На главную
На главную

Приказ 60 «Об утверждении Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг»

Настоящая Методика предназначена для использования в качестве временной методической основы при разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением - базы для определения размеров компенсаций и носит рекомендательный характер.

Обозначение: Приказ 60
Название рус.: Об утверждении Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг
Статус: не действующий (Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 утратил силу)
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 22.11.1993
Дата окончания срока действия: 18.06.1996
Утвержден: Роскоммунхоз (22.11.1993)

                        МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

        НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

         Утверждена б. Роскоммунхозом 22 ноября 1993 г.

 

                              ВВЕДЕНИЕ

 

    Настоящая Методика разработана в соответствии  с постановлением

Совета Министров - Правительства РоссийскойФедерации от 22 сентября

1993 г.  N  935   переходе  на  новую систему  оплаты  жилья и

коммунальных услуг  и порядке  предоставления  гражданам жилья   и

коммунальных услуг  и порядке  предоставления гражданамкомпенсаций

(субсидий) при оплате жилья и коммунальных  услуг" и  предназначена

для использования   в качестве  временнойметодической  основы  при

разработке нормативов   потребления    жилищно-коммунальных    услуг

населением -  базы для  определения  размеров компенсаций  и носит

рекомендательный характер.

 

    Необходимость разработки    нормативов    потребления    услуг

обусловлена тем, что Законом РФ "Об Основах  федеральной  жилищной

политики" повышение   размера оплаты  жилья  и коммунальных  услуг

предусмотрено одновременно  с применением  мер  социальной  защиты

граждан в виде  предоставления  им компенсаций (субсидий) на оплату

жилья и коммунальных услуг в пределах социальнойнормы площади жилья

и нормативов потребления  коммунальных  услуг с учетом совокупного

дохода семьи и действующих льгот.

 

    Становление рыночных  отношений   в   ЖКХ неизбежно  приведет

практически к отказу  от дотаций  в  жилищно-коммунальной  сфере и

использованию экономически    обоснованных    тарифов  в   качестве

единственного средства расчетов спотребителями  и   производителями

услуг ЖКХ. Это вызовет многократное удорожание жилищно-коммунальных

услуг для населения, особенно болезненно для тойвесьма значительной

его части, которая  по  тем или  иным  причинам попала в категорию

социально незащищенных граждан и объективно неможет  самостоятельно

изменить свой статус. В трудном   положении   оказались  и  службы

"Заказчика" по   жилищно-коммунальным   услугам  из-за   недостатка

финансовых средств  для расчетов  с предприятиями,  обеспечивающими

развитие и текущее функционирование отрасли.

 

     Длянейтрализации  негативных  последствий процесса перехода к

рынку необходимо создание  гибкой  и активной  системы  социальной

защиты населения, обеспечивающей одновременно максимально возможное

смягчение факторов социального риска иэкономическую поддержку самой

отрасли как системы жизнеобеспечения территорий.

 

    Основная цель такой системы - непосредственное  предоставление

субсидий населению,  компенсирующее затратына жилье и коммунальные

услуги ( в зависимости от объема их потребленияи  уровня доходов);

общие принципы ее заключаются в следующем:

 

     -адресно-дифференцированный   подход  к различным  категориям

населения в зависимости  от  возраста, трудоспособности,   степени

экономической самостоятельности,    численности    семьи,   условий

проживания и т. д. при установлении права наполучение субсидий;

 

     -использование  нормативов  потребления  жилищно-коммунальных

услуг как  формы   государственных   гарантий минимального  уровня

обеспеченности ими населения  и базы  для  разработки стоимостного

эквивалентна этих гарантий  для  социально незащищенных  категорий

граждан;

 

     -использование в  перспективе  дифференцированных  тарифов на

жилье и  коммунальные   услуги   для  формирования  дополнительных

источников финансирования деятельности ЖКХ,  крайне необходимых  для

вывода отрасли   на    нормальный    режим   функционирования    и

воспроизводства основных функций;

 

     -учет   разнообразия   региональных    условий   деятельности

предприятий ЖКХ при  едином методологическомподходе к формированию

системы социальной защиты населения.

 

    Разработка нормативов является основой и важнейшей предпосылкой

создания действенной системы социальной защитынаселения.

 

    Нормативы отражают   тот   минимальный,   но  достаточный  для

поддержания жизнедеятельности уровень потребленияуслуг  населением,

который должен быть  обеспечен  всем гражданам,  исходя из принципа

равнодоступности услуг, и с учетом социальныхгарантий малоимущим.

 

     Следуятребованиям дифференцированного подхода к выработке  мер

социальной защиты:   нормативы должны  разрабатываться  для  разных

уровней благоустройства  и типов  жилищного  фонда, численности  и

состава семей и других факторов,  что отличает их от среднегородских

показателей потребления тех или иных услуг,методика расчета которых

нивелирует различия  в условиях  проживания  и , следовательно,  в

уровне потребления.

