РаспоряжениеПравительства РФ от 6 июля 2006 г. N 977-р
1. Утвердитьприлагаемую Концепциюфедеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетнымнаправлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012годы".
2. Определитьгосударственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянаучно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (далее -Программа) Минобрнауки России, государственными заказчиками Программы -Роснауку, Рособразование и Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
3. Установить, чтопредельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средствфедерального бюджета составляет 134,36 млрд. рублей.
4. Минобрнауки Россииобеспечить разработку проекта Программы и представление его в установленномпорядке в Правительство Российской Федерации.
ПредседательПравительства Российской Федерации М.Фрадков
Москва
6 июля 2006 г.
N 977-р
Концепция федеральной целевой программы"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянаучно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"
Понятия, используемыев настоящей Концепции, означают следующее:
"инновационнаядеятельность" - выполнение работ и (или) оказаниеуслуг, направленных на:
создание и организациюпроизводства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствамипродукции (товаров, работ, услуг);
создание и применениеновых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства,распространения и использования;
применение структурных,финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций(нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг),обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
"инновационнаяпродукция" - результат инновационной деятельности(товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
"инновационнаясистема" - совокупность субъектов и объектовинновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализацииинновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимойгосударством политики в области развития инновационной системы;
"инфраструктураинновационной системы" - совокупность субъектов инновационнойдеятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включаяпредоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. Кинфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий,инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центрыподготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
"комплексныепроекты" - проекты, предусматривающие работы поопытно-конструкторским, экспериментальным и технологическим разработкам,проводимые в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации;
"наукоемкиевысокотехнологичные отрасли" - отрасли, сферы иливиды экономической деятельности, результатом которой является продукция(товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной засчет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаясявысокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостномобъеме производства такой продукции;
"центрыпревосходства" - конкурентоспособныенаучно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологическойбазой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечиваютприоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этомпонятие "центры превосходства" не связано с каким-либо специальнымстатусом организаций.
Для обеспечениядинамичного устойчивого роста экономики России принципиально важным являетсяпереход к инновационному типу ее развития, формированию экономики, основаннойна знаниях. Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпамивнедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемкихпроизводств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире широкоеиспользование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним изосновных источников повышения конкурентоспособности и устойчивогоэкономического роста.
В Основах политикиРоссийской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основнаяцель государственной политики в области развития науки и технологий, достижениекоторой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечномсчете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.
В соответствии сОсновными направлениями политики Российской Федерации в области развитияинновационной системы на период до 2010 года целью государственной политики вобласти развития инновационной системы является формирование экономическихусловий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции винтересах реализации стратегических национальных приоритетов РоссийскойФедерации.
Стратегией развитиянауки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определеныследующие основные задачи государственной научно-технической и инновационнойполитики:
создание конкурентоспособногосектора исследований и разработок и условий для его расширенноговоспроизводства;
создание эффективнойинновационной системы;
развитие институтовиспользования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
модернизация экономикина основе технологических инноваций.
Предполагается, чтофедеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетнымнаправлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012годы" (далее - Программа) явится одним из основных инструментов реализацииуказанной Стратегии.
Среди проблем,требующих программного решения на федеральном уровне, целесообразно выделитьследующие:
Россия обладает однимиз лучших в мире интеллектуальным кадровым потенциалом в ряде областейфундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его воспроизводства иразвития, что обуславливает высокий риск деградации отечественнойфундаментальной науки и утраты престижа России как научной державы;
существуют разрывы винновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований черезнаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческимтехнологиям. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитостьинновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологийприводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне недостаточномуровне экспорта технологий;
ресурсыпредпринимательского сектора ориентированы в основном на закупку импортногооборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания вбольшей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокогоинтеллектуального ресурса происходит преимущественно за пределами России, а значительныесредства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводстваотечественного сектора исследований и разработок.
Отбор этих проблем дляпрограммной разработки и их решения на федеральном уровне определяетсянеобходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики,наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамкахПрограммы, в том числе апробированных в рамках федеральной целевойнаучно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетнымнаправлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы иобеспечивающих распространение прогрессивных научно-технических достижений.
Достигнутая внастоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенностисистемы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органовгосударственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, выводаее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшенияпредпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспеченияжелаемых темпов и направлений роста российской экономики - необходимаконцентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимуществаРоссийской Федерации в научной и инновационной сферах.
Программно-целевойподход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиесягосударственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем винновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решениястоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы.Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализациюсистемы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том,чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами,краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочнымиперспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должностать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений.
