550

шаг зубьев

3,5 - 4,0

4,0 - 5,0

Стойка пилы: высота

280

300

сечение в месте хвата

28×14

30×15

Ножовка столярная

 

 

длина полотна

280 - 300

320 - 350

шаг зубьев

5,0

5,0

Ручка (форма призмы): длина

80

90

ширина со стороны полотна

13

15

ширина со стороны ладони

20

24

ширина боковой грани

29

31

Рубанок

 

 

длина

210

244

ширина

48

56

Колодка металлическая: длина

220

250

ширина

47

52

Железка: длина

140

180

ширина

30 - 40

40

Шерхебель

 

 

Колодка: длина

220

250

ширина

38

45

Железка: длина

140

180

ширина

25

30

Молоток столярный

 

 

масса (г)

200

300

сечение ручки в месте хвата

26×20

28×22

Рашпиль

 

 

общая длина

200

250

Ручка: длина

112

120

диаметр наиболее толстой части брюшка

31,5

34

Клещи

 

 

общая длина

150

180

длина рычагов

125

150

расстояние между внешними сторонами рычагов в месте хвата

27

27

Напильники драчевые и личные

 

 

общая длина

200

250

Ручка: длина

112

120

длина наиболее толстой части брюшка

31,5

34,0

Ножовка слесарная

 

 

длина полотна

-

275

Ручка: длина

-

120

диаметр наиболее толстой части брюшка

-

34,0

Молоток слесарный

 

 

масса (г)

300

400

длина

280 - 300

300 - 320

сечение ручки в месте хвата

26×20

28×22

Ножницы по металлу

 

 

длина режущей части

60

 

Приложение 2

Минимальный возрастзачисления детей в спортивные школы по видам спорта

Возраст

Вид спорта

Возраст

Вид спорта

6

Гимнастика (дев.)

Гимнастика художеств.

Фигурное катание

8

Горнолыжный

Баскетбол

Футбол

Бадминтон

Спортивное ориентирование

Спортивный туризм

Гольф

7

Воднолыжный

9

Биатлон

Гимнастика (мальчики)

Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)

Прыжки в воду

Синхронное плавание

Прыжки на лыжах

Фристайл

Парусный спорт

Настольный теннис

Бейсбол

Плавание

Водное поло

Теннис

Волейбол

Акробатика

Гандбол

Прыжки на батуте

Конькобежный

Рок-н-рол

Легкая атлетика

Спортивные танцы

Лыжные гонки

Аэробика

Шорт-трек

Дартс

Регби

Шейпинг

Софтбол

Шахматы

Хоккей с мячом

Шашки

Городки

Ушу

Лапта

10

Велоспорт

Конный спорт

Современное пятиборье

Санный спорт

Стрельба пулевая

Фехтование

Бокс

Борьба вольная

Борьба греко-римская

Гребля академическая

Гребля на байдарках и каноэ

Дзюдо

Тяжелая атлетика (юноши)

Таеквандо

Альпинизм

Буерный спорт

Гребной слалом

Натурбан

Полиатлон

Триатлон

Армреслинг

Атлетизм

Бильярд

Гиревой

Каратэ-до

Кекусенкай

Скалолазание

Стрельба из арбалета

Кикбоксинг

Контактное каратэ

Пауэрлифтинг

Самбо

11

Стрельба из лука

Стендовая стрельба

12

Бобслей

Приложение3

Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различногопрофиля

№ п/п

Профили и отдельные виды кружков

Наполняемость групп

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий*

оптимальная

допустимая

1

Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнический и др.)

10

15

2

2 по 45 мин, с 10-минутным перерывом

2

Занятия с использованием компьютерной техники

10

15

1 - 2

2 по 30 мин учащихся 1 - 5 классов (7 - 10 лет);

2 по 45 мин - с 6 класса и старше (11 - 16 лет)

3

Художественные объединения детей:

10

15

2

2 по 45 мин

литературно-творческие

театральные

10

15

2

2 по 45 мин

хоровые

30

70

2

2 по 45 мин

оркестровые

от 10

до 30

2

репетиция - около 3,5 ч, внутренний перерыв - 20 - 25 мин

музыкальные

1/8*

1/12**

от 2 до 3

30 мин (индивидуальные занятия), 2 - 3 по 45 мин (групповые)