 

     Помимоприменения нормативов в  разработке  системы социальной

защиты, они могут быть использованы для формирования будущего рынка

коммунальных услуг: объем потребления ихсверх  уровня  норматива в

дальнейшем может    стать   предметом   коммерческой   деятельности

предприятий ЖКХ.

 

     Ещеодно важное направление использования нормативов -  участие

(в стоимостном выражении) в формированииминимальной потребительской

корзины, а через нее - в определении минимальныхуровней  заработной

платы: пенсий, пособий, других социальных выплат.

 

     Такимобразом,  нормативы являются необходимыминструментом для

решения задач,    возникающих     при     переходе     к     новым

социально-экономическим условиям.  Однако разработка  их  в полном

соответствии с изложенными  принципами  социальной защиты  требует

предварительного создания   необходимой  информационной   базы   по

демографическому и социальному составу семей вувязке с их  жилищной

обеспеченностью и доходами,  а  практическое применение - внедрения

квартирных счетчиков фактического расхода воды,теплоэнергии, газа.

 

    Поэтому на  первоначальном  этапе перехода  на  новую систему

оплаты жилья  и   коммунальных   услуг рассчитываются  укрупненные

нормативы потребления  коммунальных услуг  с   учетом  фактических

показателей, что и нашло отражение в даннойМетодике.

 

     Этообусловлено также тем,  что на этом этаперечь будет идти в

большей мере о повышении оплаты жилья,  т. к. тарифы на коммунальные

услуги в условиях  либерализации  цен  наэнергоносители,  хотя и в

недостаточном объеме, были повышены в 1992 -1993гг.

 

     Вдальнейшем по мере приближения уровня оплаты к  экономически

обоснованным ставкам  и тарифам и в целях экономии энергетических и

других ресурсов должен  быть использован дифференцированный  метод

расчета указанных нормативов с учетом местныхусловий, состава семей

и др. факторов.

 

 

           МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ

                     ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

                           1. Общая часть

 

 

     1.1.Под   нормативами     рамках   задач  данной Методики)

понимается группа показателей,  характеризующих   необходимый   на

текущий период  минимальный  объем потребления жилищно-коммунальных

услуг, оказываемых населению,  в пределахсоциальной нормы  площади

жилья и  оплачивается  ими за счет собственных средств,  а также за

счет целевых компенсаций (субсидий),  предоставляемых малоимущим для

оплаты жилья и коммунальных услуг.

 

     1.2.Нормативы  измеряются  количеством материального носителя

услуги (площади жилья,  воды, энергии)  соответствующего  качества,

которые необходимо   предоставить   населению  для   удовлетворения

минимума той или иной  потребности; единицей  измерения  нормативов

является удельный объем, т. е.  количество   материального носителя,

приходящееся на 1 чел.,  обеспеченного  данной услугой,  в  разных

условиях проживания    (например,    с   централизованным   горячим

водоснабжением или газовыми колонками, сэлектрическими или газовыми

плитами и т.д.), и на 1 чел. в среднем потерритории.

 

     1.3.Уровни  нормативов  могут меняться  в  любую сторону,  в

зависимости от динамики социально-экономическойситуации,  изменений

демографического характера,   проводимых  мероприятий  по  экономии

ресурсов и т. д., и должны периодическипересматриваться.

 

     1.4.Величина нормативов в  значительной  степени определяется

конкретными местными   условиями  (климатическими,  экономическими,

состоянием основных  фондов и  др.),  в связи  с  чем они  должны

разрабатываться на  местах, с использованием настоящих методических

положений и необходимой корректировкой исходныхданных, положенных в

основу приводимых примеров.

 

     1.5.В  соответствии  с поставленной задачей в данной методике

рассматриваются услуги  ЖКХ, которые  оказываются   непосредственно

населению в пределах  жилищного  фонда и оплачиваются им из личных

доходов. Сюда относятся услуги жилищногохозяйства,  водоснабжения и

водоотведения, теплоснабжения,  электроснабжения,  газоснабжения, по

вывозу жидких нечистот в неканализованном жиломфонде.

     Крометого,  по решению местных органов властииз оплаты  жилья

могут быть выделены  услуги по вывозу твердыхбытовых отходов и для

них определены соответственно нормативыпотребления.

 

     1.6.Согласно   Закону  РФ "Об  основах  федеральной жилищной

политики" и  упомянутому   Постановлению   Совета   Министров    -

Правительства РФ от  22  сентября 1993  г.  N 935 социальная норма

площади жилья утверждается органамигосударственной власти республик

в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и

Санкт-Петербурга, а  нормативы  потребления коммунальных  услуг  -

местной администрацией.

 

     1.7.Расчет нормативов на коммунальные услуги в данной Методике

учитывает полный уровень благоустройства  (централизованные  системы

водоснабжения и канализации,  отопления  и горячего водоснабжения,

газовые и электрические  плиты  для пищеприготовления).  В  случае

пониженного уровня   благоустройства   нормативы потребления  могут

приниматься на уровне действующих или пофактическим расходам.

