На главную
На главную

ТОИ Р-66-10-93 «Типовая инструкция по охране труда для машинистов автомобильных, гусеничных или пневмоколесных кранов»

Обозначение: ТОИ Р-66-10-93
Название рус.: Типовая инструкция по охране труда для машинистов автомобильных, гусеничных или пневмоколесных кранов
Статус: не действующий (Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.)
Заменен: СП 12-135-2002 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 01.01.1994
Дата окончания срока действия: 01.03.2002
Разработан: АОЗТ ЦНИИОМТП
Утвержден: Госстрой РФ (22.11.1993)
Опубликован: ГП ЦПП № 1994

ГОССТРОЙ РОССИИ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистовавтомобильных,
гусеничных и пневмоколесных кранов

ТОИ Р-66-10-93

Москва 1999

 

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д. Левинсон,И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных акционерныхобществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства РоссийскойФедерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранеедействующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и ведомствами.Типовые инструкции являются нормативными документами для работниковстроительных профессий.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. №18-48.

В сборник внесено изменение № 1, утвержденное постановлением МинстрояРоссии от 13 марта 1995 г. № 18-22 (дата введения изменения - 1 июля 1995 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всоответствии с требованиями законодательства об охране труда на работниковорганизаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагаетсявыполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаютсяруководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзнымикомитетами. Указанные инструкции являются нормативным документом и определяюттребования, предъявляемые к работникам в процессе работы.

В целяхунификации требований инструкций по охране труда специализированнымиорганизациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которыеутверждаются министерствами или ведомствами по согласованию с профсоюзами.

Настоящиетиповые инструкции разработаны ЦНИИОМТП с участием специализированныхорганизаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетомОснов законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативныхдокументов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций,утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкцииохватывают наиболее массовые профессии и виды работ в строительстве,строительной индустрии и промышленности строительных материалов, где отмечаетсянаибольший уровень производственного травматизма.

Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемыеко всем профессиям работников или группе профессий, выполняющих определенныевиды работ, выделены в отдельные инструкции. Остальные инструкции составлены сучетом требований, предъявляемых к работникам конкретных профессий различнойквалификации.

СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза
работников строительства
и промышленности строительных
материалов России
от 2 сентября 1993 г. № 309-4

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госстроя России
от
22 ноября 1993 г.
№ 18-48

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов автомобильных,
гусеничных и пневмоколесных кранов

ТОИ Р-66-10-93

Датавведения 01.01.94

Машинистыавтомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов (далее - «машинисты») припроизводстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требованиябезопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работниковстроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальногохозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительныхнорм и правил Российской Федерации, «Правил по устройству и безопаснойэксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора России, а также требованияинструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими кранов.

Требования безопасности перед началом работы

1.Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявитьлицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, удостоверение направо управления краном и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом спецификивыполняемых работ;

б) надетьспецодежду, спецобувь установленного образца;

в) получитьзадание и проверить наличие удостоверения на право производства работ устропальщика.

2.После получения задания на выполнение работы машинист обязан:

а) произвестиежесменное техническое обслуживание крана, если не производился техническийосмотр перед направлением на работу;

б) передпуском крана проверить работоспособность механизмов на холостом ходу и ихисправность, а также приборов и устройств безопасности;

в) проверитьсовместно со стропальщиком исправность съемных грузозахватных приспособлений, атакже наличие на них клейма и бирок с указанием грузоподъемности, датыиспытания, номера и убедиться в соответствии их характеру выполняемых работ;

г) осмотреть местоустановки и зону работы крана и убедиться, что уклон местности, прочностьгрунта, габариты приближения строений соответствуют требованиям безопасности, ахарактеристики крана по грузоподъемности и вылету стрелы соответствуютхарактеру выполняемой работы;

д) призаливке масла в редукторы и рабочей жидкости в гидробак не допускать попаданияих на части машины.

3.Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требованийбезопасности:

а)неисправности механизмов, а также дефектов металлоконструкций или канатов, прикоторых запрещается эксплуатация крана;

б) дефектахгрузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемыхработ;

в)несоответствии характеристик крана по грузоподъемности и вылету стрелы условиямработ;

г) отсутствииили неисправности ограничителя грузоподъемности и сигнального устройства.

