На главную
На главную

ТОИ Р-66-24-95 «Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей»

Обозначение: ТОИ Р-66-24-95
Название рус.: Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей
Статус: не действующий (Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.)
Заменен: СП 12-135-2002 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 01.07.1995
Дата окончания срока действия: 01.03.2002
Разработан: ЦНИИОМТП Госстроя СССР 127434, г. Москва, Дмитровское ш., 9
АК "Электромонтаж"
РАО "ЕЭС России"
Утвержден: Минстрой России (13.03.1995)
Опубликован: ГП ЦПП № 1995

СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
№ 18-22

ТИПОВАЯИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для водителей грузовых автомобилей

ТОИ Р-66-24-95

Дата введения 01.07.95

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков,Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.

Взамен ранеедействующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами иведомствами.

Типовыеинструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации обохране труда и действующих нормативных документов по охране труда.

Предназначеныдля организаций строительства, предприятий промышленности строительныхматериалов и жилищно-коммунального хозяйства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ КУТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с действующимзаконодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (впределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требованийинструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этихорганизаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанныеинструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения впроцессе труда работниками этих предприятий.

В целях унификациитребований инструкций по охране труда специализированными организациямиразрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаютсяминистерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкцииразработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утвержденияправил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норми правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащихтребования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти РоссийскойФедерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзнымиминистерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовыепрофессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Дляудобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видамвыполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКСдля этих профессий.

Водителигрузовых автомобилей (далее - «водители») при производстве работ согласноимеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в«Типовой инструкции по охране труда для работников строительства,промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции,разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правилпо охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движенияРоссийской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей поэксплуатации автомобилей.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началомработы водитель обязан:

а) убедиться вналичии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знанийбезопасных методов работ;

б) иметь присебе талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист;

в) получитьнаряд-задание на выполнение работы и путевой лист, пройти инструктаж поспецифике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр;

г) надетьспецодежду и спецобувь установленного образца.

2. Послеполучения наряда-задания водитель обязан:

а) проверитьналичие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;

б) в целяхобеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническоесостояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевогоуправления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар,стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительныхприборов, зеркал заднего вида;

в) произвестиежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом,водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверитьуровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) послезаправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины,испачканные нефтепродуктами.

Пролитые вовремя заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка илиопилок;

д) проверитьработоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных иконтрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работутормозов и рулевого управления;

е) предъявитьавтомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража(механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправностиавтомобиля.

3. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушенияхтребований безопасности:

а) неисправностяхмеханизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;

б)несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему,грузоподъемности, длине и другим параметрам;

в) отсутствииили неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнальногоустройства, огнетушителей.

Обнаруженныенарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделатьэто водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержаниеавтомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопаснойэксплуатацией автомобилей.

Требования безопасности во время работы

4. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водитель обязан:

а) явиться круководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой листи удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получитьпроизводственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по спецификевыполняемых работ;

б) ознакомитьсяс местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности и удобстве подъездов, вдостаточной освещенности площадки;

в) обратитьвнимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие выбоин, луж,штырей, арматуры, а в холодное время года - снега и льда).

5. Во время работы водитель автомобиля обязан;

а) выполнятьманеврирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра дляокружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;

б) перед выходомиз кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первуюпередачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины заперетьдверцы;

в) убедиться вотсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направленияхпрежде чем выйти из кабины на проезжую часть;

г) подавать автомобильпри сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;

д) осуществлятьсцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указаннойпоследовательности операций: затормозить прицеп стояночным тормозом; проверитьисправность буксирного устройства; подложить упоры под задние колеса прицепа;сцепить автомобиль и прицеп; закрепить страховочный трос прицепа за поперечинурамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической, пневматической иэлектрической систем автомобиля и прицепа;

е) находясь налинии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирногоустройства;

ж) принеобходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва и отсутствииколесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва;

з) при управленииавтомобилем с цистерной, заполненной менее чем на 3/4, ее объема, снижать наповоротах скорость до минимальной.

6. Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедитьсяв отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа наоткрытые участки кожи (для исключения обморожения в результате испарения газа),перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин держать капототкрытым до полного выветривания газа.

7. Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или притехническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весьгаз из системы питания.

8. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использоватьспециальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. Приразогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимоприсоединить к горловине радиатора и надежно закрепить,

9. После использования калорифера для прогрева двигателя кабинуавтомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.

10. При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель,затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.

11. При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чемдва противооткатных упора.

12. Неисправности системы питания следует устранять только послеохлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать спомощью насоса.

13. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров изкабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатныеупоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат иположить под него широкую подкладку из древесины.

14. Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель обязанподставить козелки, а под неснятые колеса - подложить противооткатные упоры.

15. При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следуетпользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при выскакиваниизамочного кольца.

16. Длявыполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузовспециальными страховочными упорами.

17. Водителям запрещается:

а) перевозитьпассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи впутевом (маршрутном) листе;

б) управлятьавтомобилем в нетрезвом состоянии;

в) ставитьгазобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов исистемы питания;

г) использоватькамеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;

д) применять дляразогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствамии устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке илипогасании горелки;

е) пользоватьсяпрямой передачей во время длительного спуска;

ж) двигаться накрутом спуске с выключенным сцеплением или передачей;

з) закреплятьстраховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства;

и) буксироватьпорожним автомобилем груженый прицеп;

к) применять вкачестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы(камни, доски, бочки, диски колес и т.п.);

л) отдыхать илиспать в кабине автомобиля с работающим двигателем.

18. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля подприподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ ив случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемныхмеханизмов.

19. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан выйтииз кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузкиавтомобиля. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобилеследует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателейили специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности.Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза натранспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплениигруза - потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должнаосуществляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежание егоопрокидывания.

20. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадкахрасстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну), должно бытьне менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд, - не менее 1,5 м. Еслиавтомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то междузданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м.Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

21. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он долженукладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и долженрасполагаться равномерно по всей площади пола.

Штучные грузы,возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправнымиканатами.

22. Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно, безпромежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении,трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова.При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между нимипрочные деревянные прокладки и распорки.

При укладкегрузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам илипокатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх.Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всехкрайних рядов.

23. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях сприцепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При погрузкедлинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль сприцепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным закабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах груз нецеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении идвижении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

Запрещаетсяперевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;загораживать грузом двери кабины водителя: располагать длинномерные грузы вышестоек.

Крупногабаритныеи тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями «Инструкции оперевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом».

24. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условияхводитель обязан:

а) во времятумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость, и не обгонятьтранспортные средства, движущиеся в попутном направлении;

б) не открыватьрезко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;

в) трогаться сместа на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытойдроссельной заслонке;

г) при спуске суклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;

д) двигаться польду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасностидвижения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами иимеющим указатели и дорожные знаки.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

25. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиляводитель обязан съехать с проезжей части дороги, выключить двигатель, включитьпервую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упорыи установить сзади автомобиля предупреждающий знак.

26. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель долженпогасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и другихподручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водительдолжен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителюработ.

27. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему,обязан:

а) безпромедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а такжедругие предметы, имеющие отношение к происшествию;

б) вызвать вслучае необходимости «Скорую помощь», а если это невозможно, отправитьпострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебноезаведение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства,после чего возвратиться к месту происшествия;

в) сообщить ослучившемся в ГАИ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидатьприбытия работников милиции или следственных органов;

г) еслиневозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть,предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся кдорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

Требования безопасности по окончании работы

28. По окончании работы водитель обязан:

а) проверить вместес механиком автомобиль после возвращения с линии;

б) в случаенеобходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей,подлежащих устранению;

в) выключитьдвигатель;

г) прибезгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора идвигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза;

д) закрытькабину на замок;

е) сообщитьруководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправномсостоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.