 

 

                       2. Жилищное хозяйство

 

 

     2.1.Социальная норма площади  жилья  - это,  как  следует их

Закона РФ "Об Основах федеральной жилищнойполитики", размер площади

жилья, приходящейся  на одного  человека  ,  в  пределах  которого

осуществляется предоставление компенсаций(субсидий) по оплате жилья

и коммунальных услуг.

 

    Социальная норма   площади  эквивалентна минимальному  размеру

предоставления жилых помещений, которыйустанавливается в кв. метрах

общей площади  квартиры,   в  зависимости от  достигнутого  уровня

жилищной обеспеченности, состава семьи и др.

 

     2.2.Социальная норма  должна  создавать определенные  гарантии

гражданам как  в   обеспечении  их жильем,  так  и в  обеспечении

возможности его оплаты,  в т.ч. и для малоимущих - за счет субсидий,

т. е.  уровень  норматива  должен быть  достаточным  для создания

нормальных условий  проживания   учетом  сложившегося показателя

жилищной обеспеченности на  территории), а  также  для обеспечения

жильем граждан - очередников на улучшениежилищных условий. С другой

стороны,  впределах  этой  нормы должны  предоставляться  субсидии

отдельным низкообеспеченным  категориямграждан.  При этом субсидии

семьям с низкими  доходами  должны выплачиваться  в  основном без

привлечения  дополнительных  бюджетных  средств (учитывая  дефицит

бюджета), средств предприятий и организаций.

 

     Вэтих  условиях  величину социальной  нормы  площади,  жилья

целесообразно устанавливать  не выше достигнутой (средней) жилищной

обепеченности на территории. Установлениеуказанной нормы в пределах

достигнутой (средней)  жилищной обеспеченности (на уровне или ниже)

позволит при повышении размеров оплаты зажилье  обеспечить  выплату

субсидий семьям  с   низкими   доходами,  в   том  числе за  счет

использования дополнительной выручки,  полученной от семей,  имеющих

площадь, превышающую социальную норму.

 

     Втаблице   6   в качестве  примера  представлено соотношение

размеров средств, полученных отраслью в виде платежей населения  и

ассигнований из  бюджета  при различной  величине социальной нормы

площади жилья.

 

     Вкачестве примера приняты 4 варианта норматива 12,  15, 18, 21

кв. метр общей  площади на человека.  Интервал показателя принят по

данным статотчетности за 1992 год, которыефиксируют разброс средних

значений жилищной обеспеченности по территорииРоссии.

 

     Вотличие  от  действующего до  настоящего  времени Жилищного

кодекса РСФСР социальная норма площади жильяопределяется по единой

для всей территории России,  а устанавливается, как уже указывалось,

региональными органами  государственной  власти в  зависимости   от

местных условий.

 

    Наиболее целесообразно   социальную    норму   площади  жилья

устанавливать на одного  человека  (кв. метров  общей  площади на

-человека.

 

     Приэтом  при решении  вопроса  о выплате  субсидий  семьям с

низкими доходами должны учитываться особыеобстоятельства, в  т.  ч.

состав семьи. Так,  для  одиноких граждан, являющихся пенсионерами,

инвалидами и др., социальная норма площади может быть увеличена  до

размера площади фактически занимаемойоднокомнатной квартиры в домах

жилищного фонда социального использования на  данной территории.  С

этой целью Законом  РФ  "Об основах федеральной жилищной политики"

предусмотрено, что органы местного самоуправлениямогут представлять

льготы гражданам по оплате жилья при площади,превышающей социальную

норму.

 

    Порядок расчета социальной нормы площади через  количество кв.

метров общей площади квартиры на человека сучетом имеющихся льгот и

других заслуживающих  внимания  обстоятельств   является   наиболее

простым и справедливым. Удельный нормативявляется более достоверным

и сопоставимым показателем, поскольку  не  зависит от   меняющейся

структуры населения по численности и составусемей.

 

     Крометого,  при  установлении социальной  нормы в кв.  метрах

общей площади на человека  может быть использован  ныне действующий

институт дополнительной  площади в новом  качестве.  Иначе говоря,

нормативные акты по дополнительной площади  могут быть  учтены  при

регламентации вопросов  предоставления  гражданам льгот  по  оплате

жилья при площади,  превышающей  социальную норму,  а  также  при

обеспечении жилыми помещениями отдельныхкатегорий граждан.

 

     Вто  же время по решению региональных и местных администраций

социальная норма площади жилья может  быть установлена,  исходя  из

иных критериев, в  частности,  определяться предельными  размерами

квартир, занимаемых различными категориями семей.

 

    Социальная норма площади жилья  (кв.  м общей  площади  на  1

человека )  является  базой  для расчетов  нормативов  потребления

коммунальных услуг (см. соответствующие разделыданной Методики).

