Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
НАОТ
Велко
Новатика - обучение для СОТ

Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

Методический документ содержит рекомендации по классификации, порядку разработки, экспертизы, регистрации, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в дорожном хозяйстве.

Обозначение: ОДМ 218.1.001-2010
Название рус.: Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
Статус: действует
Заменяет собой: ОДМ 218.1.001-2005 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Утвержден: 09.06.2010 Федеральное дорожное агентство (384-р)
Опубликован: Росавтодор (2010 г. )
Ссылки для скачивания:

Распоряжение Федеральное дорожное агентство от 9июня 2010 г. N 384-р

Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации поразработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожногохозяйства"

В целях реализации в дорожном хозяйстве основныхположений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническомрегулировании", применения и соблюдения технических норм, а такжеустановления классификации, порядка разработки и экспертизы, согласования,утверждения, регистрации, обновления и отмены документов системы техническогорегулирования в сфере дорожного хозяйства:

1. Структурнымподразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениямавтомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональнымдирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения,территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов РоссийскойФедерации рекомендовать к применению с 15.06.2010 ОДМ 218.1.001-2010"Рекомендации по разработке и применению документов техническогорегулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - ОДМ 218.1.001-2010).

2. Управлениюнаучно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования(В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ218.1.001-2010 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1настоящего распоряжения.

3. Признать утратившимсилу распоряжение Федерального дорожного агентства от 08 июля 2005 г. NОБ-158-р об издании и применении ОДМ218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документовтехнического регулирования в сфере дорожного хозяйства".

4. Контроль заисполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В.Быстрова.

Руководитель                                                                                     A.M. Чабунин

Отраслевой дорожный методический документ ОДМ218.1.001-2010
"Рекомендации по разработке и применению документов техническогорегулирования в сфере дорожного хозяйства"

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства

5 Порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие, обновления и отмены документов технического регулирования

6 Применение нормативных документов в переходный период

7 Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства

8 Обозначение отраслевых дорожных методических документов

Библиография

1 Область применения

1.1 Отраслевойдорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применениюдокументов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее- методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федеральногозакона от 27 декабря 2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "Отехническом регулировании") и является актом рекомендательного характера вдорожном хозяйстве.

1.2 Настоящийметодический документ содержит рекомендации по классификации, порядкуразработки, экспертизы, регистрации, обновления, отмены и применения документовтехнического регулирования в дорожном хозяйстве.

2 Нормативные ссылки

В настоящемметодическом документе использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от27 декабря 2002 N 184-ФЗ"О техническом регулировании" в редакции Федеральных законов от09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ (далее - ФЗ "О техническом регулировании")

ГОСТР 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальныеРоссийской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТР 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций.Общие положения

ГОСТР 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальныеРоссийской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТР 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов.Организация проведения экспертизы

ГОСТР 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации ирекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения,пересмотра и отмены

ГОСТ Р1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

3 Термины и определения

В настоящемметодическом документе применены термины по ГОСТ Р1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дорожноехозяйство: Комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользованияРоссийской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющиеобследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт исодержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научныхисследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычуи переработку материалов и иную деятельность, связанную с проектированием,строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

3.2 техническоерегулирование: Правовое регулирование отношений в области установления,применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным сними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства,монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, атакже в области установления и применения на добровольной основе требований кпродукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства,строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулированиеотношений в области оценки соответствия (ФЗ "О техническом регулировании").

3.3 техническийрегламент: Документ, который принят международным договором РоссийскойФедерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным впорядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральнымзаконом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлениемПравительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федеральногооргана исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливаетобязательные для применения и исполнения требования к объектам техническогорегулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или ксвязанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включаяизыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ФЗ "О техническом регулировании").

3.4 стандарт:Документ, в котором в целях добровольного многократного использованияустанавливаются характеристики продукции, правила осуществления ихарактеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства,строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ФЗ "О техническом регулировании").

3.5 национальныйстандарт Российской Федерации: Стандарт, утвержденный национальным органомРоссийской Федерации по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").

