Распоряжениепервого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 29 марта 2006 г. N70-РЗМ
Об утверждении Рекомендаций по участиюорганов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаевна производстве
Вцелях активизации профилактической работы по предупреждению производственноготравматизма и в соответствии с пунктом 14 раздела 1 мероприятий Городскойпрограммы по охране труда на 2005-2007 гг., утвержденной постановлениемПравительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 55-ПП:
1.Утвердить Рекомендации по участию органов исполнительной власти города Москвы врасследовании несчастных случаев на производстве (приложение).
2.Комитету общественных связей города Москвы обеспечить издание и распространениеРекомендаций по участию органов исполнительной власти города Москвы врасследовании несчастных случаев на производстве в отраслевых и территориальныхорганах исполнительной власти города Москвы.
3.Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первыйзаместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова
Приложение
к распоряжению первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы
от 29 марта 2006г. N 70-РЗМ
Рекомендации
по участию органов исполнительной власти города Москвы в расследованиинесчастных случаев на производстве
1.1.Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и города Москвы, регламентирующим порядок расследованиянесчастных случаев на производстве.
1.2. Рекомендации предназначены для представителей органовисполнительной власти города Москвы, принимающих участие в комиссиях порасследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастныхслучаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельнымисходом (далее - комиссия).
1.3.В рекомендациях конкретизированы действия представителей органов исполнительнойвласти города Москвы до начала работы комиссии, в ходе ее работы и позавершении работы комиссии.
1.4.Правовую основу деятельности органов исполнительной власти города Москвы и ихпредставителей, принимающих участие в комиссии по расследованию несчастныхслучаев на производстве, составляют:
-Трудовой кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г.N 125-ФЗ;
-Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве вотдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Министерства трудаи социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73);
-Закон города Москвы "Об охране труда в городе Москве" от 14 марта2001 г. N 7;
-Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве(утверждено постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 1997 г. N 900);
-Порядок участия представителей органов исполнительной власти города Москвы врасследовании несчастных случаев на производстве (утвержден распоряжениемПравительства Москвы от 31 марта 2004 г. N 558-РП).
Извлеченияиз указанных документов приведены в приложении.
1.5.Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы доводят до всехорганизаций соответствующих отраслей независимо от их организационно-правовойформы информацию о номерах телефонов и факсов, по которым работодатели всоответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации обязанынаправлять сообщения о произошедших групповых несчастных случаях напроизводстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях напроизводстве со смертельным исходом.
2.1.В соответствии с п.1.2. Порядка участия представителей органов исполнительной власти городаМосквы в расследовании несчастных случаев на производстве (далее - Порядок)работодатель в течение суток сообщает в отраслевой орган исполнительной властигорода Москвы о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастномслучае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельнымисходом.
2.2.При получении данного сообщения отраслевой орган исполнительной власти городаМосквы вправе передать полномочия по направлению представителя в комиссиюсоответствующей префектуре административного округа города Москвы согласноПорядку, если несчастный случай произошел в организации, подведомственнойпрефектуре, или в организации малого предпринимательства, осуществляющей своюдеятельность на территории административного округа.
2.3.Руководитель отраслевого или территориального органа исполнительной властигорода Москвы направляет своего представителя для участия в работе комиссии исообщает работодателю данные о представителе для подготовки приказа орасследовании несчастного случая на производстве.
2.4.Представителем от органа исполнительной власти города Москвы в состав комиссиипо расследованию несчастного случая на производстве назначается специалист поохране труда или должностное лицо из числа руководителей или специалистов.
3.1.Представитель органа исполнительной власти города Москвы приступает к работе вкомиссии в сроки, определенные приказом работодателя о создании даннойкомиссии, с участием в ее первом организационном заседании.
Вдальнейшем представитель органа исполнительной власти города Москвы работаетпод непосредственным руководством председателя комиссии и в соответствии спланом работы комиссии.