 

 

                                                           Таблица 6

 

 

              ИЗМЕНЕНИЕ СОВОКУПНОГО ОБЪЕМА СРЕДСТВ,

          ПОЛУЧЕННЫХ ОТРАСЛЬЮ В ВИДЕ ПЛАТЕЖЕЙ НАСЕЛЕНИЯ

          ИАССИГНОВАНИЙ ИЗ БЮДЖЕТА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ВЕЛИЧИНЕ

                 СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ*

 

 

----------T----------------------T----------T----------T---------------------¬

¦Установ-¦Доля покрытия реальных¦ Дополни- ¦Средства, ¦ Совокупные средства,¦

¦ленная  ¦затрат за счет средств¦тельная  ¦полученные¦ полученные отраслью ¦

¦величина ¦    населения,%      ¦выручка, ¦отраслью  ¦ за счет платежей    ¦

¦социаль-¦                      ¦полученная¦из бюдже- ¦ населения и ассигно-¦

¦ной нор- ¦                      ¦отраслью в¦  та,    ¦ ваний из бюджета,   ¦

¦мы жилья ¦                      ¦виде пла-¦% от по-  ¦    % от потребности ¦

¦(кв. м  ¦----------T-----------¦тежей на- ¦требности ¦----------T----------¦

¦общей   ¦существу- ¦принятая в ¦селения, ¦( принята ¦ существу-¦ принятые ¦

¦площади  ¦ющая     ¦расчете   ¦% к реаль-¦нафакти- ¦ ющие ус- ¦ врасчет ¦

¦на че-   ¦         ¦          ¦ным затра-¦  ческом  ¦  ловия   ¦          ¦

¦ловека)  ¦         ¦          ¦ там     ¦  уровне) ¦          ¦          ¦

L---------+----------+-----------+----------+----------+----------+-----------

   12       3,8         20          19,8       30       33,8       49,8

 

   15       3,8         20          18,2       30       33,8       48,2

 

   18       3,8         20          14,2       30       33,8       44,2

 

   21       3,8         20           9,5       30       33,8       39,5

 

 

     * Врасчете принята совокупная  доля  дохода семьи  на  оплату

жилья и коммунальных услуг - 10%.

 

                 3. Водоснабжение и водоотведение

 

 

     3.1.Норматив    водопотребления   включает внутриквартальные

расходы воды        для        удовлетворения       физиологических,

санитарно-гигиенических, хозяйственных  потребностей населения,   а

также внеквартирныерасходы в пределах жилищного фонда и потери воды

в системах внутреннего сантехоборудованияи внутриквартальных сетях.

 

     3.2.Формирование минимального уровня норматива базируется  на

учете расходов воды  по  основным наиболее  типичным процедурам ее

использования в быту и некотором  снижении неоправданных  утечек  и

потерь воды, происходящих не по вине потребителей, но оплачиваемых

ими. Такой подход позволяет  установить  нижний предел  норматива,

который может быть использован для определения размера субсидий при

недостаточности финансовых  средств;  верхним   пределом   является

фактический расход   воды  в   полностью   благоустроенном   фонде,

оплачиваемый населением в настоящее время.

 

     3.3.Проведенные  расчеты,  а также  исследования   НИИ  КВОВ

показали, что для  удовлетворения  внутриквартирных  нужд населения

достаточно 140 л воды в сутки на  1 чел.,  кроме  того, 25  л/сут.

требуется для  поддержания  бесперебойности  водоснабжения,  т.  е.

покрытия неизбежных утечек в сантехоборудовании ипотерь по  причине

нерационального расходования     воды   потребителями,    устойчиво

сохраняющегося в условиях отсутствия приборовучета.

 

     Навнеквартирные нужды (уборка лестниц, холлов в жилых  домах,

придомовых территорий,  полив  зеленых насаждений)  расходуется  в

среднем 5 л/сут. на 1 чел.

 

     Такимобразом, потребность в воде на нужды населения составляет

170 л/сут. на  чел.,  а с учетом потерь во внутриквартальных сетях,

принятых в размере 9 - 10 % от потребности против18 -20 % реальных,

общий минимальный норматив водопотреблениясоставит 185 л/сут.  на 1

чел., нерациональных  расходов, утечек  и  потерь, учитываемых   в

составе норматива,  - 40 л/сут. на 1 чел., или около 22 % от уровня

норматива, что не намного  отличается от оценок  фактических потерь

(28 - 30%).

 

     Итак,норматив  водопотребления  для установления минимального

размера субсидий составляет 185 л/сут.,  или 67,5 куб. м воды в год

на 1 чел.  для территорий, входящих в Iзону по водоснабжению;  для

регионов II зоны норматив составит 200л/сут.,  или 73 куб.м воды  в

год на 1 чел.

 

     3.4.Для населения,  проживающего в жилищномфонде с пониженным

уровнем благоустройства,  нормативы водопотребления существенно ниже

и составляют   пропорции  к минимальному  нормативу для зданийс

полным благоустройством):

 

       жилых домах  с  водопроводом, канализацией,  ванными   и

газовыми водонагревателями (около 9% населенияРФ) - 130 л/сут. на 1

чел.