В Программе должныбыть учтены последние тенденции в развитии науки и инноваций, новыеприоритетные задачи государственной научно-технической и инновационной политикина современном этапе, опыт и качественные результаты реализации федеральнойцелевой научно-технической программы "Исследования и разработки поприоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы.
Должна быть обеспеченапреемственность Программы по отношению к федеральной целевой научно-техническойпрограмме "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянауки и техники" на 2002 - 2006 годы и, прежде всего, в отношенииреализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники вРоссийской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации,утвержденных Президентом Российской Федерации в мае 2006 г.
Результаты реализацииПрограммы могут быть широко использованы в реальном секторе экономикиРоссийской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационнойсоставляющей бюджетной политики Программа призвана занять важное место средитех федеральных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путьразвития экономики России, изменяющий качественный характер экономическогороста страны.
Комплексный анализуровня инновационного развития России, проведенный по таким ключевым параметрамэффективности в области инноваций, как человеческий капитал, генерация знаний иих применение, финансирование инноваций и рынок информационно-коммуникационныхтехнологий, показывает, что основные преимущества России заключаются в кадровомпотенциале. Российские ученые составляют около 10 процентов общего числа ученыхстран - членов и наблюдателей Организации экономического сотрудничества иразвития. По доле специалистов и аспирантов научных и инженерных специальностейв возрастной группе от 20 до 29 лет Россия в 2003 году опережала страныЕвропейского сообщества почти в 1,6 раза, а США - в 2 раза. Однако существующийкадровый потенциал в научно-технической сфере реализуется неэффективно, в связис чем развитым иностранным государствам Россия существенно уступает по уровнюинновационного развития.
Масштабы и темпы созданиясовременной инновационной системы в России явно недостаточны, а низкаявосприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижениюконкурентоспособности выпускаемой продукции. Вследствие этого нарастаеттехнологическое отставание России от развитых стран.
Основная системнаяпроблема в области развития науки и инноваций заключается в том, что темпыразвития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечаютпотребностям обеспечения национальной безопасности и растущему спросупредпринимательского сектора на передовые технологии, при этом предлагаемыероссийским сектором исследований и разработок отдельные научные результатымирового уровня не находят применения в российской экономике ввидунесбалансированности инновационной системы, а также вследствие общей низкойвосприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
При отсутствиипрограммной поддержки в сфере развития науки и инноваций вероятный сценарийразвития событий будет состоять в сохранении имеющегося государственногосектора исследований и государственного образования, в развитии сектора науки,сконцентрированного в ограниченном числе крупных российских и транснациональныхкорпораций до небольшого размера, в создании сети малых предприятий, обслуживающихсредний бизнес и удовлетворяющих их спрос на некрупные инновационные проекты.
В качестве возможныхвариантов решения проблем в сфере развития науки и инноваций рассматриваютсяследующие:
эволюционный вариант,при реализации которого осуществляется прямое применение мер и механизмов,используемых при реализации федеральной целевой научно-технической программы"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки итехники" на 2002 - 2006 годы с сохранением пропорций ресурсногообеспечения программных мероприятий. Преимуществами данного варианта являютсяотработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижениеиздержек управления и наиболее заметный эффект в среднесрочной перспективе, арисками - падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, сохранениекруга активных субъектов инновационных процессов, исчерпание технологическогопотенциала, сужение базы для долгосрочного развития;
инвестиционныйвариант, при реализации которого осуществляется формирование центровпревосходства и развитие научно-технологической базы. Преимуществами данноговарианта являются развитие научно-технологического потенциала для долгосрочногоразвития, повышение привлекательности научной деятельности для молодыхспециалистов, формирование институциональной базы исследований и разработок,реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития, а рисками- некорректность выбора направлений инвестиций, нерациональность составазакупаемых технологических комплексов, замораживание вложенных средств,неэффективность использования нового оборудования;
партнерский вариант,при реализации которого осуществляется развитие механизмовгосударственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частногобизнеса к участию в Программе в сочетании с усилением их роли в выработке ипринятии решений. Преимуществами данного варианта являются расширение круга инновационно-активныхкомпаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации проводимыхисследований и разработок, рациональность выбора направлений исследований, арисками - "размывание" приоритетов технологического развития,смещение проводимых исследований и разработок к ближайшей перспективе, ростиздержек управления Программой;
комплексный вариант,который базируется на преимуществах указанных вариантов и снижает риски при ихреализации. Этому варианту отдается предпочтение.
Реализацию Программыпредлагается осуществить в 2007 - 2012 годах в два этапа.