3.2.В ходе расследования несчастного случая представитель органа исполнительнойвласти города Москвы как член комиссии принимает участие в:
-обследовании места происшествия (рабочего места, инструментов и механизмов, приработе с которыми произошел несчастный случай), производственного участка,цеха;
-опросе пострадавшего и очевидцев несчастного случая;
-изучении действующих в организации нормативных иорганизационно-распорядительных документов, регламентирующих требованиябезопасности, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц заобеспечение здоровых и безопасных условий труда;
-рассмотрении (заслушивании) объяснений должностных и иных лиц, показаниякоторых могут быть необходимы;
-установлении причин происшествия и лиц, допустивших нарушения законов, иныхнормативных правовых актов о труде и охране труда;
-квалификации несчастного случая;
-разработке необходимых мероприятий по предупреждению подобных несчастныхслучаев.
3.2.1.Своевременный и тщательный осмотр места происшествия является первоочереднымэлементом расследования несчастных случаев, так как информация, полученная входе осмотра места происшествия, как правило, становится определяющей приустановлении истинных обстоятельств и причин несчастного случая.
Вэтой связи представителю органа исполнительной власти рекомендуется осмотреть:
-рабочее место, агрегаты, машины, механизмы, транспортные средства, гдепроизошел несчастный случай;
-части постройки, сооружения, оборудования, машины и механизмы, а также материал,инструмент, приспособления и другие предметы, которыми была нанесена травма;
-средства индивидуальной защиты, спецодежду и спецобувь, которыми пользовалсяпострадавший, в целях выяснения их пригодности и соответствия нормативнымправовым актам по охране труда;
-защитные ограждения, блокировки, сигнализацию и другие защитные ипредохранительные средства.
Припроведении осмотра анализируется воздействие вредных или опасныхпроизводственных факторов на работника, возникших при эксплуатации машин, станков,оборудования, приборов и других средств производства, а также в результатенарушений технологических процессов.
Всоответствии со ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации комиссия имеетправо потребовать от работодателя выполнения технических расчетов, лабораторныхисследований, испытаний, других экспертных работ с привлечениемспециалистов-экспертов.
3.2.2.Если представитель органа исполнительной власти участвует в опросепострадавшего и очевидцев несчастного случая им следует предложить подробно ипоследовательно описать обстоятельства несчастного случая. Исходя из практикирасследования различных несчастных случаев, в общем виде круг этих вопросовможет быть сведен к следующей схеме:
-кем и когда поручено выполнение работы, при выполнении которой произошелнесчастный случай;
-когда и какую операцию (работу) осуществлял пострадавший в момент несчастногослучая, в каком он находился положении;
-с помощью каких инструментов (приспособлений) выполнялась данная работа;
-в каком состоянии непосредственно перед несчастным случаем находилсяпострадавший, как он себя при этом чувствовал;
-в каком состоянии перед несчастным случаем находился станок, машина(оборудование), инструмент, какие нарушения правил техники безопасности былизамечены;
-когда, кто и как обучал и инструктировал пострадавшего (и других работниковданного участка) по охране труда;
-какие средства индивидуальной защиты были выданы пострадавшему и пользовался лион ими.
Крометого, при опросе очевидцев несчастного случая рекомендуется выяснить, что, поих мнению, является причиной несчастного случая, где конкретно они находились вмомент несчастного случая, какую работу при этом выполняли, как вел себяпострадавший до несчастного случая и в момент происшествия, были ли слышны сигналыоб опасности и как на них реагировал пострадавший, замечали ли они ранеекакие-либо нарушения по охране труда на участке (особенно аналогичные тем, прикоторых произошел несчастный случай), знало ли об этих нарушениях руководствопроизводственного подразделения (цеха, участка, предприятия) и какие мерыпринимались.
Представителюоргана исполнительной власти города Москвы следует помнить, что результатыпроведенного опроса пострадавшего, очевидцев происшедшего несчастного случая,должностных и иных лиц, необходимы для правильного понимания и анализапроисшедшего несчастного случая.