 

     - вжилых домах с водопроводом и канализацией, без ванн  и  ГВС

(примерно 10% населения РФ) - 100 л/сут. на 1чел.

 

     Сучетом  этих  данных, средний  по  РФ уровень  минимального

норматива водопотребления   составит  170   л/сут.   на   1   чел.,

проживающего в   жилищном    фонде,   оборудованном   как  минимум

централизованными системами водопровода иканализации.

 

     3.5.Норматив  водоотведения  следует  принимать   на   уровне

норматива водопотребления  за вычетом 5 - 10 л/чел.,  теряющихся при

приготовлении пищи,  уборке помещений и территорий,  поливке зеленых

насаждений и т. д. , и не попадающих вканализацию.

     Отсюдаминимальные  (для  субсидий)  нормативы   водоотведения

должны составлять:

 

       полностью благоустроенном жилищномфонде -175 л/сут.  на 1

чел.

 

     - вжилищном фонде без ГВС - 125 л/сут. на 1 чел.

 

     - вжилищном фонде без ГВС и ванн  - 95л/сут. на 1 чел.

 

     Всреднем   по   РФ  для   жилищного   фонда,  оборудованного

водопроводом и канализацией,  приблизительно   - 160л/сутки.

 

     Дляжилищного  фонда с пониженным уровнемблагоустройства,  а в

отдельных случаях и для всего жилищного фонданормативы  потребления

принимаются на уровне действующих норм,  утвержденных в соответствии

с приказам Минжилкомхоза РСФСР от 24.12.81 N 658.

 

 

                         4. Теплоснабжение

 

 

     4.1.Определение нормативов теплопотребления  включает  расчет

количества теплоэнергии,   необходимого для  отопления  и  горячего

водоснабжения благоустроенного жилищного  фонда. Уровень  норматива

должен обеспечивать   нормальный  температурный   режим   различных

помещений внутри жилых домов и  санитарно-гигиенические  потребности

населения. Поэтому    понятие   норматива    теплопотребления   как

минимального уровня  расхода теплоэнергии   на   нужды,  например,

отопления означает, что этот норматив соотнесен сминимальной нормой

жилищной обеспеченности, установленной для целейвыделения субсидий,

без ущемления интересов потребителей.

 

    Годовой расход   теплоэнергии    на    отопление  и   горячее

водоснабжение определяется   в  соответствии    с    "Методическими

указаниями по определению расходов топлива,электроэнергии и воды на

выработку   теплоты    отопительными    котельными     коммунальных

теплоэнергетических     предприятий",     утвержденными     приказом

Минжилкомхоза РСФСР от 06.04.87 N156,  или по  фактическому  уровню

потребления тепла от источника теплоснабжения.

 

                                     н.о

     4.2.Отопление.  Минимальный  (Qгод), норматив  потребности  в

теплоэнергии определяется как произведениефактического (расчетного)

годового расхода теплоэнергии  на  отопление общей  площади  жилых

        ф.о.

зданий (Qгод ) и социальной нормы жилья, принятой в данном регионе

(N), т.е.

 

 

     н.о     ф.о.

    Qгод  = Qгод   х  N

            ------------

             Sоб. х Гкал/года на 1 чел. (1),

 

     гдеSоб.  - общая площадь жилых зданий.

 

     Из-зарегиональных различий в климатических условиях, характере

и структуре    застройки     уровень     минимального     норматива

теплопотребления должен    устанавливаться    на  местах.   Расчеты

выполняются применительно к отдельным зданиям,или группе однотипных

зданий, или по  городу  в целом  -  в соответствии с тем порядком,

который принят в расчетах  с  населением за  услуги   центрального

отопления.

    Средний по Российской Федерации уровень минимального норматива,

исчисленный по  усредненным   в   разрезе  экономических   районов

климатологическим параметрам  и средней  структуре   застройки  по

этажности, составляет 2,9 Гкал/год на 1 чел.

 

     4.3.Минимальный норматив теплопотребления следует использовать

для выделения субсидий в том случае,  если социальная  норма жилья,

принятая в   регионе,    ниже    фактического    уровня   жилищной

обеспеченности; если   социальная  норма   жилой    площади   выше

фактического уровня,  размер субсидий  устанавливается,  исходя из

фактического теплопотребления на 1 чел.

 

     4.4.Горячее водоснабжение.  Минимальныйнорматив потребности в

теплоэнергии для приготовления  горячей  воды на  хозяйственные  и

санитарно-гигиенические нужды населения (Гкал/годна 1  чел.)  можно

определить по действующей  Методике,  используя в  качестве  нормы

расхода горячей воды населением (которая входитв  формулу  расчета)

минимальный уровень этого показателя,  составляющий 40% от норматива

водопотребления на 1 чел.  Рассчитанный таким образом средний по  РФ

уровень минимального норматива составил 1,9Гкал/год на 1 чел.

