На главную
На главную

ТОИ Р-66-11-93 «Типовая инструкция по охране труда для машинистов башенных кранов»

Обозначение: ТОИ Р-66-11-93
Название рус.: Типовая инструкция по охране труда для машинистов башенных кранов
Статус: не действующий (Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.)
Заменен: СП 12-135-2002 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 01.01.1994
Дата окончания срока действия: 01.03.2002
Разработан: АОЗТ ЦНИИОМТП
Утвержден: Госстрой РФ (22.11.1993)
Опубликован: ГП ЦПП № 1994

ГОССТРОЙ РОССИИ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистовбашенных кранов

ТОИ Р-66-11-93

Москва 1999

 

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д. Левинсон,И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных акционерныхобществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства РоссийскойФедерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранеедействующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и ведомствами.Типовые инструкции являются нормативными документами для работниковстроительных профессий.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. №18-48.

В сборник внесено изменение № 1, утвержденное постановлением МинстрояРоссии от 13 марта 1995 г. № 18-22 (дата введения изменения - 1 июля 1995 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всоответствии с требованиями законодательства об охране труда на работниковорганизаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагаетсявыполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаютсяруководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзнымикомитетами. Указанные инструкции являются нормативным документом и определяюттребования, предъявляемые к работникам в процессе работы.

В целяхунификации требований инструкций по охране труда специализированнымиорганизациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которыеутверждаются министерствами или ведомствами по согласованию с профсоюзами.

Настоящиетиповые инструкции разработаны ЦНИИОМТП с участием специализированныхорганизаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетомОснов законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативныхдокументов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций,утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкцииохватывают наиболее массовые профессии и виды работ в строительстве,строительной индустрии и промышленности строительных материалов, где отмечаетсянаибольший уровень производственного травматизма.

Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемыеко всем профессиям работников или группе профессий, выполняющих определенныевиды работ, выделены в отдельные инструкции. Остальные инструкции составлены сучетом требований, предъявляемых к работникам конкретных профессий различнойквалификации.

СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза
работников строительства
и промышленности строительных
материалов России
от 2 сентября 1993 г. № 309-4

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госстроя России
от
22 ноября 1993 г.
№ 18-48

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов башенных кранов

ТОИ Р-66-11-93

Датавведения 01.01.94

Машинистыбашенных кранов (далее - «машинисты») при производстве работ согласно имеющейсяквалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовойинструкции по охране труда для работников строительства, промышленностистроительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовойинструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил РоссийскойФедерации, «Правил по устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемныхкранов» Госгортехнадзора России, а также требования инструкцийзаводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими кранов.

Требованиябезопасности перед началом работы

1.Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявитьлицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, удостоверение направо управления краном и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом спецификивыполняемых работ;

б) надетьспецодежду, спецобувь установленного образца;

в) получитьзадание и проверить наличие удостоверения на право производства работ устропальщика, выделенного для работы;

2.После получения задания машинист обязан:

а) произвестиежесменное техническое обслуживание крана;

б) призаливке масла в редукторы механизмов не допускать его попадания на части крана;

в) передпуском крана в эксплуатацию опробовать работу механизмов крана на холостом ходуи проверить их исправность, а также приборов и устройств безопасности;

г) проверитьсовместно со стропальщиком исправность съемных грузозахватных приспособлений, атакже наличие на них клейма и бирок с указанием грузоподъемности, датыиспытания, номера и убедиться в соответствии их характеру выполняемой работы;

д) проверитьсоответствие рельсового пути требованиям безопасности, указанным в инструкциипо эксплуатации;

е) приналичии вблизи от мест перемещения груза транспортных магистралей, жилых ипроизводственных зданий и других мест нахождения людей, ограничить зону работыкрана с помощью специальных средств.

3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушенияхтребований безопасности:

а)неисправности механизмов или дефектах металлоконструкций или каната крана, прикоторых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя запрещается егоэксплуатация;

б) дефектахгрузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемыхработ:

в)неисправности рельсовых путей;

г)несоответствии характеристики крана по грузоподъемности и вылету стрелыусловиям работы;

д) нахождениилюдей в зоне работы крана;

е)неисправности конечных выключателей механизмов подъема и передвижения, а такжеотсутствии ограждения механизмов и неизолированных токоведущих частейэлектрооборудования.