3.2.3.При изучении действующих в организации нормативных иорганизационно-распорядительных документов рассматриваются следующие материалы:
-учредительные документы организации;
-наряды, графики, путевые листы и т.д. на выполнение работ, при которыхпроизошел несчастный случай, табель учета рабочего времени на участке(производстве), где произошел несчастный случай;
-технические паспорта, чертежи, схемы машин, механизмов, оборудования, приэксплуатации которых произошел несчастный случай;
-акты ввода в эксплуатацию сооружений, технологических процессов, оборудования,акты (сведения) о проведении периодических испытаний и обслуживания;
-действующие на предприятии эксплуатационные документы на оборудование ипроцессы, где произошел несчастный случай (инструкции по эксплуатации,инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, технологическиекарты, описания, регламенты и др.);
-документы, подтверждающие (дающие) право пострадавшего на самостоятельноевыполнение работы, при которой произошел несчастный случай (удостоверения,допуски и др.);
-документы, подтверждающие прохождение пострадавшим в установленном порядкеинструктажей, стажировки, обучения и проверки знаний по охране труда (журналы,включая журналы посещаемости занятий, программы, протоколы и др.);
-документы, подтверждающие правомочия должностных лиц предприятия, проводившихинструктирование, обучение и проверку знаний по охране труда пострадавшего (удостоверения,протоколы), срок их действия;
-законодательные и иные нормативно-правовые акты по охране труда (правила,нормы, стандарты и др.), регламентирующие требования безопасности привыполнении работы, при которой произошел несчастный случай;
-действующие на предприятии инструкции по охране труда для работ (профессий),при выполнении которых произошел несчастный случай;
-положение об организации работы по охране труда в организации;
-приказы о распределении обязанностей по охране труда между руководителями,должностными лицами и специалистами организации, включая обязанность иответственность за надзор и безопасную эксплуатацию машин и оборудования,явившихся причинителем вреда, их должностные инструкции.
Вакте расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелогонесчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве сосмертельным исходом отражаются выявленные недостатки в содержании этихдокументов, так как установленные нарушения могут быть одной из причин,происшедшего несчастного случая.
3.2.4.В ходе расследования также рассматриваются сведения о состоянии травматизма ворганизации и имеющиеся материалы расследования несчастных случаев, происшедшихранее. При этом выясняется:
-не было ли ранее на данном предприятии (в производственном подразделении)несчастных случаев на производстве, происшедших при обстоятельствах и попричинам, аналогичных расследуемым;
-какие были предложены меры по предупреждению несчастных случаев;
-как они были выполнены и т.д.
3.2.5.При расследовании несчастных случаев на производстве особое вниманиерекомендуется обратить на квалификацию несчастного случая на производстве.
Представителюоргана исполнительной власти города Москвы следует помнить, что, в соответствиисо статьями 228 и 229 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением обособенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельныхотраслях и организациях (приложение 2 к Постановлению Министерства труда исоциального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73)расследованию подлежат события, в результате которых работникам или другимлицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, были полученыувечья или иные телесные повреждения, происшедшие:
-при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданиюработодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки,а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, втом числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастрофи иных ситуаций чрезвычайного характера;
-на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных заорганизацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации),либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленныеперерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места),а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудийпроизводства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо привыполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ввыходные и нерабочие праздничные дни;
-при следовании к месту работы или с работы на транспортном средствеработодателя или сторонней организации, предоставившей его на основаниидоговора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случаеиспользования его в производственных целях в соответствии с документальнооформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденнымраспоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;
-во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следованиипо заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно,в том числе пешком;
-при следовании к месту служебной командировки и обратно;
-при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во времямеждусменного отдыха (водитель - сменщик на транспортном средстве, проводникили механик рефрижераторной секции в поезде, бригада почтового вагона идругие);
-во время между сменного отдыха при работе вахтовым методом, а также принахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты исудовых работ время;
-при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствийкатастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного,криминогенного и иного характера.
Вустановленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие сработодателями - физическими лицами и их полномочными представителями принепосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий,обусловленных трудовыми отношениями с работниками.