 

 

                        5. Электроснабжение

 

 

     5.1.Основными  направлениями  использования электроэнергии  в

пределах жилищного  фонда являются  :  освещение, мелкобытовые   и

мелкомоторные нагрузки,  пищеприготовление;  в некоторых районах РФ

электроэнергия используются для  отопления, горячего  водоснабжения

населения, а также кондиционирования воздуха вжилых зданиях.

 

     5.2.Освещение  жилых зданий.  Годовой расход электроэнергии на

освещение жилых и вспомогательных помещений вжилых домах в  расчете

на 1 чел.   зависит от установленной мощности источников света на 1

кв.м площади, числа  часов  горения ламп  в  году и  коэффициента

одновременности их включения,  а также  от социальной нормы площади

жилья. В этих условиях при средних  фактических значениях  основных

параметров (принятых   по  исследованиям   Академии   коммунального

хозяйства - 1987 г.) и социальной норме жилья12  кв.м/чел.  годовой

расход электроэнергии на освещение составит 70квт. ч/год на 1 чел.;

при 15 кв.м/чел. - 90 кВт.ч;  при 18 кв.м/чел.  - 120 кВт/чел.  для

территорий, относящихся   ко II  климатической  зоне; для  I  зоны

применяется коэффициент 1,07, для III - 085.

 

 

                                                        Таблица 5.1

 

         Расход электроэнергии на бытовые электроприборы,

                       используемые населением

 

 

-----------------------------T--------------T----------------------¬

¦Наименование приборов       ¦  Количество ¦    Среднийгодовой   ¦

¦                            ¦   приборов  ¦расход электроэнергии,¦

¦                            ¦   на семью  ¦     кВт.чна семью   ¦

L----------------------------+--------------+-----------------------

1. Холодильник, морозильник        1                 250

 

2. Телевизор, видеомагнитофон      1                 185

 

3. Радиоприемник, магнитофон       1                  75

 

4. Пылесос, полотер                1                  50

 

5. Швейная машина                  1                  30

 

6. Стиральная машина               1                  25*

 

7. Утюг                            1                  60

 

8. Прочие мелкие бытовые

   приборы(кофемолки, тостеры,

   миксеры,мясорубки, бритвы,

   фены,грелки, паяльники,

   дрели,электрообогреватели

   ит.д.)                                             40

 

   Итого насемью в жилищном фонде:

 

   - сгазовыми плитами                               655

 

   - сэлектрическими плитами                         690

 

9. Электроплитка                   1                   350

 

10. Электрочайник,                 1                   200

   электрокофейник

 

   Итого насемью в жилищном фонде

   сплитами на твердом топливе                      1205

 

       числителе  - расход  электроэнергии  на стирку и глажение

белья в домах с газовыми плитами и плитами  на твердом  топливе;  в

знаменателе - на  стирку,  глажение и  кипячение  белья в домах с

электроплитами.

 

 

     5.3. Мелкобытовая   и   мелкомоторная   нагрузка.  Потребление

электроэнергии на эти  цели  определяется, исходя  из   минимально

необходимого набора        электроустройств        бытового        и

культурно-информационного назначения на 1семью  и средних  годовых

расходов электроэнергии одним прибором; этиданные приведены в табл.

5.1. применительно к населению,  проживающему в  жилищном  фонде с

разным типом оборудования для пищеприготовления,поскольку в домах с

плитами на твердом топливе довольно широкоераспространение получили

переносные электроприборы  для приготовления  пищи  и горячей воды,

расходующие большое  количество электроэнергии.  Суммарные  расходы

электроэнергии на   бытовые  приборы на  1  семью использованы  в

расчетах общего  норматива   электропотребления    на    1    чел.

Электропотребление  лицами составляет  в среднем 25 - 30 кВт.ч на 1

чел., проживающего в  доме, оборудованном  лифтами,  учитывается в

составе эксплуатационных расходов по жилью.

 

     5.4. Пищеприготовление. Для определения расхода электроэнергии

на приготовление пищи   в   домах  с   напольными   электроплитами

использована эмпирическая формула:

 

                                кВт.ч

     Эгод  = (40 + 10 х n) х12----    , (1)

                                год

 

 

     где n  -  число  членов   семьи;   полученные  данные   также

использованы в расчетах общего нормативаэлектропотребления.

 

 

     5.5.Общий норматив потребления электроэнергии в жилищном фонде

определен как  сумма   расходов   по  основным   направлениям   ее

использования. При   этом  расходы    на    бытовые   приборы    и

пищеприготовлениеисчислены  сначала  на 1  чел.  в зависимости от

состава семьи, а затем по средней структуренаселения по численности

семей -  на   1  чел. в  среднем.  Исходя из  экспертных  оценок,

предусмотрено снижение расхода для малочисленныхсемей (1 - 3  чел.)

на 30,15  и5%  соответственно,  имея в виду, что члены таких семей

больше времени проводят в вне дома,чащепользуются услугами общепита

и т.д.