Обнаруженныенеисправности следует устранить собственными силами, а при невозможностисделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасноепроизводство работ кранами, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатациейкрана.

Требованиябезопасности во время работы

4.Перед началом перемещения груза или движения крана машинист обязан датьпредупредительный звуковой сигнал.

5.Включать или останавливать механизмы крана машинист должен плавно, без рывков.Быстрое опускание груза ручным или ножным растормаживанием запрещается.

Переводмеханизмов с прямого хода на обратный до полной их остановки не разрешается, заисключением случаев, когда необходимо предупредить аварию или несчастныйслучай.

6.Перемещение груза вблизи конечных выключателей необходимо осуществлять наминимальной скорости. Использование конечных выключателей или ограничителейдвижения в качестве рабочих органов отключения электродвигателей неразрешается.

7.Машинист должен перемещать груз только в пределах разрешенной зоны работы.Запрещаются подъем и перемещение груза над жилыми, служебными,производственными помещениями, транспортными магистралями, пешеходнымитротуарами и другими местами временного или постоянного нахождения людей.Дополнительные средства ограничения зоны работы крана должны быть установленытаким образом, чтобы воспрепятствовать выходу перемещаемого груза изразрешенной зоны работы.

8. Приподъеме и перемещении груза машинист обязан выполнять следующие требованиябезопасности:

а) начинатьработу только по сигналу стропальщика. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнятьнезависимо от того, кто его подает;

б) в случаяхнедостаточной обзорности рабочей зоны или плохой видимости стропальщика,подающего сигнал машинисту, использовать для связи с ним двустороннюю радио-или телефонную связь. Использование промежуточных сигнальщиков для подачисигналов машинисту не допускается;

в) определятьпо специальному указателю грузоподъемность крана на данном вылете стрелы;

г)осуществлять погрузку или разгрузку автомашины и прицепов только при отсутствиипосторонних лиц в зоне перемещения груза;

д)устанавливать грузовой крюк крана над грузом так, чтобы при его подъемеисключалось косое натяжение каната грузового полиспаста;

е) передподъемом и перемещением груза осуществлять его остановку на высоте 20-30 см длятого, чтобы убедиться в правильности строповки и выходе стропальщика из опаснойзоны, а также устойчивости крана и исправности тормозов, после чего производитьдальнейшее перемещение груза;

ж) грузы,перемещаемые горизонтально, предварительно приподнимать на высоту не менее 0,5м над встречающимися на пути препятствиями;

з)выдерживать расстояние между обоймой крюка и оголовком стрелы при подъеме грузане менее 0,5 м;

и) укладкугрузов на приобъектном складе производить равномерно, без нарушенияустановленных для складирования грузов габаритов и без загромождения проходов;

к) перемещениемелкоштучных грузов производить в таре, исключающей возможность выпадения грузаво время перемещения;

л) передподъемом или опусканием груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля,железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования,предварительно убедиться в отсутствии стропальщика или других людей междуподнимаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами илиоборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или поднимаемым грузомстены, колонны, вагонов и т.п.; укладку грузов в полувагоны, на платформы ивагонетки, а также снятие их производить без нарушения равновесия;

м) приодновременном действии нескольких башенных кранов на одном пути во избежаниестолкновения работать только в разрешенных для работы зонах, ограниченныхтупиковыми упорами.

9.Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части егоили у механизмов находятся люди, кроме случаев осмотра крана лицом,осуществляющим его техническое обслуживание; при таком обслуживании машинистможет включать механизмы крана только по сигналам лица, производящего осмотр.

10.При перемещении грузов машинисту запрещается:

а) допускатьк строповке грузов случайных лиц, не имеющих удостоверения стропальщика, атакже применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм;

б)производить подъем и перемещение, погрузку и разгрузку грузов краном приотсутствии схем их правильной строповки;

в) подниматьгруз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета; еслимашинист не знает массы груза, то он должен получить письменные сведения о нейу лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

г) резкотормозить механизмы крана, в том числе при повороте стрелы с грузом;

д) отрыватьгруз, засыпанный или примерзший к основанию, заложенный другими грузами,закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз в целях егоотрыва;

е)освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления;

ж) подниматьбетонные и железобетонные изделия, а также другие грузы, не имеющие маркировкимассы;

з) подниматьжелезобетонные изделия с поврежденными петлями, груз, неправильно связанный илинаходящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

и) подниматькирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах, без примененияконтейнеров и других грузозахватных устройств, исключающих падение груза приперемещении; это разрешается только при разгрузке (на землю) или погрузкеавтомашин, их прицепов, железнодорожных платформ и полувагонов;

к) подаватьматериалы в оконные и дверные проемы, если они не имеют приемных площадок;

л) укладыватьгруз на электрические кабели и трубопроводы, а также ближе 1 м от края откосавыемки в грунте;

м) подниматьгруз с находящимися на нем людьми;

н) погружатьгрузы в автомашины и загружать их при нахождении шофера или других людей вкабине;

о) проводитьрегулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;

п) опускатьстрелу или перемещать тележку с грузом до вылета, при котором грузоподъемностькрана будет меньше массы поднимаемого груза;

р) подниматьбаллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры.

11.При техническом обслуживании крана, а также при всех осмотрахэлектрооборудования машинист обязан принимать меры, не допускающие случайнойподачи напряжения. Рубильник на портале башенного крана в отключенном состояниидолжен быть заперт на замок на все время осмотра (обслуживания). При осмотрегибкого кабеля должен быть отключен рубильник на вводе и вывешен плакат «Невключать - работают люди!».

12.Машинист несет ответственность за правильное техническое обслуживание крана. Онобязан:

а) содержатьмеханизмы и металлоконструкции крана в чистоте и исправном состоянии;

б)своевременно смазывать все механизмы крана и канаты согласно указанияминструкции по эксплуатации;

в) хранитьсмазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре, удалять с кранаиспользованный обтирочный материал;

г) следить,чтобы на кране не было каких-либо неукрепленных предметов;

д) неоставлять на площадках и механизмах крана инструмент, детали, посторонниепредметы и т.п.;

е) знатьсроки и результаты проведения слесарем и электромонтером номерных техническихобслуживании крана и его отдельных механизмов и узлов.

Требования безопасностив аварийных ситуациях

13.Машинист обязан опустить груз, прекратить эксплуатацию крана и сообщитьответственному за безопасное производство работ о возникших неисправностях,указанных в п.3настоящей типовой инструкции, а также:

а) приполомке механизмов или металлоконструкций крана;

б) принахождении под электрическим напряжением корпуса электродвигателя, контроллера,кожуха аппаратов, крюка или металлических конструкций крана;

в) при закручиванииканатов грузового полиспаста;

г) принеисправности рельсового пути;

д) принедостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, атакже когда машинист с трудом различает сигналы стропальщика или перемещаемыйгруз;

е) приотрицательной температуре воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана;

ж) присильном ветре, скорость которого превышает допустимую при работе данного крана,указанную в его паспорте; при этом машинист должен выполнять требованияинструкции по эксплуатации против угона крана ветром;

з) при частомсрабатывании электрической, тепловой или иной защиты.

14.При внезапном прекращении подачи электроэнергии или остановке крана из-занеисправностей машинист обязан поставить рукоятки контроллеров в нулевоеположение и выключить рубильник в кабине. Если груз в это время поднят,машинист обязан вызвать ответственного за безопасное производство работ поперемещению грузов кранами и в его присутствии опустить груз растормаживанием.

15.При аварии во время работы крана или несчастном случае машинисту следуетнемедленно остановить кран и поставить в известность об этом ответственного забезопасное производство работ кранами, а также лицо по надзору за безопаснойэксплуатацией крана.

16.При возникновении на кране пожара машинисту необходимо немедленно обесточитьего и приступить к тушению пожара собственными силами, одновременно вызвавчерез одного из членов бригады, обслуживающей кран, пожарную охрану.

Требованиябезопасности по окончании работы

17. Поокончании работы машинист обязан:

а) опуститьгруз на землю, снять стропы и поднять крюк в верхнее положение;

б) установитьстрелу в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу иэксплуатации крана;

в) поставитькран в предназначенное для стоянки место;

г) выключитьрубильник в кабине;

д) закрытьокна в кабине и запереть дверь на замок;

е) выключитьрубильник на распределительном щите и запереть щит на замок;

ж) укрепитькран противоугонными захватами;

з) сообщитьсвоему сменщику, а также ответственному за безопасное производство работкранами и лицу по надзору за безопасной эксплуатацией крана обо всехнеполадках, возникших во время работы крана, и сделать в вахтенном журналесоответствующую запись.

 

 

Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.