На первом этапе (2007- 2009 годы) планируются ускоренное формирование задела для коммерциализациитехнологий путем проведения работ по приоритетным тематическим направлениямПрограммы в соответствии с Перечнем критических технологий РоссийскойФедерации, утвержденным Президентом Российской Федерации; отработка механизмовпривлечения дополнительных ресурсов на реализацию приоритетных направленийтехнологического развития путем софинансирования крупных исследований иразработок компаний. На этой основе должны быть обеспечены ростсофинансирования мероприятий по блокам "Разработка технологий" и"Коммерциализация технологий", расширение числа участников реализациипрограммных мероприятий для улучшения условий их конкурсного отбора и повышенияэффективности использования управленческой инфраструктуры Программы в интересахкомпаний, заинтересованных в размещении заказов на исследования и разработки.
На втором этапе (2010- 2012 годы) предусматриваются развитие институциональной основы длядолгосрочного устойчивого развития эффективной инновационной системы путемформирования и развития инфраструктуры этой системы на основе интенсификацииинвестиций в развитие приборной базы конкурентоспособных научных организаций ивысших учебных заведений, что предполагает выход на качественно новый уровеньтехнологических возможностей для реализации прорывных направленийнаучно-технического развития; использование сформированного на первом этапезадела для коммерциализации технологий и роста экономического эффекта;формирование устойчивых внебюджетных механизмов поддержки инноваций.
Основной цельюПрограммы является развитие и реализация научно-технического потенциалаРоссийской Федерации в соответствии с Приоритетными направлениями развитиянауки, технологий и техники в Российской Федерации.
В рамках комплексноговарианта рассмотрены два сценария реализации Программы, которые похожи посоставу задач и мер по их решению, но существенно различаются по интенсивностимероприятий по ряду направлений, необходимым ресурсам и ожидаемым результатам врешении отдельных задач.
Первый сценарийкомплексного варианта (далее - первый сценарий) предполагает меньшие затраты ив основном направлен на решение задачи ускоренного формированиянаучно-технологического потенциала, на стимулирование компаний к инновациям ирасширение внебюджетного финансирования исследований по приоритетнымнаправлениям.
Второй сценарийкомплексного варианта (далее - второй сценарий) требует больше ресурсов, но приэтом обеспечивает существенное продвижение в решении таких задач, какформирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, развитиепроизводственно-технологической инновационной инфраструктуры, привлечение кнаучной деятельности молодых специалистов.
Показатели и целевыеиндикаторы, позволяющие контролировать решение задач, а также конечныерезультаты реализации Программы в рамках первого и второго сценариевпредставлены в приложенииN 1.
В рамках реализациипервого сценария предусматривается ускоренный рост расходов на реализациюпроектов по разработке технологий, при этом расходы по мероприятиям блока"Разработка технологий" составят более 50 процентов объемафинансирования Программы за счет средств федерального бюджета. Общий объемфинансирования Программы составит около 195 млрд. рублей (в ценахсоответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 134,36млрд. рублей.
В рамках реализациивторого сценария предусматривается опережающий рост капитальных вложений вновое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружениеконкурентоспособных научных организаций, при этом капитальные вложения поПрограмме составят около 28 процентов объема ее финансирования за счет средствфедерального бюджета. Общий объем финансирования Программы составит около 260млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средствфедерального бюджета - 193,1 млрд. рублей.
Объемы финансированияпо каждому из сценариев представлены в приложенииN 2.
Значительный (примернов 1,5 раза на начальном этапе) рост финансирования научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета по сравнениюс федеральной целевой научно-технической программой "Исследования иразработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002- 2006 годы обусловлен необходимостью разработки технологий нового поколения,требующих для своей реализации, в том числе, закупок передового дорогостоящегооборудования, направлением значительной доли средств Программы на реализациюинновационных проектов государственного значения, что соответствует Основамполитики Российской Федерации в области развития науки и технологий на периоддо 2010 года и дальнейшую перспективу.
Ориентировочныерасходы на реализацию программных мероприятий в рамках первого и второгосценариев приведены соответственно в приложенияхN 3 и 4.
Источникифинансирования Программы приведены в приложенииN 5.
По прогнозным оценкам,к 2012 году реализация предусмотренных Программой мероприятий позволитобеспечить достижение следующих положительных эффектов.
За весь периодреализации Программы вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствиеповышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпускавысокотехнологичной продукции составит 0,12 - 0,15 процентного пункта к уровню2006 года.
Ожидаемый вкладявляется значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики всторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу длядальнейшего роста, основанного на инновациях.
Увеличение доливнутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продуктесоставит до 1,82 процента по первому сценарию и до 1,83 процента - по второмусценарию реализации Программы. Ожидаемые эффекты являются достаточно значимымипо сравнению с эволюционным вариантом развития, при котором доля внутреннихзатрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2012 годусоставит лишь 1,7 процента.