     Врезультате расчетов получены следующие значения минимального

норматива электропотребления (на 1 чел.):

 

       жилых домах  с  газовыми плитами (71%  населения )

                                                    - 325 кВт.ч/год

 

     - вжилых домах с электроплитами (16% населения - 635 кВт.ч/год

 

     - вжилых домах с плитами на твердом топливе ( 13% населения)

                                                     - 525 кВт.ч/год

 

     Всреднем по РФ - 400 кВт.ч/год.

 

 

     Этизначения минимального  норматива  электропотребления  могут

быть использованы для  расчетов  по определению размеров субсидий в

условиях II климатической  зоны  при социальной  норме  жилья  12

кв.м/чел., определяющих  расход электроэнергии  на  освещение. Для

других условий необходимо  сделать  соответствующий  пересчет этой

части норматива в соответствии с пунктом 5.2данного раздела.

 

     5.6.Для    районов,   где  применяется   электроотопление   и

электроподогрев для горячего водоснабжения жилыхдомов, определяются

нормативы расхода    электроэнергии   на  эти   цели,   исходя  из

соответствующих годовых   расходов  теплоэнергии,   рассчитываемых

обычным порядком по формулам:

 

                  о

     о          Q год.уд

     Эуд.год  =-------     , кВт.ч/чел.(2)

                860 х n

 

 

 

                  гвс

      гвс        Q год.уд

     Эуд.год  =-------     , кВт.ч/чел.(3)

                860 х n

 

 

     где860 - тепловой эквивалент 1 кВт.ч в  ккал;

 

     n - к.п.д. электронагревательныхустройств (0,95).

 

    Полученные данные   учитываются     в     общих    нормативах

электропотребления для данных районов.

 

     5.7. Кондиционирование воздуха в жилыхпомещениях актуально для

южных районов РФ, входящих в  I  и II  зоны  кондиционирования  со

средней температурой  самого жаркого месяца в 13 ч.  +25 градуса С и

выше; в таких районах проживает примерно 15%  населения РФ,  и  для

этих территорий кондиционирование воздуха должнорассматриваться как

обязательный вид благоустройства,  а   расход  электроэнергии   на

кондиционирование, который  составляет в  среднем 160 кВт.ч/чел.  в

год, должен включаться в минимальный нормативэлектропотребления.  В

других случаях кондиционер рассматривается какбытовой электроприбор

и в минимальный перечень не входит.

 

 

                          6. Газоснабжение

 

 

 

     6.1.Основными  направлениями  использования газа в жилых домах

являются пищеприготовление(газовые  плиты),  горячее водоснабжение

(газовые колонки) и  прямое  отопление с  помощью  газовых печей,

которыми оборудована часть малоэтажной застройки.

 

    Расходы газа   на   эти  нужды   определяются,    исходя   из

соответствующих расходов теплоэнергии,по следующей формуле:

 

 

                  о.гвс

                Q год.уд

     Ргод.уд  =  -------    , куб.м/кг/на 1 чел. в год  (1),

                 н

                 х n

 

 

     где Ргод.уд  -  удельный расход  газа в куб.м (сетевой) иликг

(сжиженный)

 

       о.гвс

     Q год.уд  - расчетныйудельный расход теплоэнергии в ккал/чел.

                в год для ГВС или отопления

 

     - теплотворная способность газа:

 

    сетевого - 8000 ккал/куб.м

     сжиженного - 20000 ккал/кг

 

     n - коэффициент полезного действия газовых приборов,  который в

среднем составляет:

 

     длягазовых плит - 0,5-0,6;

     длягазовых колонок - 0,8-0,85;

     длягазовых печей - 0,7-0,75.

 

 

     6.2.На  приготовление пищи  в домашних  условиях  требуется в

среднем 0,32 Гкал/годна 1 чел.,  что в пересчете на газпо  формуле

(1) составит ( на 1 чел. в год):

 

     - всетевом газе - 70 куб.м,

     - всжиженном - 30 кг.

 

     Дляопределения расхода газа на  нужды  горячего водоснабжения

предварительно рассчитывается  необходимое для этих целей количество

теплоэнергии,исходя из того,  что  расход горячей  воды на бытовые

нужды в домах с газовыми колонками, обслуживающими ванные и кухни,

составляет 70 -  75  л/сутки на 1  чел.,  в домах   с   кухонными

водонагревателями (без ванных) - 40 - 45 л/суткина 1 чел.

    Средний расчетный расход теплоэнергии  соответственно  составит

1, 25 и 0,7 Гкал/год на1 чел., или согласно формуле (1) : в сетевом

газе - 195 куб.м и 110 куб.м на 1 чел. в год: всжиженном газе около

80 кг и 45 кг.

     Длянужд отопления в газовых печах используется только  сетевой

газ. Годовой  расход   теплоты   для  здания   с  газовыми печами

определяется по действующей методике, полученныйудельный показатель

по  формуле   (1)   пересчитывается   в  расход   сетевого   газа.

Ориентировочно этот расход составляет 600 - 700куб.м на  1  чел.  в

год.