Расследуютсяв установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются всоответствии с требованиями ст. 230 Трудового кодекса Российской Федерации каксвязанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками илидругими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, приисполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (егопредставителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленныхтрудовым отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Припроведении расследования несчастных случаев, происшедших с работниками,направленными в установленном порядке для выполнения работ к другомуработодателю и работавшими там под его руководством и контролем (подруководством и контролем его представителей), расследуется комиссией,формируемой работодателем (его представителем). В состав комиссии включаетсяпредставитель работодателя, направившего упомянутых работников. Не прибытие илинесвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроковрасследования.
Несчастныеслучаи, происшедшие на территории организации с работниками стороннихорганизаций при выполнении ими трудовых обязанностей, расследуются комиссией,формируемой работодателем на территории которой произошел несчастный случай.При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организациинаправившей работника.
Несчастныеслучаи, происшедшие с работниками, выполнявшими работу по заданию работодателя(его представителя) на выделенном в установленном порядке участке стороннейорганизации, расследуются комиссией, формируемой работодателем (егопредставителем), производящим работу, с обязательным участием представителяорганизации, на территории которой производились работы.
Достаточноширокое распространение получила практика, когда организация (в основном малогои среднего бизнеса), не имея собственных производственных помещений и средствпроизводства, осуществляет свою производственную деятельность напроизводственных площадях и при помощи средств производства, арендованных удругих организаций. При этом в заключаемых договорах о передаче в арендусредств производства, как правило, не оговаривается взаимная ответственностьарендодателя и арендатора за их безопасную эксплуатацию. Это, зачастую, создаетдополнительные трудности при определении причин и ответственных лиц в ходерасследования несчастных случаев, происходящих с работникамиорганизаций-арендаторов.
Вэтой связи, представителю органа исполнительной власти рекомендуется учитывать,что в целях объективного и правильного определения причин указанных несчастныхслучаев, в состав комиссий по их расследованию целесообразно включать (посогласованию) полномочных представителей организаций-арендодателей(собственников средств производства).
Рекомендуется также учитывать, что в соответствии сост. 229 Трудового кодекса Российской Федерации пострадавший на производствеработник вправе доверить любому лицу представление его интересов и участие врасследовании несчастного случая. В случае смерти пострадавшего, доверенноелицо определяется его родственниками. Такое лицо действует на основаниидоверенности заверенной по установленной форме и вправе приниматьнепосредственное участие в расследовании несчастного случая. Если доверенноелицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им егопредставитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лицаознакомить его с материалами расследования.
Всоответствии со статьями 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерацииосновными отличительными признаками трудовых отношений лиц, выполняющих работына основе трудовых договоров, от договоров гражданско-правового характераявляются:
-выполнение работником определенной трудовой функции (работы по определеннойспециальности, квалификации, должности), а не заранее оговоренного сторонамиобъема работ;
-подчинение работника внутреннему трудовому распорядку (приход и уход на работув установленное время, обязанность исполнения приказов и распоряженийдолжностных лиц организации, выполнение работ под их прямым руководством ит.д.);
-выплата работнику заработной платы, а не оговоренного заранее сторонамиденежного вознаграждения (с удержанием установленных законодательством налогови отчислений в фонды, включая отчисления в фонд социального страхования);
-обязанность работодателя обеспечить предусмотренные законодательством о трудеусловия труда.
Расследованиенесчастных случаев, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортныхсредств (в том числе воздушных, железнодорожных, автомобильных, водных морских иречных и др.), проводится комиссиями, формируемыми в соответствии стребованиями ст.229 Трудового кодекса Российской Федерации.
Окончательноерешение комиссия принимает при получении материалов расследования аварии(катастрофы), проводимой специальными органами государственного надзора иконтроля.
Всоответствии со ст. 230 Трудового кодекса Российской Федерации отдельныенесчастные случаи по результатам расследования могут квалифицироватьсякомиссией как несчастные случаи, не связанные с производством, и оформляютсяактом произвольной формы.