Одним из существенныхпоказателей реализации Программы станет рост внебюджетных средств, направляемыхна исследования и разработки. Привлечение частных источников финансированияпозволит сориентировать выполняемые научные исследования и разработки напотребности рынка, обеспечит повышение уровня коммерциализации результатовнаучно-технической деятельности и рост капитализации высокотехнологичныхкомпаний, что отразится в зависимости от реализации первого или второгосценариев в увеличении к 2012 году доли внебюджетных средств во внутреннихзатратах на исследования и разработки до 48,38 процента и 48,53 процентасоответственно.
Реализация Программыбудет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны,улучшению структуры экспорта за счет роста в нем доли высокотехнологичнойпродукции и повышению удельного веса высокотехнологичной продукции России намировом рынке. В случае реализации первого сценария доля высокотехнологичной продукциив экспорте к 2012 году достигнет 10,21 процента, а в случае реализации второгосценария - 10,25 процента.
В случае реализациипервого сценария удельный вес инновационно-активных компаний в промышленностивозрастет к 2012 году до 18,57 процента, а в случае реализации второго сценария- до 18,72 процента, тогда как при эволюционном варианте развития данныйпоказатель составил бы лишь около 15 процентов.
Одним из значимыхэффектов реализации Программы должно стать создание объектов инновационнойинфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей ивзаимовыгодного сотрудничества между наукой, образованием и производством, атакже в рамках второго сценария - качественное обновлениематериально-технической базы науки.
В социальной сфере и вобразовании произойдет повышение спроса на квалифицированные научно-техническиекадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работниковнаучно-технической сферы, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращениеоттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны, сохранениеи развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров,расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи.
По оценкам, в случаереализации первого сценария к 2012 году будет создано около 37 - 40 тыс. новыхрабочих мест для высококвалифицированных работников, а в случае реализациивторого сценария этот показатель составит 41 - 45 тыс. новых рабочих мест.
Ответственными заформирование и реализацию Программы являются Министерство образования и наукиРоссийской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральноеагентство по образованию.
Министерствообразования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком -координатором Программы. Федеральное агентство по науке и инновациям иФедеральное агентство по образованию являются государственными заказчикамиПрограммы, а Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова -государственным заказчиком Программы в части государственных капитальныхвложений. Разработчиками Программы выступают Министерство образования и наукиРоссийской Федерации и Федеральное агентство по науке и инновациям.
Финансированиестроительства и реконструкции объектов государственных научных центров,включенных в Программу, осуществляется в установленном порядке через главныхраспорядителей бюджетных средств, к ведению которых отнесены указанные объекты.
Потребность вресурсном обеспечении Программы рассчитана исходя из оценки программныхмероприятий по направлениям финансирования и задачам по годам.
Для обеспеченияэффекта от реализации программных мероприятий предусматриваются:
рост расходов намероприятия блока "Разработка технологий" направлять, прежде всего,на реализацию комплексных проектов. В настоящее время объем расходов по данномублоку не позволяет обеспечить проведение работ по большинству направлений всоответствии с Перечнемкритических технологий Российской Федерации, что приводит к исчерпанию базы дляформирования новых крупных проектов по коммерциализации технологий;
снижение на первомэтапе расходов на мероприятия блока "Коммерциализация технологий".Начиная со второго этапа будут созданы условия для расширения поддержкипроектов коммерциализации технологий по мере получения результатов по болееширокому кругу комплексных проектов;
привлечение к участиюв выполнении проектов преподавателей, аспирантов и студентов, а также ведущихнаучных школ в рамках блока "Генерация знаний". Необходимостимулировать приток молодых кадров в науку, содействовать развитию наиболеежизнеспособных и эффективных подразделений научных организаций, творческихколлективов;
рост расходов поПрограмме в рамках блока "Инфраструктуры инновационной системы",особенно на втором этапе Программы. Необходимо существенное информационноеобеспечение и обновление приборной базы организаций, ориентированных напрорывные направления технологического развития. Без таких проектов невозможнообеспечить предпосылки к переходу от торговли знаниями к торговле технологиями,сохранить и расширить долю России на мировом рынке высоких технологий.
Важнейшим принципомреализации Программы является максимальное привлечение внебюджетных финансовыхсредств для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметькоммерческую направленность.
Предложения понаправлениям финансирования Программы на 2007 - 2012 годы за счет средствфедерального бюджета и других источников носят прогнозный характер и подлежатежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектовфедерального бюджета, федеральной адресной инвестиционной программы насоответствующий год с учетом ежегодного уточнения перечня и объемов программныхмероприятий, сроков и этапов их реализации в соответствии с достигнутымирезультатами.
Государственныйзаказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельностигосударственных заказчиков по реализации программных мероприятий с учетомследующих положений:
расширение практикиформирования и реализации комплексных проектов;
создание основы дляразвития сектора исследований и разработок за счет увеличения инвестиционнойсоставляющей Программы, стимулирования процессов формирования инфраструктуры внаучном секторе, а также развития интегрирующих структур;
ускоренное развитиетехнологий на основе реализованных важнейших инновационных проектов, а такжекомплексных проектов за счет расширения инвестиций в обновление приборной базынаучных организаций;
консолидация средствна реализации приоритетных направлений технологического развития, в том числепутем размещения государственного заказа на проведение научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ по тематике, предлагаемой высокотехнологичнымбизнес-сообществом, с внебюджетным софинансированием соответствующих расходов;
расширениемероприятий, стимулирующих развитие связей между участниками инновационныхпроектов;
повышениепривлекательности научной деятельности для молодых ученых, в том числе путемсоздания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамкахПрограммы;
расширение применениямер, направленных на капитализацию результатов научных исследований и напереход от торговли знаниями к торговле технологиями;
формирование системыкоординации научных исследований и разработок гражданского назначения;
расширение информациио результатах успешной реализации программных мероприятий.
Структурообразующимифункциональными элементами Программы является объединение мероприятий вследующие блоки:
генерация знаний;
разработка технологий;
коммерциализациятехнологий;
институциональная базаисследований и разработок;
инфраструктураинновационной системы.
В каждом блокесконцентрированы основные функциональные направления реализации программныхмероприятий, которые будут конкретизированы, в том числе в виде проектов, непосредственнов Программе.
Критерии оценки иотбора проектов характеризуют, в первую очередь, их научную значимость иперспективность, соответствие мировому уровню, а отбор исполнителейопределяется их профессиональной репутацией в соответствующих областях науки итехники и полученными ранее результатами. В то же время при определенииприоритетности работ этого класса учитываются долгосрочные экономическиеперспективы использования результатов реализации Программы.
В Программе должныбыть определены приоритетные тематические направления ее реализации, которыедолжны уточняться не реже одного раза в 2 года. Уточнение приоритетныхнаправлений в рамках Программы целесообразно возложить нанаучно-координационный совет Программы. В соответствии с принципом преемственностиПрограммы по отношению к федеральной целевой научно-технической программе"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки итехники" на 2002 - 2006 годы предлагается следующий перечень приоритетныхнаправлений реализации Программы, соответствующий Приоритетным направлениямразвития науки, технологий и техники в Российской Федерации и не дублирующийприоритеты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ иныхфедеральных целевых программ технологического профиля:
живые системы;
индустрия наносистем иматериалы;
информационно-телекоммуникационныесистемы;
рациональноеприродопользование;
энергетика иэнергосбережение.
Уточнение указанныхнаправлений необходимо проводить с учетом корректировки и реализации Приоритетныхнаправлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнякритических технологий Российской Федерации, а также решений ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации по этим вопросам.
В качестве общихпринципов системы управления реализацией Программы, которые должны действоватькак единая система, предлагаются следующие:
обеспечение правового,методического и информационного единства Программы;
представительство ворганах управления Программой государственных заказчиков Программы изаинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Реализация Программыосуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставкутоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключаемыхс исполнителями программных мероприятий. Отбор объектов и проектов программныхмероприятий и их исполнителей проводится на конкурсной основе.
В ходе реализацииПрограммы должны быть реализованы механизмы информирования представителейбизнеса об открывающихся возможностях по коммерциализации и освоению передовыхтехнологий, а также инвесторов о потенциальных направлениях и условиях вложениясредств.
Для устойчивогофинансирования проектов Программы за счет внебюджетных средств государственныезаказчики Программы включают соответствующие условия в государственныеконтракты, заключаемые с исполнителями программных мероприятий, подписывают ссоответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или другиедокументы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счетвнебюджетных средств.
Результаты выполненныхнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ подвергаютсяэкспертизе.
Реализация Программыдолжна обеспечиваться наличием четкого механизма принятия следующих решений:
прекращениефинансирования программного мероприятия в случае отсутствия конкретныхпоказателей результативности или эффективности;
увеличение расходов попрограммному мероприятию, демонстрирующему "прорывной" эффект пообеспечению инновационного развития российской экономики;
уточнение содержанияпрограммного мероприятия по результатам реализации пилотного проекта.