Обнаруженныенеисправности следует устранить собственными силами, а при невозможностисделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасноепроизводство работ кранами, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатациейкранов.

Требованиябезопасности во время работы

4.Перед включением механизмов перемещения груза машинист обязан датьпредупредительный звуковой сигнал и убедиться, что в зоне перемещения груза нетпосторонних лиц.

5.Передвижение крана под линией электропередачи следует осуществлять принахождении стрелы в транспортном положении.

6.Установка крана для работы на свежеутрамбованном грунте, на площадке с уклономболее указанного в паспорте, а также под линией электропередачи, находящейсяпод напряжением, не допускается.

Машинистобязан произвести установку крана на дополнительные опоры во всех случаях,когда это предусмотрено по характеристике крана. При этом он должен следить,чтобы опоры были исправны и под них подложены прочные и устойчивые подкладки.

7.Установка крана на краю откоса выемки в грунте допускается только принахождении ближайшей опоры крана за пределами призмы обрушения. Приневозможности соблюдения этого расстояния откос выемки должен быть укреплен.

8.При установке крана вблизи здания, штабеля груза или каких-либо других объектоврасстояние между поворотной частью крана при любом его положении и габаритомуказанных объектов должно быть не менее 1 м.

9.При перемещении груза машинист обязан выполнять следующие требования:

а) начинатьработу только по сигналу стропальщика. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнятьнезависимо от того, кто его подал;

б) в случаенедостаточной обзорности зоны работы и плохой видимости стропальщика, подающегосигнал машинисту, между ними должна быть использована двусторонняя радио- илителефонная связь;

в) определятьгрузоподъемность крана с учетом вылета стрелы по указателю грузоподъемности;

г)производить погрузку или разгрузку автомашин, прицепов, железнодорожныхполувагонов и платформ, а также других транспортных средств только приотсутствии людей в зоне перемещения груза;

д) недопускать при подъеме груза косое натяжение каната грузового полиспаста;

е)производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 20 - 30 см для того, чтобыубедиться в правильности его строповки и выходе стропальщика из опасной зоны,устойчивости крана и исправности тормозов, после чего производить дальнейшийподъем его на необходимую высоту;

ж)выдерживать расстояние между обоймой крюка или грейфера и оголовком стрелы приподъеме груза не менее 0,5 м;

з) пригоризонтальном перемещении груза предварительно поднимать его на высоту неменее 0,5 м над встречающимися на пути предметами;

и) передподъемом или опусканием груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля,железнодорожного вагона, автомашины, необходимо предварительно убедиться вотсутствии стропальщика или других людей между поднимаемым грузом и указаннымпрепятствием, а также в возможности свободного прохождения стрелы крана и грузавблизи этих препятствий;

к) подъемкирпича на поддонах без ограждения производить только при разгрузкетранспортных средств на место складирования;

л) передопусканием груза в выемку грунта убедиться в наличии на барабане грузовой лебедкине менее 1,5 витков каната, не считая находящихся под зажимным устройством;

м) укладку иснятие груза производить плавно, без нарушения установленных для складированиягрузов габаритов и загромождения проходов;

н) при эксплуатациикрана принимать меры, предупреждающие его опрокидывание или самопроизвольноеперемещение под действием ветра или при наличии уклона местности;

о)устанавливать кран или перемещать груз на расстоянии ближе 30 м от крайнегопровода линии электропередачи только при наличии наряда-допуска, подписанногоглавными инженером или энергетиком предприятия, являющегося владельцем крана,под непосредственным руководством ответственного, назначенного приказом поорганизации с указанием его фамилии в наряде-допуске.