Ктаким несчастным случаям относятся:
-смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная вустановленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;
-смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которой явилось (позаключению учреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое илитоксическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениямитехнологического процесса, где используются технические спирты, ароматические,наркотические и другие аналогичные вещества;
-несчастный случай, проишедший при совершении пострадавшим проступка,содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признакиуголовно наказуемого деяния.
Указанноеправило не применяется к несчастным случаям, происшедшим с водителямитранспортных средств организаций в результате дорожно-транспортныхпроисшествий, несмотря на то, что в большинстве случаев в их действияхправоохранительными органами могут быть усмотрены признаки уголовно наказуемогодеяния, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Этообусловлено тем, что транспортное средство, которым управлял водитель, являетсяисточником повышенной опасности, ответственность за безопасную эксплуатацию которогов соответствии с действующим законодательством всегда несет его владелец,которым зачастую является работодатель или его полномочный представитель.
3.3.Решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенные нарушения,приведшие к несчастному случаю, может быть принято только после проведеннойчленами комиссии проверки его подготовки по охране труда и принятых мер пообеспечения его безопасности.
Вчастности, решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенныенарушения может быть правомерным, если:
-работодателем обеспечены все необходимые требования по безопасности трудаработнику, изложенные в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в томчисле:
-с пострадавшим в установленном порядке был проведен вводный инструктаж поразработанной и утвержденной программе;
-с пострадавшим был своевременно проведен повторный инструктаж (первичныйинструктаж на рабочем месте) по разработанной и утвержденной в установленномпорядке программе первичного инструктажа на рабочем месте, а также целевойинструктаж (для работ, осуществляемых по наряду-допуску либо разовых работ, несвязанных с прямыми обязанностями работника, выполняемых им по приказу(распоряжению, поручению) работодателя (руководителя работ);
-перед допуском к самостоятельной работе пострадавший в установленном порядкепроходил стажировку под руководством опытных работников организации в течениеопределенного периода времени (если несчастный случай произошел в периодосвоения работником новой профессии);
-в установленном порядке были проведены обучение и проверка знаний пострадавшегопо охране труда (для работников, выполняющих работы, к которым предъявляютсяповышенные требования по охране труда), и членам комиссии были представленысоответствующие подтверждающие документы (программы обучения, протоколыпроверки знаний, журнал посещения занятий и др.);
-руководители, проводившие инструктирование обучение и проверку знаний по охранетруда у пострадавшего, прошли в установленном порядке обучение и проверкузнаний по охране труда;
-действующие в организации инструкции по охране труда (по профессиям и видамработ, имеющим отношение к несчастному случаю) в полной мере отражаюттребования соответствующих отраслевых и межотраслевых нормативных актов поохране труда;
-действующие в организации технологические документы (на операции и виды работ,имеющие отношение к несчастному случаю) содержат необходимые меры безопасности,включая требования по их содержанию, установленные в соответствующихосновополагающих нормативных актах;
-пострадавший был в полной мере обеспечен сертифицированными и исправнымисредствами индивидуальной защиты, предусмотренными нормами и правилами, иобучен пользованию ими;
-не использование пострадавшим, средств индивидуальной защиты, защитных экранов,блокировок и т.д.
3.4.В практике расследования несчастных случаев достаточно часто возникают вопросы,связанные с возложением ответственности за несчастный случай на пострадавшего,находившегося в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего таким образомтрудовую дисциплину. Для объективного и правильного разрешения данного вопросарекомендуется учитывать следующее:
-в соответствии с решением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28апреля 1994 г. N 3 (по делам о возмещении вреда причиненного повреждениемздоровья) при рассмотрении вопросов возмещения вреда за трудовое увечье,алкогольное опьянение пострадавшего может квалифицироваться как грубаянеосторожность, что может являться основанием для применения смешаннойответственности при определении размера возмещения вреда. Вместе с тем, приопределении причин каждого конкретного несчастного случая с учетом конкретныхобстоятельств необходимо оценить, произошел бы данный несчастный случай, еслибы пострадавший находился в трезвом состоянии. При положительном ответевозложение на пострадавшего ответственности за несчастный случай только наосновании его алкогольного опьянения следует признать необоснованным.