Для оценкиэффективности Программы разработана основа для создания системы целевыхиндикаторов, отражающих конечный (макроэкономический) и непосредственный эффектреализации Программы.
Содержание и объемыфинансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, вустановленном порядке могут уточняться ежегодно на основе отчетов о выполнениипрограммных мероприятий и оценки их эффективности.
Ход выполненияпрограммных мероприятий и достигнутые результаты будут публиковаться всредствах массовой информации не реже 2 раз в год.
Оперативную информациюо ходе реализации программных мероприятий, о нормативных актах по управлениюПрограммой и об условиях проведения конкурсов предлагается размещать наспециальном сайте в сети Интернет.
Управление реализациейПрограммы предусматривает создание научно-координационного совета, в составкоторого включаются ученые и специалисты в соответствующих областях,представители предпринимательского сообщества и заинтересованных федеральныхорганов исполнительной власти. Состав совета утверждается Министром образованияи науки Российской Федерации.
Нанаучно-координационный совет Программы возлагаются следующие функции:
выработка предложенийпо тематике и объемам финансирования мероприятий Программы;
рассмотрениерезультатов экспертизы содержания и стоимости проектов и мероприятий,предлагаемых для реализации в очередном финансовом году;
рассмотрениематериалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация провероквыполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использованиявыделяемых ресурсов и средств;
подготовкарекомендаций по более эффективной реализации программных мероприятий с учетомхода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Россиии выделяемых ресурсов и средств;
выявление научных,технических и организационных проблем в ходе реализации Программы.
Текущее управлениереализацией Программы может осуществляться государственным заказчиком идирекцией.
В условиях возросшихтребований к качеству управления реализацией целевых программ и усложнениязадач, связанного с переходом к концепции бюджетирования, ориентированного нарезультат, более рациональным представляется вариант, когда текущее управлениевозложено на дирекцию Программы, что позволяет более четко разделить сферыполномочий и ответственности.
Дирекция Программыявляется государственным учреждением и финансируется по смете в рамках средств,выделяемых на реализацию Программы. Положение о дирекции Программы утверждаетМинистр образования и науки Российской Федерации.
Дирекция Программыосуществляет следующие функции:
организует экспертизупроектов на всех этапах реализации Программы;
осуществляетмониторинг хода выполнения Программы в целом;
ведет базы данных погосударственным контрактам на выполнение работ по Программе;
осуществляет иныефункции по поручению государственного заказчика - координатора Программы.
До начала реализации ПрограммыМинистром образования и науки Российской Федерации утверждается положение обуправлении Программой, определяющее порядок взаимодействия государственныхзаказчиков Программы, функции и полномочия создаваемых органов в системеуправления Программой, порядок принятия решений, проведения независимойэкспертизы, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга хода ихреализации и механизма корректировки.
ПриложениеN 1
Показатели | Единица измерения | Сценарий | 2007 -2012 годы - всего | В том числе |
2007 -2009 годы | 2010 -2012 годы |
1. | Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий | млрд. рублей | первый | 142 – 150 | 37 – 40 | 105 – 110 |
| второй | 174 - 183 | 41 - 44 | 133 - 139 |
2. | Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции | _"_ | первый | 39 – 44 | 9-11 | 30 – 33 |
| второй | 48 - 53 | 10 - 12 | 38 - 41 |
3. | Привлеченные внебюджетные средства | млрд. рублей | первый | 59 – 62 | 19, 5-21 | 39,5 – 41 |
| второй | 65,5 -68,5 | 22 - 23, 5 | 43,5 - 45 |
4. | Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе внебюджетные средства | _"_ | первый | 169 – 172 | 55 - 56,5 | 114 -115,5 |
| второй | 179,5 - 182,5 | 57,5 - 59 | 122 -123,5 |
5. | Количество разработанных конкурентоспособных технологий, пригодных для последующей коммерциализации | единиц | первый | 127 – 136 | 40 – 44 | 87 – 92 |
| второй | 127 - 136 | 40 - 44 | 87 - 92 |
6. | Количество внедренных передовых коммерческих технологий | _"_ | первый | 8-10 | 4-5 | 4-5 |
| второй | 12 - 16 | 6-8 | 6-8 |
7. | Прирост числа критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет | _"_ | первый | 5-8 | 2-3 | 3-5 |
| второй | 9-12 | 2-3 | 7-9 |
8. | Прирост количества организаций, обладающих приборной базой мирового уровня | _"_ | первый | 6-12 | 3-6 | 3-6 |
| второй | 73 - 87 | 28 - 33 | 45 - 54 |
9. | Количество созданных новых рабочих мест для высококвалифицированных работников | единиц | первый | 36,5 – 41 | 10,5 – 12 | 26 – 29 |
| второй | 40,5 - 45 | 12 - 13,5 | 28,5 -31,5 |
10 | Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок | тыс. человек | первый | 20 - 23, 5 | 6 - 7,5 | 14 – 16 |
| второй | 32 - 36 | 10 - 12 | 22 - 24 |
ПриложениеN 2
(млн.рублей, в ценах соответствующих лет)
| Первый сценарий | Второй сценарий |
2007 -2012 годы - всего | в том числе | 2007 -2012 годы - всего | в том числе |
2007 -2009 годы | 2010 -2012 годы | 2007 -2009 годы | 2010 -2012 годы |
Общий объем финансирования - всего | 195210 | 65010 | 130200 | 259956 | 87470 | 172486 |
в том числе: | | | | | | |
расходы на НИОКР | 170218 | 55688 | 114530 | 181008 | 58518 | 122490 |
капитальные вложения | 5440 | 2160 | 3280 | 54596 | 19910 | 34686 |
прочие нужды | 19552 | 7162 | 12390 | 24352 | 9042 | 15310 |
Средства федерального бюджета - всего | 1343 60 | 44650 | 89710 | 193106 | 64760 | 128346 |
в том числе: | | | | | | |
расходы на НИОКР | 128920 | 42490 | 86430 | 138510 | 44850 | 93660 |
капитальные вложения | 5440 | 2160 | 3280 | 54596 | 19910 | 34686 |
Средства внебюджетных источников - всего | 60850 | 203 60 | 40490 | 66850 | 22710 | 44140 |
в том числе: | | | | | | |
расходы на НИОКР | 41298 | 13198 | 28100 | 42498 | 13668 | 28830 |
прочие нужды | 19552 | 7162 | 12390 | 24352 | 9042 | 15310 |
ПриложениеN 3
(млн.рублей, в ценах соответствующих лет)
Блоки мероприятий Программы | Всего | Средства федерального бюджета | Внебюджетные средства |
всего | НИОКР | капвложения | всего | НИОКР | прочие нужды |
I этап (2007 - 2009 годы) |
1. Генерация знаний | 12120 | 10930 | 10930 | - | 1190 | 1190 | - |
2. Разработка технологий | 31130 | 20800 | 20800 | - | 10330 | 10330 | - |
3. Коммерциализация технологий | 12990 | 4600 | 4600 | - | 8390 | 1678 | 6712 |
4. Институциональная база исследований и разработок | 2160 | 2160 | - | 2160 | - | - | - |
5. Инфраструктура инновационной системы | 6130 | 5680 | 5680 | - | 450 | - | 450 |
6. Управление Программой | 480 | 480 | 480 | - | - | - | - |
ИТОГО | 65010 | 44650 | 42490 | 2160 | 20360 | 13198 | 7162 |
II этап (2010 - 2012 годы) |
1. Генерация знаний | 21940 | 19700 | 19700 | - | 2240 | 2240 | - |
2. Разработка технологий | 70870 | 47890 | 47890 | - | 22980 | 22980 | - |
3. Коммерциализация технологий | 22880 | 8480 | 8480 | - | 14400 | 2880 | 11520 |
4. Институциональная база исследований и разработок | 3280 | 3280 | - | 3280 | - | - | - |
5. Инфраструктура инновационной системы | 10660 | 9790 | 9790 | - | 870 | - | 870 |
6. Управление Программой | 570 | 570 | 570 | - | - | - | - |
ИТОГО | 130200 | 89710 | 86430 | 3280 | 40490 | 28100 | 12390 |
Программа в целом |
1. Генерация знаний | 34060 | 30630 | 30630 | - | 3430 | 3430 | - |
2. Разработка технологий | 102000 | 68690 | 68690 | - | 33310 | 33310 | - |
3. Коммерциализация технологий | 35870 | 13080 | 13080 | - | 22790 | 4558 | 18232 |
4. Институциональная база исследований и разработок | 5440 | 5440 | - | 5440 | - | - | - |
5. Инфраструктура инновационной системы | 16790 | 15470 | 15470 | - | 1320 | - | 1320 |