 

 

                       7. Сводные результаты

 

 

     Втаблице 7.1.  сведены результаты  расчетов, проведенных  при

разработке настоящей  Методики. Они могут рассматриваться вкачестве

ориентиров при проведении необходимых расчетов наместах.

 

 

                                                                Таблица 7.1.

 

 

            Сводная таблица сводных нормативов коммунальных услуг

                            по РоссийскойФедерации

 

--------------------T----------------------------------------T----------------¬

¦ Виды услуг        ¦       Уровень нормативов             ¦  Примечание    ¦

¦                   ¦--------------------T-------------------¦                ¦

¦                   ¦      в год         ¦    в месяц       ¦                ¦

¦                   ¦---------T----------¦---------T---------¦                ¦

¦                   ¦на 1 чел.¦ на 1 кв.м¦на 1 чел.¦на 1 кв.м¦                ¦

¦                   ¦         ¦  общей  ¦         ¦  общей ¦                ¦

¦                   ¦         ¦  площади ¦         ¦ площади¦                ¦

L-------------------+---------+----------+---------+---------+-----------------

1. Обеспеченность     от 12 до                               Социальная норма

   жильем,м             18                                  площади жильяут-

                                                            верждается реги-

2. Водоснабжение и                                           ональными органами

  водоотведение                                            государственной

- в жилых домах с     67.5*      5,6       5,6      0,5    власти

полным благоустрой-   -----     ----       ----     ----   1. Для I климати-

ством, куб.м           64,0       5,3      5,3     0,45    ческой зоны (по

                                                            водоснабжению) при

                                                            социальной норме

- в жилых домах без                                         площади жилья 12 кв.м

централизованного     47,5       4,0       4,0      0,33   общей площади

ГВС, с водогрейными   ----       ----      ----     -----  на 1 чел.

колонками, куб.м      45,5        3,8       3,8      0,32   2. В норматив вклю-

                                                            чены минимальные

- в жилых домах без   36,5       3,0       3,0      0,25   неизбежные потери

ГВС и без ванных,     ----       ----      ----     ----   (40 л/сут. на 1чел)

куб.м                 25,0        2,9       2,9      0,24   на местах норматив

                                                            может быть увеличен

                                                             засчет включения

                                                            реальных потерь

 

 

В среднем по РФ в     63,0       5,25      5,25     0,44

зоне централизован-   ----       -----     -----    -----

ноговодоснабжения    61,0        5,1       5,1      0,42

и канализации,

куб.м

 

3. Теплоснабжение

                                                            1. При социальной

                                                            норме площади жилья

-отопление в жилых                                           12кв.м на человека.

домах с централизо-                                         2.Рассчитывается на

ванными системами                                           местах в зависимос-

теплоснабжения, в                                            ти от конкретных

среднем по РФ, Гкал   2,9        0,24       0,24     0,02  климатических усло-

                                                            вий и типа застрой-

- горячее водоснаб-   1,9        0,16       0,16     0,013 ки

жение в жилых домах

с централизованными                                         3.Рассчитывается на

системами ГВС, в                                            местах в зависимос-

среднем по РФ, Гкал                                          ти от конкретных

всего                 4,8         0,40       0,40     0,033 климатических усло-

                                                            вий

 

4. Электроснабжение

 

-в жилых домах с                                             1. При социальной

газовыми плитами,                                           норме площади жилья

кВт.ч                 325         27,0       27,0     2,3   12 кв.м/чел. для II

                                                            климатической зоны

- в жилых домах с

электрическими

плитами, кВт.ч        635         53,0       53,0     4,4

 

                                                            2. В домах с конди-

- в жилых домах с                                            ционированиемвоз-

плитами на твердом                                           духанорматив уве-

топливе, кВт.ч        525         44,0       44,0     3,6   личивается на

                                                            160 кВт.ч/год на

                                                            1 чел. (для южных

                                                            районов)

 

5.Газоснабжение

 

а)сетевой газ                                               1. При социальной

-в полностью благо-                                          нормеплощади жилья

устроенных жилых                                             12кв.м/чел.

домах с газовыми

плитами для пищепри-                                         2. Вдомах с газо-

готовления,куб.м       70         5,8        5,8     0,59   выми печами показа-

                                                            затели расхода газа

-в домах с газовыми                                         увеличивается на

плитами, газовыми                                            600 - 700куб.м/год

колонками и ваннами    265      22,0       22,0     1,8    на 1 чел.

 

 

- в домах с газовыми

плитами, газовыми

колонками без ванных   180      15,0       15,0     1,3

 

б)сжиженный газ

 

- в домах с газовыми                                          3.Нормативы рас-

плитами, кг            30         2,5        2,5     0,2     считываются на

                                                             местах

- в домах с газовыми

плитами, газовыми

колонками, без ванной  75        6,3        6,3     0,5

 

- в домах с газовыми

плитами, газовыми

колонками и ванными,

кг                    110         9,2        9,2     0,8

 

* в числителе - водоснабжение,

в знаменателе - водоотведение

1
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.