3.5.В соответствии со ст. 230 Трудового кодекса Российской Федерации по окончаниирасследования и оформления его материалов члены комиссии в полном составедолжны подписать акт о расследовании группового несчастного случая напроизводстве, тяжелого несчастного случая на производстве несчастного случая напроизводстве со смертельным исходом.
Порезультатам расследования также составляется и подписывается членами комиссииакт по форме Н-1, являющийся основным документом расследования групповогонесчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая напроизводстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом. Онявляется исходным документом для проведения анализа причин производственноготравматизма и разработки на его основе мер по их устранению.
Рекомендуетсяучитывать также, что акт по форме Н-1 является официальным юридическимдокументом, в этой связи, всякого рода отступления от установленной формы актане допускаются, так как в последующем они могут вызвать осложнения приразрешении вопросов о назначении пенсий и возмещения материального ущербапострадавшим. При групповых несчастных случаях акт формы Н-1 составляется накаждого пострадавшего в отдельности.
Всоответствии с п. 24 Положения об особенностях расследования несчастных случаевна производстве в отдельных отраслях и организациях (приложение 2 кпостановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от24 октября 2002 г. N 73) в случаях разногласия представителя органаисполнительной власти города Москвы с отдельными выводами комиссии он вправеподписать акт о расследовании с особым мнением, которое должно быть приложено кматериалам расследования несчастного случая.
4.1.В соответствии со своими должностными обязанностями представитель органаисполнительной власти города Москвы после окончания расследования несчастногослучая на производстве должен:
-принять участие в работе совещания представителей от работодателя и трудового коллективапо итогам работы комиссии, в случае необходимости представитель может выступитьинициатором проведения такого совещания;
-информировать руководителя соответствующего органа исполнительной власти городаМосквы о результатах расследования несчастного случая и дать предложения орассмотрении материалов расследования несчастного случая на межведомственнойкомиссии по охране труда при префектуре; отраслевой комиссии по охране трудаили в руководящем органе исполнительной власти города Москвы;
-подготовить информацию о результатах расследования несчастного случая напроизводстве и мерах по их предупреждению для представления в Комитетобщественных связей города Москвы, являющийся специально уполномоченным органомПравительства Москвы по труду.
к рекомендациямпо участию органов
исполнительной власти города Москвы
в расследовании несчастных случаев
на производстве
1. Трудовой кодекс Российской Федерации:
Статья210. Основныенаправления государственной политики в области охраны труда
Основныминаправлениями государственной политики в области охраны труда являются:
-расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
-защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основеобязательного социального
страхованияот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья228. Обязанностиработодателя при несчастном случае на производстве
Пригрупповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжеломнесчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве сосмертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязансообщить соответственно:
1)о несчастном случае, происшедшем в организации:
-в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2)о несчастном случае, происшедшем у работодателя - физического лица:
-в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья229. Порядокрасследования несчастных случаев на производстве
Длярасследования группового несчастного случая на производстве, тяжелогонесчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве сосмертельным исходом в состав комиссии также включаются государственныйинспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию),представитель территориального объединения профессиональных союзов.Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе сгосударственным инспектором по охране труда.
Принесчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольныхтерриториальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору всфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителемсоответствующего территориального органа. Возглавляет эту комиссию представительэтого органа (Управление по технологическому и экологическому надзоруРостехнадзора по городу Москве).
2. Закон города Москвы от 14 марта 2001 г. N 7"Об охране труда в городе Москве" (извлечение):
Статья4. Принципы и основныенаправления государственной политики в области охраны труда в городе Москве
Основныминаправлениями государственной политики в области охраны труда в городе Москвеявляются:
-защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев напроизводстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов ихсемей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний;
-обязательное расследование каждого несчастного случая на производстве и профессиональногозаболевания;
-информирование организаций, работников и население города Москвы озаконодательных и иных нормативных правовых актах по охране труд, о состоянииусловий и охраны труда, основных причинах, уровнях производственного травматизмаи профессиональных заболеваний в организациях.