6. Управление Программой | 1050 | 1050 | 1050 | - | - | - | - |
ИТОГО | 195210 | 134360 | 128920 | 5440 | 60850 | 41298 | 19552 |
ПриложениеN 4
(млн.рублей, в ценах соответствующих лет)
Блоки мероприятий Программы | Всего | Средства федерального бюджета | Внебюджетные средства |
всего | НИ0КР | капвложения | всего | НИ0КР | прочие нужды |
I этап (2007 - 2009 годы) |
1. Генерация знаний | 12520 | 11330 | 11330 | - | 1190 | 1190 | - |
2. Разработка технологий | 30880 | 20550 | 20550 | - | 10330 | 10330 | - |
3. Коммерциализация технологий | 16690 | 5950 | 5950 | - | 10740 | 2148 | 8592 |
4. Институциональная база исследований и разработок | 19910 | 19910 | - | 19910 | - | - | - |
S. Инфраструктура инновационной системы | 6990 | 6540 | 6540 | - | 450 | - | 450 |
6. Управление Программой | 480 | 480 | 480 | - | - | - | - |
ИТОГО | 87470 | 64760 | 44850 | 19910 | 22710 | 13668 | 9042 |
II этап (2010 - 2012 годы) |
1. Генерация знаний | 23490 | 21250 | 21250 | - | 2240 | 2240 | - |
2. Разработка технологий | 70120 | 47140 | 47140 | - | 22980 | 22980 | - |
3. Коммерциализация технологий | 28780 | 10730 | 10730 | - | 18050 | 3610 | 14440 |
4. Институциональная база исследований и разработок | 34686 | 34686 | - | 34686 | - | - | - |
S. Инфраструктура инновационной системы | 14840 | 13970 | 13970 | - | 870 | - | 870 |
6. Управление Программой | S70 | 570 | 570 | - | - | - | - |
ИТОГО | 172486 | 128346 | 93660 | 34686 | 44140 | 28830 | 15310 |
Программа в целом |
1. Генерация знаний | 36010 | 32580 | 32580 | - | 3430 | 3430 | - |
2. Разработка технологий | 101000 | 67690 | 67690 | - | 33310 | 33310 | - |
3. Коммерциализация технологий | 45470 | 16680 | 16680 | - | 28790 | 5758 | 23032 |
4. Институциональная база исследований и разработок | 54596 | S4S96 | - | S4S96 | - | - | - |
S. Инфраструктура инновационной системы | 21830 | 20510 | 20510 | - | 1320 | - | 1320 |
6. Управление Программой | 1050 | 1050 | 1050 | - | - | - | - |
ИТОГО | 259956 | 193106 | 138510 | S4S96 | 66850 | 42498 | 24352 |
ПриложениеN 5
(млн.рублей, в ценах соответствующих лет)
| 2007 - 2012 годы - всего | В том числе |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
I. Первый сценарий |
Всего | 195210 | 17080 | 21290 | 26640 | 33460 | 42650 | 54090 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет | 134360 | 11720 | 14630 | 18300 | 23030 | 29340 | 37340 |
внебюджетные источники | 60850 | 5360 | 6660 | 8340 | 10430 | 13310 | 16750 |
Капитальные вложения - всего | 5440 | 600 | 720 | 840 | 960 | 1080 | 1240 |
в том числе федеральный бюджет | 5440 | 600 | 720 | 840 | 960 | 1080 | 1240 |
НИОКР - всего | 170218 | 14402 | 18236 | 23050 | 29220 | 37520 | 47790 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет | 128920 | 11120 | 13910 | 17460 | 22070 | 28260 | 36100 |
внебюджетные источники | 41298 | 3282 | 4326 | 5590 | 7150 | 9260 | 11690 |
Прочие нужды - всего | 19552 | 2078 | 2334 | 2750 | 3280 | 4050 | 5060 |
в том числе внебюджетные источники | 19552 | 2078 | 2334 | 2750 | 3280 | 4050 | 5060 |
II. Второй сценарий |
Всего | 259956 | 22147 | 28903 | 36420 | 46727 | S6698 | 69061 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет | 193106 | 16137 | 21443 | 27180 | 35347 | 42188 | 50811 |
внебюджетные источники | 66850 | 6010 | 7460 | 9240 | 11380 | 14510 | 18250 |
Капитальные вложения - всего | 54596 | 4887 | 6553 | 8470 | 11527 | 11578 | 11581 |
в том числе федеральный бюджет | 54596 | 4887 | 6553 | 8470 | 11527 | 11578 | 11581 |
НИОКР - всего | 181008 | 14662 | 19376 | 24480 | 31160 | 40110 | 51220 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет | 138510 | 11250 | 14890 | 18710 | 23820 | 30610 | 39230 |
внебюджетные источники | 42498 | 3412 | 4486 | 5770 | 7340 | 9500 | 11990 |
Прочие нужды - всего | 24352 | 2598 | 2974 | 3470 | 4040 | 5010 | 6260 |
в том числе внебюджетные источники | 24352 | 2598 | 2974 | 3470 | 4040 | 5010 | 6260 |