10.При подъеме и перемещении грузов машинисту запрещается:

а) допускатьк строповке грузов случайных лиц, не имеющих удостоверения стропальщика, атакже применять грузозахватные приспособления, не имеющие бирок и клейм. Еслиэто произошло, машинист обязан прекратить работу и поставить об этом визвестность ответственного за безопасное производство работ кранами, а такжелицо по надзору за безопасной их эксплуатацией;

б) подниматьили кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данноговылета стрелы. Если машинист не знает массы груза, то он должен получить о нейписьменные сведения у ответственного за безопасное производство работ кранами;

в) опускатьстрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана будет меньше массыподнимаемого груза;

г) резкотормозить механизмы крана, в том числе при повороте стрелы с грузом;

д)подтаскивать груз крюком крана при косом натяжении канатов;

е) отрыватькрюком груз, засыпанный землей или примерзший к основанию, заложенный другимигрузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз вцелях его отрыва;

ж)освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления;

з) подниматьжелезобетонные изделия с поврежденными петлями, груз, неправильно обвязанныйили находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной вышебортов;

и) опускатьгруз на электрические кабели и трубопроводы, а также ближе 1 м от края откосаили траншеи;

к) подниматьгруз с находящимися на нем людьми, а также неуравновешенный и выравниваемыймассой людей или поддерживаемый руками;

л) передаватьуправление краном лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения, атакже оставлять без контроля учеников или стажеров для работы;

м)осуществлять погрузку и разгрузку автомашин при нахождении шофера или другихлюдей в кабине;

н) подниматьбаллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенными в специальнопредназначенные для этого контейнеры;

о) проводитьрегулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе.

11.При передвижении крана своим ходом по дорогам общего пользования машинистобязан выполнять требования «Правил дорожного движения», утвержденных МВДРоссии.

12.Техническое обслуживание крана следует осуществлять только после остановкидвигателя и снятия давления в гидравлической и пневматической системах, крометех случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя.

Сборочныеединицы крана, которые могут перемещаться под действием собственной массы, притехническом обслуживании следует заблокировать или опустить на опору дляисключения их перемещения.

13.При ежесменном техническом обслуживании крана машинист обязан:

а)обеспечивать чистоту и исправность механизмов и оборудования крана;

б)своевременно осуществлять смазку трущихся деталей крана и канатов согласноуказаниям инструкции завода-изготовителя;

в) хранитьсмазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре;

г) следить затем, чтобы на конструкции крана и его механизмах не было незакрепленныхпредметов (инструмента, ограждений, механизмов);

д) следить засвоевременностью проведения номерных технических обслуживаний крана и егоотдельных механизмов и узлов.

Требованиябезопасности в аварийных ситуациях

14.Машинист обязан опустить груз, прекратить работу крана и поставить визвестность об этом ответственного за безопасное производство работ кранами, атакже лицо по надзору за эксплуатацией кранов в следующих случаях:

а) привозникновении неисправности механизмов крана, при которых согласно требованияминструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;

б) при ветре,скорость которого превышает допустимую для данного крана;

в) приухудшении видимости в вечернее время, сильном снегопаде и тумане, когдамашинист плохо различает сигналы стропальщика и перемещаемый груз;

г) приотрицательной температуре воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана;

д) призакручивании каната грузового полиспаста.

15.При потере устойчивости крана во время подъема или перемещения груза машинистобязан уменьшить вылет стрелы, опустить его и сообщить об этом лицу,ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу понадзору за эксплуатацией кранов.

16.При случайном касании стрелой или грузовым канатом линии электропередачи машинистдолжен выпрыгнуть из кабины на землю таким образом, чтобы в момент касанияногами земли не держаться руками за металлические части крана.

17.При возникновении на кране пожара машинисту необходимо приступить к его тушениюсобственными силами, одновременно вызвав через членов бригады пожарную охрану.При пожаре на электрическом кране должен быть отключен рубильник, подающийнапряжение на кран.

Требованиябезопасности по окончании работы

18.По окончании работы крана машинист обязан:

а) поставитькран в предназначенное для стоянки место, затормозить его;

б) установитьстрелу и крюк в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя помонтажу и эксплуатации крана;

а) остановитьдвигатель, отключить у крана с электроприводом рубильник;

г) закрытьдверь кабины на замок;

д) сообщитьсвоему сменщику, а также ответственному за безопасное производство работкранами обо всех неполадках, возникших во время их эксплуатации, и сделать ввахтенном журнале соответствующую запись.

 

 

3
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.