Статья11. Полномочияспециально уполномоченного органа Правительства Москвы по труду
Уполномоченныйорган Правительства Москвы по труду, осуществляющий функции государственногоуправления охраной труда на территории города Москвы:
-организует участие в установленном порядке представителей исполнительной властигорода Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве.
Статья12. Полномочияотраслевых органов исполнительной власти города Москвы
Отраслевыеорганы исполнительной власти города Москвы:
-разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры,направленные на улучшение условий труда, санитарно-бытового обслуживания,снижение производственного травматизма в организациях отрасли;
-принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастныхслучаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастныхслучаев на производстве со смертельным исходам.
Статья12.1. Полномочия функциональныхорганов исполнительной власти города Москвы
Функциональныеорганы власти города Москвы:
-принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастныхслучаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастныхслучаев на производстве со смертельным исходам;
-разрабатывают и реализуют меры, направленные на улучшения условий труда исанитарно-бытового обслуживания, снижение производственного травматизма ипрофессиональной заболеваемости в подведомственных организациях.
Статья12.2. Полномочиятерриториальных органов исполнительной власти города Москвы
Территориальныеорганы исполнительной власти города Москвы пределах своей компетенции вовзаимодействии с органами местного самоуправления разрабатывают и реализуютмеры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытовогообслуживания, снижение производственного травматизма.
Принимаютучастие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев напроизводстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев напроизводстве со смертельным исходам.
Статья20. Возмещение вредажизни и здоровью, причиненного работнику при исполнении им трудовыхобязанностей
Вслучае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовыхобязанностей возмещение указанного вреда осуществляется с федеральнымзаконодательством.
3. Положение о системе государственногоуправления охраной труда в г. Москве (утверждено постановлением ПравительстваМосквы от 23 декабря 1997 г. N 900):
4. Функции субъектов управления охраной труда
4.2.Комитет общественных связей города Москвы:
4.2.15.Организует участие представителей органов исполнительной власти города Москвы врасследовании несчастных случаев на производстве.
4.2.23.Содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний.
4.2.25.Координирует деятельность отраслевых, функциональных и территориальных органовисполнительной власти в части, касающийся охраны труда.
4.3.Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы:
4.3.3.Участвуют в создании и ведении баз данных по вопросам охраны труда, проводятанализ состояния условий и охраны труда в организациях отрасли, принимаютпредупредительные и профилактические меры, направленные на снижениепроизводственного травматизма в отрасли.
4.3.9.Принимают в установленном порядке участие в расследовании групповых несчастныхслучаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастныхслучаев на производстве со смертельным исходам, происшедших в организацияхотрасли.
4.3.16.Представляют информацию по реализации государственной политики в области охранытруда, обобщенные данные о состоянии условий и охраны труда в организацияхотрасли в Комитет общественных связей города Москвы.
4.4.Функциональные органы исполнительной власти города Москвы:
4.4.2.Учитывают состояние охраны труда в организациях при осуществлении договорнойдеятельности с получателями бюджетных средств.
4.4.3.Учитывают состояние охраны труда в организациях при проведении конкурсов наразмещение городских заказов.
4.5.Префектуры административных округов города Москвы:
4.5.1.Проводят государственную политику в области охраны труда в административномокруге.
4.5.7.Проводят анализ состояния условий и охраны труда в подведомственныхорганизациях и во взаимодействии с Департаментом поддержки и развития малогопредпринимательства города Москвы и заинтересованными отраслевыми органами исполнительнойвласти в организациях малого предпринимательства, осуществляющих своюдеятельность на территории округа.
4.6.Управы районов:
4.6.1.Участвуют в разработке и реализации предупредительных и профилактических мер,направленных на снижение производственного травматизма и профессиональнойзаболеваемости в районе.