3.6 свод правил:Документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и(или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства,строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целяхсоблюдения требований технических регламентов (ФЗ "О техническом регулировании").

3.7 стандартиностранного государства: Стандарт, принятый национальным (компетентным)органом (организацией) по стандартизации иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").

3.8 региональныйстандарт: Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ"О техническомрегулировании").

3.9 свод правилиностранного государства: Свод правил, принятый компетентным органоминостранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").

3.10 региональный сводправил: Свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ"О техническомрегулировании").

3.11 региональнаяорганизация по стандартизации: Организация, членами (участниками) которойявляются национальные органы (организации) по стандартизации государств,входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся всоответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

3.12 стандарторганизации: Стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целейстандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечениякачества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также дляраспространения и использования полученных в различных областях знанийрезультатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р1.12) (ФЗ "Отехническом регулировании").

3.13 отраслевойдорожный методический документ: Акт рекомендательного характера, изданныйраспоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве,разъясняющий методологию работ в сфере технического регулирования и (или)содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства,реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог иискусственных сооружений на них.

4 Основные принципы применения и соблюдения норм всфере дорожного хозяйства

4.1 В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании"техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единыхправил установления требований к продукции или к связанным с ними процессампроектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнениюработ или оказанию услуг;

- соответствиятехнического регулирования уровню развития национальной экономики, развитияматериально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимостиорганов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов,исполнителей и приобретателей;

- единой системы иправил аккредитации;

- единства правил иметодов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедуробязательной оценки соответствия;

- единства применениятребований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимостиограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимостисовмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа посертификации;

- недопустимостисовмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимостивнебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдениемтребований технических регламентов;

- недопустимостиодновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органагосударственного контроля (надзора) за соблюдением требований техническихрегламентов.

4.2 В соответствии состатьями 7 и 13 ФЗ "Отехническом регулировании" к основным документам системы техническогорегулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:

- техническиерегламенты;

- национальныестандарты;

- правила (нормы)стандартизации и рекомендации по стандартизации;

- общероссийскиеклассификаторы технико-экономической и социальной информации;

- своды правил;

- стандартыорганизаций;

- международныестандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандартыиностранных государств и своды правил иностранных государств,зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов истандартов;

- актырекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органаисполнительной власти в дорожном хозяйстве.

4.3 В соответствии состатьей 6 ФЗ "Отехническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни илиздоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственногоили муниципального имущества;

- охраны окружающейсреды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждениядействий, вводящих в заблуждение приобретателей;

- обеспеченияэнергетической эффективности.

Принятие техническихрегламентов в иных целях не допускается.

4.4 В соответствии состатьей 7 ФЗ "Отехническом регулировании" технические регламенты с учетом степенириска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования,обеспечивающие:

- безопасностьизлучений;

- биологическуюбезопасность;

- взрывобезопасность;

- механическуюбезопасность;

- пожарнуюбезопасность;

- промышленнуюбезопасность;

- термическуюбезопасность;

- химическуюбезопасность;

- электрическуюбезопасность;

- ядерную ирадиационную безопасность;

- электромагнитнуюсовместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений;

- другие видыбезопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 Федерального закона"О техническомрегулировании".

Технический регламентдолжен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования,требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применениятехнического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формыоценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержатьсясхемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданногосертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельныесроки оценки соответствия в отношении каждого объекта техническогорегулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке илиэтикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержатьтребования энергетической эффективности.

Технические регламентыприменяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или)места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями кпродукции процессов проектирования (включая изыскания), производства,строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или)юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами,приобретателями. Технический регламент может содержать специальные требования кпродукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания),производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке илиэтикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхожденияпродукции, если отсутствие таких требований в силу климатических игеографических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании".

4.5 В соответствии состатьей 15 ФЗ "Отехническом регулировании" и ГОСТР 1.2 национальные стандарты применяются на добровольной основе равнымобразом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхожденияпродукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видовили особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями,продавцами, приобретателями.

Применениенационального стандарта подтверждается