бального танца

10 - 12

45

2

2 по 45 мин

хореография

10

25***

2

2 по 30 мин - младшие школьники, 2 по 45 мин - другие группы

изобразительное искусство

10

15

2

2 - 3 - 4 по 45 мин

кинолюбителей

10

15

2

2 по 45 мин

шахматный клуб

 

 

2 - 3

2 по 45 мин

4

Занятия в кружках юных туристов и краеведов

10

15

1 - 2 похода или занятия на местности в месяц

3 по 45 мин, занятия на местности - до 4 ч

5

Занятия эколого-биологической направленности

10

20

2, из них одно проводится по подгруп.

2 по 45 мин

6

Занятия физкультурно-спортивного профиля:

10

15

2 - 3

45 мин - для учащихся 8 - 13 лет, 2 по 45 мин × 2 - для учащихся 14 - 17 лет

группы начальной подготовки

радиоспорта

8

15

2 - 3

2 по 45 мин

занятия картингом

10

15

1

45 мин

прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.)

10

15

2 - 3

в зависимости от характера занятий, теоретические - 2 по 45 мин

*) Продолжительность занятий от 30 до 45 мин с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений;

**) в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

***) младшая группа первого года обучения.

Приложение 4

(справочное)

Примерный состав и площади помещений для занятийдетей техническим творчеством

Помещения

Площадь, м2

на 1 ребенка

лаборантской

I. Группа помещений для младших школьников

 

 

Для технического моделирования с лаборантской

4,8

18,0

Для работы с природными материалами

6,0

18,0

II. Группа помещений мастерских

 

 

Мастерские по обработке древесины и металла

6,0

18,0

III. Группа помещений конструкторов-рационализаторов

 

 

Лаборатория радиоконструирования с лаборантской

4,8

18,0

Для радиотелеграфа

2,7

-

Для радиостанции KB и УКВ

3,6

18,0

VI. Группа помещений научных обществ учащихся

 

 

Лаборатория физико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий

7,2

18,0

Лаборатория химико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий

7,2

18,0

Лаборатория астрономии с лаборантской и обсерваторией

4,1

18,0 + 9,0

V. Группа помещений для технических видов спорта

 

 

Лаборатория авиационного и ракетного моделирования с лаборантской

4,8

18,0

Лаборатория автомоделирования с лаборантской

3,6

18,0

Лаборатория судомоделирования с лаборантской

4,8

18,0

Помещение кинофотостудии с лаборантской

6,0

-

Приложение 5

(справочное)

Примерный состав и площади основных помещенийстанции юных натуралистов

Помещения

Площади, м2

на 1 ребенка

лаборантская

Лаборатория младших классов с лаборантской

4,8

-

Лаборатория зоологии и животноводства с лаборантской

3,6

18,0

Лаборатория ботанико-растениеводческая

3,6

18,0

Лаборатория зоолого-животноводческая

3,6

18,0

Лаборатория экспериментальной биологии

3,6

18,0

Лаборатория физиологии животных

4,8

18,0

Лаборатория охраны и наблюдения природы с лаборантской

3,6

18,0

Приложение 6

(справочное)

Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительногообразования и возможные варианты принятых в них систем вентиляции

Помещения

Количество необходимого воздуха на 1 учащегося, м3

Возможные принятые системы вентиляции

Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками (без выделения вредных химических агентов, пыли)

±16

1. Естественный организованный приток по специальным каналам. Естественная канальная вытяжка.

2. Общеобменная механическая вентиляция.

3. Приточная вентиляция в системе воздушного отопления. Вытяжка - естественная через рекреации

Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками и с выделением пыли или вредных химических веществ (мастерские по обработке металла, дерева, с крупным станочным оборудованием, кружки технического моделирования, кинофотолаборатория)

+20 - 30

- по расчету местная вытяжка от источников загрязнения

1. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам. Местная вытяжная вентиляция со встроенными отсосами, вытяжными шкафами и зонтами.

2. Общеобменная механическая вентиляция в сочетании с местной вытяжной вентиляцией. При любом варианте вытяжка должна превышать приток

Актовый зал - лекционная аудитория, помещения для кружков хора, музыкальных, и др.

