На главную
На главную

ТОИ Р-66-54-95 «Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов»

Обозначение: ТОИ Р-66-54-95
Название рус.: Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов
Статус: не действующий (Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.)
Заменен: СП 12-135-2002 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 01.07.1995
Дата окончания срока действия: 01.03.2002
Разработан: АК "Электромонтаж"
РАО "ЕЭС России"
АОЗТ ЦНИИОМТП
Утвержден: Минстрой России (13.03.1995)
Опубликован: ГП ЦПП № 1995

СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
19-70

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
18-22

ТИПОВАЯИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

ТОИ Р-66-54-95

Дата введения 01.07.95

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков,Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.

Взамен ранеедействующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами иведомствами.

Типовыеинструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации обохране труда и действующих нормативных документов по охране труда.

Предназначеныдля организаций строительства, предприятий промышленности строительныхматериалов и жилищно-коммунального хозяйства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ КУТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с действующимзаконодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (впределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требованийинструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этихорганизаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанныеинструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения впроцессе труда работниками этих предприятий.

В целях унификациитребований инструкций по охране труда специализированными организациямиразрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаютсяминистерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкцииразработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утвержденияправил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норми правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащихтребования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти РоссийскойФедерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзнымиминистерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовыепрофессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Дляудобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видамвыполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКСдля этих профессий.

Слесари поремонту дорожно-строительных машин и тракторов(далее - «слесари») при производстве работ согласно имеющейся квалификацииобязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции поохране труда для работников строительства, промышленности строительныхматериалов и жилищно-коммунального хозяйства»,настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правилРоссийской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, атакже требования инструкцийзаводов-изготовителей по эксплуатации обслуживаемогооборудования и технологической оснастки.

Требования безопасностиперед началом работы

1. Перед началом работы слесари обязаны:

а) предъявить руководителю удостоверение о проверкезнаний безопасных методов работ, получить задание и пройтиинструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) надеть спецодежду,спецобувь и при работе на строительной площадке - каскуустановленного образца.

2. После получения задания у бригадира или руководителя работ слесариобязаны:

а) подготовитьнеобходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.

б) проверитьрабочее место и подходы к нему на соответствиетребованиям безопасности;

в) подобратьинструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность исоответствие требованиям безопасности;

г) при пользовании переноснойэлектролампой проверить ее исправность и целостность изоляциишлангового провода.

3. Слесари не должны приступать к выполнениюработ при следующих нарушениях требований безопасности:

а)неисправностях технологической оснастки, средствзащиты работающих и инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков, кувалд,зубил, керн и т.д.), указанных в инструкцияхзаводов-изготовителей по их эксплуатации, прикоторых не допускается их применение;

б)несвоевременном проведенииочередных испытаний (технического осмотра)технологической оснастки, инструмента и приспособлений;

в) несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации средств зашиты работающих, установленногозаводом-изготовителем;

г) неустойчивом положении узлов, агрегатов строительнойтехники;

д) вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением;

е) недостаточной освещенности или загроможденностирабочих мест и подходов к ним;

ж) отсутствии средствпожаротушения. Обнаруженные нарушения требованийбезопасности должныбыть устранены собственнымисилами до начала работ, а при невозможностисделать это слесари обязаны сообщить о нихбригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

4. В процессе работы слесари обязаны соблюдать следующиетребования:

а) при ремонте или техническом обслуживании дорожно-строительнойтехники повесить на рулевое колесо или рычагимашины табличку «Двигатель не пускать - работают люди!»;

б) выполнятьработы по ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительныхмашин при неработающем двигателе, заисключением работ по регулировке карбюратора, проверке электрооборудования и тормозной системы;

в) залезать под машину и вылезать из-под нее следует состороны противоположной проезду, а находясь под машиной, следует размещаться между колесами или гусеницамивдоль машины;

г) до начала производства сварочных работ слить бензин, дизельное топливо и масло, а бензобакизакрыть асбестовыми чехлами;

д) разборку и сборку агрегатов выполнятьв стационарных или передвижных мастерскихтолько на специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления;

е) не производить работы наотдельных узлах машин, поднятых грузоподъемным механизмом;

ж) опустить наопоры или заблокировать сборочные единицы машин, агрегатов,которые могут перемещаться под действием собственной массы, а также подложить под гусеницы и колеса машинпротивооткатные упоры (башмаки);

з) не хранить на рабочем месте легковоспламеняющиесяжидкости и обтирочный материал.

5. Домкраты следует устанавливать напрочную и устойчивую деревянную подкладку.Высота подъема домкрата должна соответствоватьнеобходимой высоте подъема машины и ее частей.После подъема машины домкратами следует подставлять козелки. Работать под машиной, поднятой толькодомкратом, но не установленной на козелки, запрещается.

6. При выполнении работ на самосвале споднятым кузовом следуетпредварительно установитькузов на упорную штангу.

7. Слив масла и воды из агрегатов машинынеобходимо производить только в специальнуютару. Случайно пролитоена пол масло или оброненный солидол следует немедленно засыпать опилками или сухим песком исобрать в специально отведенное место.

8. При работах, связанных с проворачиваниемколенчатого и карданного валов, слесари должны проверить, выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельныхмашин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночный тормоз. После окончания работ следует затянуть рычаг тормозной системы и включить первуюпередачу.

9. Разборку и сборку колес следует производить на стенде или ровнойчистой площадке. Накачивать шины колес следует только при наличии огражденияили страхующего устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдойзапрещается.

10. При ремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с высокой платформой слесари должны пользоваться специальными лестницами-стремянкамисо ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы недопускается.

11. При ремонте дорожно-строительных машин следует снимать,транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передниймосты, кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованныхинвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнениеработ.

12. Проверку соосности отверстий присборке узлов следует выполнять с помощью конусной оправки.

13. Производить осмотр и ремонт машин в осмотровойяме следует в защитных очках.

14. При сметании стружки и пыли с верстакаили деталей необходимо пользоваться волосяной щеткой и защитными очками.Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки).

15. При осмотре машин в стационарных помещениях следует пользоватьсяпереносной электролампой напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажностиили на открытом воздухе - не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотремашин не разрешается.

16. При работе с электросварщикомследует пользоваться очками с защитными светофильтрами.

17. При применении грузоподъемных механизмов к строповкеагрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверениестропальщика.

18. К работе с электрифицированным инструментом допускаются слесари,имеющие II квалификационную группу по электробезопасности.

Требованиябезопасности в аварийных ситуациях

19. В случае возникновения загорания необходимоработу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовымипокрывалами, пескомили сильной струей воды), а при невозможности ликвидировать загорание следует вызватьпожарную охрану.

20. При потере устойчивости узлов иагрегатов дорожно-строительных машин во время ремонтныхработ их следует прекратитьи сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращениипроизвольного перемещениячастей машин.

Требования безопасности по окончании работы

21. По окончанииработы слесари обязаны:

а) привести впорядок рабочее место, убрать инструмент,приспособления и материалы;

б) отключить отсети применяемыев работе электроинструмент, станки имеханизмы;

в) убрать ручной инструмент испецодежду, спецобувь и средстваиндивидуальной защиты в предназначенное для храненияместо;

г) о всех замеченныхво время работы неполадкахсообщить бригадиру или руководителю.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.