±20

1. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам.

2. Общеобменная механическая вентиляция

Помещения для занятий с повышенной двигательной активностью (залы спортивные, для занятий бальными танцами, хореографией; бассейны)

+70 - 80

1. Общеобменная механическая вентиляция.

2. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам

Библиотеки (читальные залы, абонемент)

±20

1. Общеобменная вентиляция.

2. Механический приток. Вытяжка - естественная, канальная

Другие помещения (не перечисленные выше)

 

Система вентиляции принимается в соответствии с технологическими требованиями

Приложение 7

(справочное)

Выдержка из приказа Минобразования

России от 03.05.001276

«Огосударственной аккредитации

образовательныхучреждений

дополнительногообразования детей»

Перечень видов образовательных учреждений дополнительногообразования детей

1. Дворец - образовательное учреждение дополнительногообразования детей, реализующее дополнительные образовательные программы неменее семи направленностей.

2. Центр (дом) -образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующеедополнительные образовательные программы не менее четырех направленностей.

3. Станция - образовательноеучреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительныеобразовательные программы одной из направленностей.

4. Школа - образовательноеучреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительныеобразовательные программы одной из направленностей, рассчитанные на три и болеелет и имеющие своей целью общую подготовку и профессиональную ориентацию в избраннойобласти.

5. Детская студия -образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующеедополнительные образовательные программы художественной направленности иимеющие постоянный детский творческий коллектив.

6. Клуб - образовательноеучреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительныеобразовательные программы одной из направленностей на основах клубнойдеятельности.

7. Детскийоздоровительно-образовательный лагерь - образовательное учреждениедополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательныепрограммы не менее двух направленностей в условиях отдыха и оздоровления детей.

Библиографические данные

1. Федеральный закон «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99.

2. Федеральный закон «Обобразовании».

3. Федеральный закон «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора134-ФЗ от 08.08.01.

4. Положение огосударственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации иПоложение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании,утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 554 от 24.07.00.

5. Приказ Минздрава РФ «О порядке проведения предварительных ипериодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска кпрофессии», № 90 от 14.03.96.

6. Приказ МинобразованияРоссии, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствованиипроцесса физического воспитания в образовательных учреждениях РоссийскойФедерации».

7. ГОСТ 19301.1-19301.3-94 «Мебель детскаядошкольная. Функциональные размеры».

8. СНиП 23-05-95 «Естественноеи искусственное освещение».

9. СанПиН2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству водыцентрализованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

10. СанПиН2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам,персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

11. СанПиН2.1.2.729-99 «Полимерные и полимеросодержащие строительные материалы,изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности».

12. СанПиН2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования кустройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».

13. СанПиН2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямобщественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевыхпродуктов и продовольственного сырья».

14. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасностипродовольственного сырья и пищевых продуктов».

15. СанПиН 3.5.2.541-96 «Требования корганизации и проведению мероприятий по уничтожению бытовых насекомых и комаровподвальных помещений».

16. СП 3.1.3.2.558-96 «Общие требованияпо профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний».

17. СанПиН2.2.1./2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитныезоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

18. СП1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля засоблюдением правил и выполнением санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий».

19. СП 3.1.1.1117-02 «Профилактикаострых кишечных инфекций».

20. МУ 2.1.7.730-99«Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест».

21. Типовое положение об образовательномучреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлениемПравительства РФ от 22.02.97212.

22. СанПиН2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения вобщеобразовательных учреждениях».

23. СанПиН2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ дляпрофессионального обучения и труда подростков».

24. СанПиН 42-125-4270-87 «Устройство, содержание и организация работы лагерей трудаи отдыха».

25. СП 2.4.4.969-00 «Гигиеническиетребования к устройству, содержанию и организации режима в детскихоздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

26. ГОСТ 11015-93«Ученические столы».

27. ГОСТ 11016-93«Стулья ученические».

28. Санитарные правилаустройства и содержания мест занятий физической культурой и спортом. Утверждены30.12.761576-76.

 

 



События

28 апреля

всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда